Существует ли та победа, которая объединит Украину?
Вместо послесловия к годовщине Голодомора
Эти цифры очень впечатляют. Даже больше: они указывают на некоторые положительные тенденции в обществе, его интеграцию. Некоторых они даже утешают - хотя это слово в этом контексте едва ли имеет право на существование и должно быть заменено каким-то более нейтральным синонимом.
Впрочем, такая реакция на них понятна: ведь они неопровержимо фиксируют факт существования украинской нации.
Речь идет о том, что, несмотря на всю инерцию советских времен, несмотря на просто-таки неистовую в последние месяцы русскую контрпропагандистскую кампанию, несмотря на официальную позицию двух из пяти парламентских политических сил - Партии регионов и Компартии – несмотря на часто не очень удачную украинскую пропаганду, почти две трети украинцев считают Голодомор 1932-33 годов геноцидом.
63,2% опрошенных Киевским международным институтом социологии или полностью поддерживают, или скорее поддерживают, чем не поддерживают признание Верховной Радой Голодомора актом геноцида украинского народа.
Тем временем в ноябре 2006 года, накануне признания Верховной Радой Голодомора геноцидом, только 38,5% опрошенных сказали, что парламент должен сделать это, не откладывая, и 13,6% – что это нужно сделать, но не сейчас. Вместе – немного больше, чем 50%.
Прогресс заметен, не так ли?
И главное, что солидарны в своих оценках все регионы.
За год количество опрошенных, которые считают, что Голодомор 1930-х годов вызвала тогдашняя большевистская власть, увеличилось в целом по Украине с 65% до 72%, на Востоке – с 46% до 57%, в Центре – с 73% до 82%, на Юге – с 59% до 65% и Западе – с 80% до 85%.
Понятно, что такая солидарность не могла быть достигнута только за счет избирателей НУНС, БЮТ и Блока Литвина плюс почти половины электората Партии регионов.
Даже 41% сторонников КПУ поддерживают сейчас признание Голодомора геноцидом украинского народа, так что Петру Симоненко скоро придется или корригировать свою риторику, или идти в отставку, рискуя потерять свой электорат...
В конце концов, эти цифры известны.
Здесь они приводятся только для того, чтобы проиллюстрировать тезис о возможности достижения единства ("соборности") Украины в определенных проблемах, которые еще недавно вызвали крайне неоднозначную реакцию в разных регионах государства и среди сторонников разных политических сил.
Но вместе с тем и для того, чтобы задать вопрос: а не стало ли такое объединение фактом только потому, что речь идет о жертвах, о трагедии, о погибших, об общей скорби – а не о героях, о победителях, о победе и общем успехе?
Берестечко, Круты, Базар, Голодомор, Большой Террор 1937-38 годов...
Все эти события украинской истории – это трагедии, временами грандиозные, временами меньшие по сугубо формальным масштабам, и, не смотря на сопротивление со стороны некоторых политических сил и силу социальной инерции, оказание почестей героически погибшим и просто втянутым в водоворот истории невинным жертвам стало чем-то обычным и понятным для большинства украинских граждан. И это нормально.
Но нормально ли, что нация научилась объединяться вокруг катастроф и поражений, вокруг жертвенности героев и трагедий невиновных людей, а не умеет, или не хочет, объединяться вокруг героических побед и выдающихся достижений?
И не только на поле боя, а и в мирные времена?
А тем временем общие победы объединяют нацию не менее эффективно, чем общие исторические трагедии. Точнее, такие победы дают национальному сообществу возможность увидеть в себе самом силу утверждения на мировой арене.
Разве Холокост стал бы таким грандиозным символом трагедии европейского еврейства, если бы вследствие военных и дипломатических побед не возникло Государство Израиль, не утвердилось благодаря самоотверженному труду его граждан и не был воздвигнут в нем действительно величественный мемориальный комплекс Яд-Вашем?
А вот с победами в Украине намного сложнее, чем с трагедиями. Так как здесь не очень понятно, а кто же такие, собственно, "мы" в этом контексте.
До недавнего времени все было просто. Советский Союз просуществовал столько лет после того, как идея коммунизма превратилась в фикцию в глазах большинства его населения по нескольким причинам, одной из которых была общая память о "большой Победе" и о "больших жертвах", отданных ради нее.
Но на первом плане была все же Победа. Не случайно репрессии Системы упали на журнал "Новый мир", который еще в 1966 году поддал сомнению в статье "Легенды и факты" рассказ о "28 героях-панфиловцах", ведь речь шла о подрыве одного из устоев этой Системы.
И когда в конце 1980-х сталинско-брежневская версия Второй мировой войны была разрушена, когда широкие круги граждан узнали, что несчастная Зоя Космодемьянская была не разведчицей, а банальной террористкой, заброшенной в немецкий тыл для реализации тактики "выжженной земли" - то есть для сожжения русских сел вместе с немецкими гарнизонами и ... самыми крестьянами.
Что героические оборонцы Севастополя были брошены на произвол судьбы их командованием, которое убежало на "большую землю", а самих солдат и матросов оставило без снарядов и патронов, вывезенных перед этим на Кавказ по приказу командующего Черноморским флотом адмирала Октябрьского, который оправдал все-таки свою настоящую фамилию – Дураков.
