Политическая смерть Ющенко?
капитан которого знает, в какую гавань он направляется.
Украинская политическая муть уже достала не только украинцев, а и тех заграничных симпатиков, которые после оранжевой революции возлагали надежды на довольно быструю интеграцию Украины в европейское и евроатлантическое сообщество.
Сейчас же Украина снова оказалась на политической обочине Европы с нетвердой перспективой, а из экономической и социальной обочины она никогда и не вылазила.
Основная причина такого состояния – неспособность политических элит Украины к системным политическим, экономическим и социальным реформам, которые бы реально продвигали Украину в сторону Европы. К сожалению, "совок" надолго поселился в головах наших лидеров.
Конечно, как заведено в цивилизованных странах, ответственность за состояние дел в государстве несет его первое лицо, то есть президент – так же, как и ответственным за состояние дел на предприятии является его руководитель.
Если же глава государства или предприятия перекладывает ответственность за проблемы на своих подчиненных, то есть, ищет или назначает "стрелочников", порядка в таком государстве или предприятии никогда не будет.
Первым человеком в государстве Украина уже почти три года является Виктор Ющенко. По законам менеджмента, руководитель предприятия несет полную личную ответственность за состояние дел через два года после того, как он возглавил это предприятие.
Полгода дается на ознакомление с предприятием, полгода – на овладение управлением существующей системой и на разработку и начало необходимых реформ, год – на внедрение реформ и получение результатов от их внедрения.
Если руководитель любого уровня через два года своего руководства перекладывает ответственность за неудачную или неэффективную работу предприятия на кого-нибудь или что-нибудь, такого руководителя надо гнать с должности. Толку от него уже не будет.
За почти три года руководства государством нынешним президентом Украина не решила ни одной системной проблемы общества, среди которых прежде всего можно назвать следующие: коррупция во всех эшелонах, неэффективная энергозатратная экономика, заброшенное жилищно-коммунальное хозяйство, отсталое сельское хозяйство и заброшенные села, совковая коррумпированная медицина, разбалансированная неэффективная система власти в центре и на местах, коррумпированная антипредпринимательская налоговая, разрешительная и контрольная системы и т.п..
За времена независимости, включая последние три года, несмотря на паневропейскую риторику государственные учреждения Украины в своей идеологии и организации не приблизились к Европе ни на йоту.
Вместе с тем граждане Украины намного больше стали европейцами (оранжевая революция – этому подтверждение), чем ее лидеры, или "элита", как они себя называют.
К величайшему сожалению, складывается впечатление, что действующего президента сейчас больше всего беспокоит проблема второго президентского срока, чем безотлагательные проблемы украинского общества вместе взятые.
В принципе, в этом ничего странного нет, так как политик, который не стремится к власти, перестает быть политиком. Но политик, который не проникается решением общественных и государственных проблем, или оказывается беспомощным перед ними, не является и не может быть государственным деятелем.
Нынешняя коалициада №2 - это третьи грабли, на которые с упрямством наступает наш президент - после пресловутого Меморандума с ПР в 2005 году, коалициады-2006 и Универсала национального единства, забытого подписантами сразу же после подписания.
Если же еще вспомнить такие факты в политической биографии дореволюционного Ющенко, как увольнение Тимошенко с должности вице-премьера, после чего ей открылась прямая дорогая за решетку; осуждение акции "Украина без Кучмы".
Это поставило "крест" на ожиданиях украинцев на отстранение Кучмы от власти еще в 2001 году; и согласие проведения "политической реформы", в результате которой система власти в стране стала полностью разбалансированной, то становится понятным, что компромиссы Ющенко ради сохранения собственной "политической шкуры" - это его хроническая "клиника".
Эту хроническую болезнь можно записать в "политической карточке" Ющенко следующим образом: "Хроническая непоследовательность и нерешительность в достижении политической цели, склонность к компромиссам с политическими оппонентами вместо настойчивости в отстаивании собственной позиции, склонность к предательству политических союзников ради сохранения собственных политических перспектив, невозможность сформировать дееспособную и эффективную политическую команду, слабые лидерские способности".
Сравните со следующим выражением:
"Он решительный в проявлениях своей нерешительности, невозмутимый в своей привычке всегда колебаться, твердый в своей постоянной мягкотелости, надежный в своей безнадежной необязательности, всесильный в своем бессилии".
Это сказал Уинстон Черчилль про Стенли Болдуина, премьер-министра Великобритании в 20-30 годах прошлого столетия. Кто сейчас помнит о таком премьер-министре?
Очевидно, что Ющенко практически потерял политические перспективы, и, если все же в результате политических манипуляций - совсем не обязательно при помощи фальсификаций, но, возможно, благодаря созданию такой комбинации, при которой народ должен будет выбирать при отсутствии выбора, как уже делали в свое время Ельцин и Кучма - он вторично станет президентом Украины, на политическую пенсию он пойдет с большим позором, чем его предшественник и названный "отец".
Но все-таки у действующего президента еще есть 2 года для исправления своего отрицательного имиджа как внутри страны, так и за ее пределами.
Что можно сегодня сделать для страны такого, что радикально изменит отношение украинского народа к действующему президенту и, таким образом повысит его электоральный рейтинг хотя бы немного выше таких позорных показателей, как сейчас?
Какая политическая сила может стать союзником президента в достижении такой цели?
Очевидно, что выбор союзника в такой работе может быть только из двух политических сил: БЮТ и Партии Регионов.
Что касается Партии Регионов: официально создание коалиции БНУНС с ПР будет означать окончательный развал проекта по созданию президентской партии - хотя и сейчас перспективы создания такой эффективной политической силы, учитывая полный "бардак" в существующем блоке, минимальные, а это значит и потерю политической самостоятельности действующего президента.
Даже если такой союз начнет действительно эффективные реформы, они будут зачислены в позитив Партии Регионов, а не Ющенко с БНУНСом. И такой факт еще больше снизит рейтинг Ющенко в западных и центральных регионах, и абсолютно не добавит в восточных и южных.
Такой союз может продержаться не больше года-полтора, так как накануне следующих президентских выборов ПР больше не нужен будет союз с президентом, более того, такой союз для ПР будет вреден учитывая электоральные перспективы следующей президентской кампании.
То есть в результате такого возможного ситуативного союза Ющенко не позже середины 2009 года останется абсолютно один без всяких электоральных и политических перспектив.
Очевидно, что и союз с БЮТ совсем не будет гарантировать Ющенко перспективу второго президентского срока, так как опять же, если правительству Тимошенко удастся провести несколько удачных социальных реформ, зачетные баллы больше пойдут на баланс Тимошенко, чем Ющенко.
И вряд ли она откажется от перспективы стать первым человеком в государстве, а не постоянным "младшим партнером" в коалиции.
Таким образом, самая лучшая политическая перспектива для Ющенко – это остаться в памяти украинцев, как президент, который "поддержал правительство Тимошенко в осуществлении важных экономических, социальных и политических реформ в Украине".
В том случае, если такие реформы действительно будут осуществлены. Но у Ющенко есть готовый инструмент для начала такой работы – это практически готовое и практически подписанное коалиционное соглашение между БЮТ и БНУНС.
Сейчас семь неподписантов этого соглашения хоронят и такую политическую перспективу действующего президента. Далее – только политическая смерть и "почетное" место на скамье политических неудачников современной Украины: Кравчук, Кучма, Мороз, Ющенко.