Вклады бывшего Сбербанка СССР – "Было бы смешно, если бы плакать не хотелось"…
Автору этих строк по долгу службы пришлось перечитать тысячи подобных писем. В них – отражение судеб людей, попавших под "осколки" развалившегося советского государства.
Кто-то остался на улице потому, что положил на счет деньги, полученные от продажи квартиры, и ему не хватило буквально нескольких дней, чтобы рассчитаться за новую.
Кому-то для спасения жизни срочно нужны лекарства, и он просит выдать хоть 200-300 гривен из "нарисованных" в его сберкнижке 5 – 6 тысяч, или даже оплатить за счет этих денег лечение в "бесплатной" больнице.
Таких примеров множество, и почти все они не уступают друг другу по драматизму.
Ясно одно – очень многие граждане все еще возлагают серьезные (и иногда, увы, последние) надежды на то, что обещание, данное украинским государством по возврату долгов государства советского, будет исполнено.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что политики из года в год эксплуатируют эту действительно больную для избирателей тему. Причем, к сожалению, эксплуатация эта становится с каждым годом все бессовестней и бессовестней…
Не знаю, кто в итоге подставил Юлию Владимировну, но из правильной идеи "всерьез заняться решением проблемы", получилась предвыборная профанация, которая, к большому сожалению, в конце концов, нашла свое отражение в коалиционном договоре.
И дело даже не в том, о чем уже многократно писалось – в отсутствии источника средств для выплаты в течение 2-х лет суммы, практически равной годовому бюджету страны - хотя подозреваю, что в качестве источника авторы вышеупомянутой инициативы собирались использовать любимый "насос" под названием "отнять/поделить".
Элементарные математические расчеты показывают, что решить проблему вкладов Сбербанка СССР за два года невозможно физически.
Зато в подобных попытках можно запросто уничтожить "народный" государственный банк, предоставляющий сегодня для населения наиболее доступные финансовые услуги, и вызвать тем самым крупнейший всеобщий банковский кризис в стране.
Сегодня на обслуживании Ощадбанка находится более 52 миллионов счетов бывшего Сбербанка СССР.
В основном это картотеки на бумажных носителях, которые хранятся непосредственно в отделениях. Администрирование этих счетов – тяжелый, практически ручной труд, который, кстати, за редким исключением 2006-го года, никто работникам банка никогда не компенсировал.
Для того, чтобы хотя бы начать первый этап – актуализировать счета и составить единую базу данных, необходимо по каждому из 52 млн. счетов провести контакт с вкладчиком.
Среднее время такого контакта, по расчетам специальной комиссии Минфина, которая занималась изучением этого вопроса, составляет для опытного кассового работника 20 минут. В Ощадбанке ориентировочно три тысячи сотрудников, которые могут выполнить такую работу.
Несложный расчет дает результат – 722 дня.
Учитывая, что в году 224 рабочих дня, получается, что только на выполнение первого этапа – актуализации вкладов – понадобится более 3-х лет, и то при условии, что Ощадбанк перестанет работать как банк – перестанет выплачивать пенсии, не будет принимать коммунальные платежи, проводить кассовое обслуживание, открывать депозиты, кредитовать – а будет заниматься исключительно обесцененными вкладами.
Безусловно, теоретически можно попытаться увеличить количество работников, можно работать по выходным и даже по ночам (хотя не понятно, из каких источников платить зарплату – ведь все прибыльные операции банк должен будет прекратить).
Наверняка, не все владельцы 52 млн. счетов придут в банк – многие, к сожалению, просто не дожили до этого момента.
Но все это, помимо времени, требует значительного финансирования из бюджета. А на сегодня не предполагается даже выделение средств на приобретение необходимой техники и разработку программного обеспечения.
Есть, конечно, еще один вариант – возложить все это непосредственно на Ощадбанк и пустить его ко дну очень быстрыми темпами.
Возможно, именно это имели ввиду те, кто предложил за 2 года решить проблему вкладов? "Нет банка – нет проблемы"?...
Возвращаясь к проблеме источника средств для выплат – даже если он и будет найден, такие темпы выплаты наличных средств населению приведут к инфляции минимум 30%-40% в год.
Готовы ли граждане заплатить такую цену за "решение проблемы вкладов"? Вряд ли… И не понятно, что же они в итоге смогут купить на полученные средства? Не факт, что хватит даже на лекарства...
Не слишком ли дорого для галочки в графе предвыборных обещаний?
А разговоры о том, что сначала необходимо гасить вклады до 2 000 гривен, а потом – остальные, более крупные, лишены всякого смысла и будут разбиты судебными решениями.
Совершенно очевидно, что подобную инициативу ждет судьба признанной неконституционной попытки разбить вкладчиков на возрастные группы и выплачивать сначала тем, кому за 80 и т.д.
В данном случае речь идет о еще более грубом нарушении конституционных прав граждан – почему, например, вкладчик-пенсионер с вкладом 2001 гривна обладает бОльшим правом на получение компенсации, чем такой же вкладчик-пенсионер с вкладом 1999 гривен?
Безусловно, ситуация с вкладами Сбербанка СССР очень сложная, и проблем на самом деле гораздо больше чем те, о которых было упомянуто сегодня.
Но сложная – не означает неразрешимая.
Однако сегодня главная проблема в том, что подобные попытки решить вопрос не поэтапно, а с помощью заведомо нереальных авантюрных сценариев, не только отодвигают сроки его решения, но и полностью дискредитируют сам процесс.
Почему-то кажется, что авторы инициативы "даешь народу 120 миллиардов за 2 года" письма вкладчиков не читали. Издеваться над людьми, давая им надежду подобными обещаниями, в принципе, пока еще легко. Но как потом смотреть им в глаза?..
P.S. Не исключаю, что сбор подписей под коалиционным соглашением проходил бы гораздо легче, если бы оно содержало меньше подобных откровенных авантюр.
Автор: член наблюдательного совета Ощадбанка Александр Морозов