Что немецкие летчики вплоть до конца 1944 года господствовали в воздухе над Восточным фронтом, а битву под Прохоровкой на самом деле выиграли немцы, которые потеряли бесповоротно только 5 своих танков против трех с половиной сотен (!!!) советских.
Тогда старая Система вместе с Советским Союзом неизбежно пала.
Очевидно, что не только этот фактор сработал, но и он – не в последнюю очередь.
А вдобавок выяснилось, что цифры потерь в войне безбожно переврали – уже в середине 1990-х годов центральный банк данных мемориального комплекса в Москве на Поклонной горе зафиксировал 19,5 миллионов убитых и пропавших безвести участников боевых действий.
А о скольких данных нет – так как просто некому их предоставить, ведь миллионы красноармейцев погибли, так и не став на учет, и родственников у них не осталось в силу тех или других причин...
Потому-то в путинской России сейчас судорожно восстанавливается модифицированная старая версия "Великой Отечественной войны", в которой СССР победил всех и вся, а западные союзники только путались под ногами.
Потому-то официальные цифры потерь советских вооруженных сил определены в 8 млн. 668 тыс. 400 человек, чтобы не казались очень страшными по сравнению с потерями Вермахта на Восточном фронте... И победы над разными "бендеровцами" записываются на счет русских добродетелей; а вместе с тем в Москве сооружается мемориал донским казакам-воинам "ваффен СС"...
Другими словами, силами Русского государства создается обновленный миф о победе, ради которой "мы за ценой не постоим" - миф, который призван снова объединить россиян в борьбе за...
За что? Считайте, за "план Путина", и не будем уточнять, какой именно должна быть конечная точка этой борьбы.
Таким образом, можно смело назвать еще одну вещь, которая объединит всех украинских граждан, несмотря на официальную русскую пропаганду. Это – память о погибших в той войне на стороне Красной армии.
Дело в том, что в "Книге памяти Украины" уже собраны данные о свыше 6 млн. жителей УССР, которые погибли или пропали без вести, тогда как Россия милостиво "позволяет" украинцам потери приблизительно в полтора миллиона из тех 8 млн. 668 тыс. 400 человек.
А, поскольку реальные потери жителей УССР в рядах "красных" во время Второй мировой войны, очевидно, достигают 7-8 миллионов человек, то память о них, пусть исходя из разных идеологических мотиваций, объединит в 2010 году и Восток, и Запад, и электорат БЮТ, и электорат Партии регионов.
Конечно, если "вынести за скобки" воинов НКВД и УПА или хотя бы не акцентировать внимание именно на них.
Впрочем, официальная Москва своим непременным настоянием на том, что "хохлы" не могли потерять на войне с Гитлером столько людей, как и сегодня, поможет объединению украинских граждан.
И снова, в отличие от России или Польши, у Украины не будет побед, вокруг которых следует объединять всю украинскую общественность.
"Казацкая революция" ой как далеко, и не все там было, по обычаям тех времен, уж очень героическим. Не случайно Богдан Хмельницкий дал Львову, городу своей юности, охранную грамоту, чтобы спасти галичскую столицу от войск Максима Кривоноса.
Битва под Полтавой 1709 года, украинско-шведский союз? Конституция Пилипа Орлика? Освободительная революция 1917-21 годов? Да, там были победы, но чем, в конце концов, все кончилось?
Или участие в "Великой Отечественной войне Советского Союза", то есть в уничтожении одного тоталитаризма во имя утверждения другого?
…В ХХ столетии Польша пережила ряд катастроф и трагедий. Но миссия "Христа Европы", как громко, но не без определенных оснований звали свою страну польские политики и публицисты, состояла не только в страдании – а и в освобождении, во все европейской миссии.
Когда в 1920 году произошло "чудо на Висле" и красные войска Тухачевского, уже нацеленные на Берлин и Париж, были разгромлены Пилсудским, этот факт был использован, да и сейчас удачно используется польскими идеологами.
Когда в 1939-45 годах оккупированная Польша создала настоящее "подпольное государство", которое не смогло уничтожить ни Гестапо, ни НКВД, это тоже стало целиком заслуженным основанием для национальной гордости поляков.
И активное участие поляков во Второй мировой войне на разных фронтах – это неоспоримый факт. Ну, а про "Солидарность" не следует и говорить...
Может ли Украина предложить своим гражданам что-то подобное?
От того, сможет ли, зависит жизнеспособность и дальнейшее существование самой украинской нации.
Так как, позвольте еще раз повториться, только трагические страницы истории не могут стать самодостаточной основой национального строения. Нужны и героически-победные страницы.
Но возможно ли объединение на основе общих идеологических знаменателей значимых в национальном и мировом масштабе действий украинцев, не только военных, за последнее столетие? Оставим этот вопрос открытым.
…А тем временем в Северодонецке собирается съезд тех, кто откровенно стремится возвратить сталинский вариант единства украинцев под знаменами "демократии".
Кстати, в полном соответствии с завещанием "большого вождя", который еще в 1952 году призывал высоко поднять эти знамена в борьбе за интересы всемирного коммунизма, сегодня читай – "путинизма".
Конечно, можно было бы всю эту публику поставить на место силой закона, но будут ли такие действия успешными при условиях фактического отсутствия национального единства в оценке украинских побед прошлого и конечных целей борьбы?
Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей