Коломойский заходит с тыла
Игорь Коломойский избрал новый объект своих интересов – Полтавский горно-обогатительный комбинат Константина Жеваго.
Коломойский и Жеваго имеют общие черты: они не только непубличные миллиардеры, которые активно инвестируют в политику – эти люди известны еще и жесткими методами поглощения.
Раньше только на уровне слухов существовала информация, что Коломойский выкупил часть акций компании Ferrexpo PLC, которая управляет пакетом в размере 86% Полтавского горно-обогатительного комбината.
Теперь "Украинская правда" получила доказательства, что во время размещения Ferrexpo на Лондонской бирже часть акций приобрел лидер группы "Приват".
В распоряжение редакции попали материалы о текущей структуре собственности компании из информационной системы "Блумберг".
Коломойский напрямую записан владельцем 3,3% в Ferrexpo. Он их приобрел "на входе" – еще 20 июня 2007 года, тогда как Ferrexpo был включен в листинг Лондонской фондовой биржи на пять дней раньше.
Коломойский вместе с Credit Agricole Cheuvreux является вторым по размеру владельцем пакета акций.
Бросается в глаза, что Коломойский, который вообще редко признает свою причастность к бизнес-активам, здесь открыто заявил о своей доле в Ferrexpo. Хотя от его имени в структуре собственности, например, мог быть записан какой-либо инвестиционный фонд.
Возможно, объяснение этому следует искать в черном юморе Игоря Коломойского.
В условиях непубличности Коломойского можно только прогнозировать, с какой целью он вошел в состав акционеров Ferrexpo. Совсем интересный сюжет история может приобрести, если он будет претендовать на место в руководящих органах Полтавского ГОК.
Инструментов влияния на Полтавский горно-обогатительный теперь у него очень много. В частности, как акционер Коломойский может получать инсайдерскую информацию с Ferrexpo. Или подавать иски под предлогом, например, уклонения от уплаты дивидендов. Или через суд срывать собрание акционеров.
В своем недавнем интервью "Украинской правде" консультант "Привата" Геннадий Корбан заявил об амбициях Коломойского пойти в наступление за новыми металлургическими активами.
По сути, развивать этот бизнес смогут только владельцы железорудных ресурсов. Летом этого года произошла беспрецедентная консолидация – слияние металлургических и горно-обогатительных комбинатов Рината Ахметова и Вадима Новинского, которое уже одобрено Антимонопольным комитетом.
Таким образом, рынок, в частности, "Индустриальный союз Донбасса" испытает значительный дефицит украинской руды.
Коломойский же является управляющим акционером Южного горно-обогатительного – единственного большого комбината, ориентированного на внутренний рынок, который при этом не принадлежит Жеваго или Ахметову.
"Пусть у ИСД есть перерабатывающие заводы, но их можно назвать всадниками без головы! Если завтра Ахметов, Коломойский и Новинский договорятся, остановят подачу сырья – кокса, руды и угля, то ИСД останется с металлоломом", - очертил ситуацию Корбан.
Корбан по сути подтвердил, что Коломойский собирается "подбирать" те металлургические комбинаты, которые не выдержат на диете железной руды.
И в этом "Приват" будет конкурировать с Ахметовим за контроль над зависимыми от руды заводами – сейчас очевидно, что в этот список попадает Мариупольский меткомбинат имени Ильича (второй по мощности в стране после "Криворожстали"), "Запорожсталь" (третий по мощности) и активы "Индустриального союза Донбасса".
Таким образом, став владельцем Полтавского горно-обогатительного комбината, Коломойский усиливает свои позиции на рынке – в частности, и через нейтрализацию конкурента в лице Жеваго.
Выйдя на Лондонскую биржу, Жеваго согласился принять довольно жесткие плавила игры, которые, кроме всего, предусматривают и ответственность по британскому законодательству. А гипотетический судебный процесс, который Коломойский может инспирировать в Лондоне, будет требовать намного больше усилий, чем суд в Полтавской области.
Самое парадоксальное, что в такую не очень приятную ситуацию попал Жеваго, который сам проводит агрессивную корпоративную политику. Его вместе с Коломойским называют главными рейдерами Украины.
Жеваго стал первым украинским бизнесменом, который поместил акции на основной площадке Лондонской фондовой биржи.
При помощи этого инструментария он пытался решить проблемы с другой группой – так называемыми "лужниковскими". Москвичи Александр Бабаков и Михаил Воеводин пытались отсудить долю в Полтавском горно-обогатительном комбинате и заставить таким образом Жеваго отказаться от претензий на "Одессаоблэнерго".
Но теперь очевидно, что, спасаясь от одних проблем, Жеваго столкнулся с другими. "Поверьте мне, акции Жеваго, размещенные на бирже, попали в руки его конкурентов. Практически все! Другое дело, что они попали в руки разных конкурентов", - недавно прозрачно заявил Корбан в интервью "Украинской правде".
Владельцем контрольного пакета Полтавского горно-обогатительного комбината Жеваго стал в 1996 году, когда приобрел его у группы бизнесменов, сосредоточенных вокруг партии "Реформы и порядок".
Причем предприятие, которое сейчас стоит миллиарды, тогда, в разгаре экономической депрессии, казалось совсем бесперспективным для прежних владельцев. Единственным достойным активом они называли осетровое хозяйство при комбинате.
По некоторой информации, тогда, в 1996 году, Жеваго заплатил за 52% акций 10 миллионов долларов и... штрафные санкции, поскольку деньги он внес с опозданием.
Сейчас на порядок выше стоит миниатюрная доля Коломойского в Ferrexpo, которая владеет Полтавским горно-обогатительным комбинатом – по состоянию на 21 ноября его 3,3% оценивались в 85 миллионов долларов.
***
Кроме Ferrexpo, Коломойский также напрямую записан как акционер компании Central European Media Enterprises, которая является основателем украинской телекомпании 1+1.
Коломойский является седьмым по величине владельцем СМЕ – его доля составляет 3,55%, что в текущих котировках составляет 133 миллиона долларов.