Грузинская заморока
...И что интересно: со времен знаменитого "Пастернака не читали, но решительно осуждаем" психология массового украинского человека почти не изменилась.
Даже больше: эпидемия всезнайства, которая раньше не касалась научно-экспертных кругов, уже начала охватывать и их.
Политологи, которые никогда не были в Тбилиси и из всех грузинских слов в лучшем случае знают разве что "хачапури", "ркацители" и "саперави", напускают на свои лица тень мудрости и велеречиво анализируют наименьшие тонкости взаимоотношений между властью, оппозицией и гражданами в стране, которую ее народ зовет Сакартвело.
"Диктатура", "народное восстание", "фюрер", "тоталитарный режим", "демократическая оппозиция", "притеснение свободы слова" – только и срываются с губ.
Счастливые люди – им все ясно и понятно, как когда-то преподавателям научного коммунизма и не менее научного атеизма!
Автор может честно признаться, что многое не знает. А из того, что знает, вырисовывается очень противоречивая картина современного грузинского политического конфликта.
От грузинских журналистов, которые далеко не в восторге от Саакашвили – и как политика, и как личности – скажем, стали известны данные местных социологов о том, что президента и в дальнейшем поддерживает около 60% граждан.
И хотя один из лидеров грузинской оппозиции Коба Давиташвили в программе "Свобода слова" от 9 ноября сказал, что он "в эти лживые социологические опросы не верит". Слишком много мы слышали из уст аутсайдеров последней нашей избирательной кампании подобных фраз, то есть, что они "не верят в лживую социологию", чтобы вот так отвергнуть эти 60%.
При этом тяжело сказать: а хорошо ли это, что 60% грузинов продолжает поддерживать своего президента, или плохо? Ведь, как известно, уровень поддержки Лукашенко или Путина еще выше, но относятся ли эти государственные лидеры к основам мирового прогресса и демократии?
Еще больше меня беспокоит то, каким становятся в описании тбилисских коллег большинство лидеров грузинских оппозиционных сил. По меньшей мере, высокомерные наполеончики кавказского масштаба...
Возможно, действительно у грузинов выбор между шилом и мылом? Или журналисты слишком придирчивые и хотят иметь дело с рыцарями без страха и упрека?
С другой стороны, может ли в принципе опальный миллиардер Бадри Патаркацишвили - очень пылких сторонников которого в Тбилиси иронически называют "бадриотами" - быть бескорыстным борцом за грузинскую демократию?
И нет ли здесь отдаленных ассоциаций с давним временем, когда главным антифашистом был лично товарищ Сталин?
И с безоговорочной защитой свободы слова, кажется, все не совсем просто. Кто бы сейчас, зная дальнейший ход событий, взялся защищать свободу "Фолькишер беобахтер" образца 1932 года или "Правды" образца весны 1917 года?
Собственно, зачем ходить далеко? Как раз 90 лет тому назад большевики, полностью пользуясь провозглашенными Центральным Советом демократическими свободами, открыто готовили – с масштабным использованием прессы! - вооруженное свержение власти этого самого Центрального Совета.
И, наконец, своего добились – правда, самостоятельно справиться не удалось, пришлось действовать с использованием "братской помощи русского народа", и такой эффективной, что в Киеве расстреливали каждого интеллигента, который имел неосторожность публично заговорить на украинском языке.
Тогда едва не расстреляли большевистского министра ("народного секретаря") Владимира Затонского; правда, пуля догнала его в 1939 году. А верил же, бедняга, что борется против "петлюровской диктатуры", за светлое будущее. Доборолся...
Но больше всего в этом контексте "забавляет" поведение братьев-россиян: как они дружно осуждают притеснение свободы слова в Грузии и готовы ехать туда, чтобы бороться там за эту свободу.
А на Красную площадь выйти, как в 1968 году горстка свободолюбивых интеллигентов, слабо? Или традиционно у соседа в глазу соломинку видно лучше, чем бревно – в своем?
Тем более, что танцы вокруг Грузии официальная Москва развернула просто-таки грандиозные. И с очевидным использованием стилистики давно прошедших времен.
Например, заявило на днях русское МИД (цитирую на неповторимом и сочном языке оригинала): "К сожалению, подтверждается впечатление о том, что досрочные выборы задуманы как откровенный фарс, призванный обеспечить сохранение власти в руках нынешнего руководства.
Впрочем, на это с самого начала указывала дата выборов, установленная таким образом, чтобы за остающийся короткий промежуток времени оппозиция не успела сплотить свои ряды, а общество – преодолеть синдром страха после жестокого подавления протестов".
Понятно, что в таком же тоне отрицается и заявление руководства Грузии о перебрасывании в Абхазию русских воинских подразделений и подготовку к вторжению непосредственно в Грузинскую республику: "Спецпатруль миссии ООН по наблюдению в Грузии немедленно провел тщательный мониторинг в соответствующих районах.
Никакой техники там не обнаружилось, и местные жители ее передвижений не отмечают… Переброска российских военных в Абхазию – фантазии Саакашвили в духе Яна Флеминга…
Осуществляя этот циничный сценарий, удивительно напоминающий прошлогодние события вокруг выборов в местные органы власти, грузинское руководство продолжает раздувать шпиономанию и накачивать образ внешнего врага".
Ну, а дальше официальная Россия оказывается главным борцом за свободу слова в соседней стране: "Вот и на сей раз граждане Грузии, живущие в условиях жесткой цензуры, вряд ли узнают о том, что очередной антироссийский выпад на поверку оказался очередной ложью".
Ну, просто-таки нарочно не придумаешь: в один и тот же день мы узнали, что в русской столице в который раз уже запрещен оппозиционный "Марш несогласных" – и что Россия обвинила грузинскую власть в "преследованиях оппозиции"...
Но я не просто так приводил такие большие цитаты из заявления русского МИД. Как по мне, стилистика этого документа коррелирует с текстом, интересным не только в историческом плане, напечатанным в "Правде" 30 ноября 1939 года:
"Редактор "Правды" обратился к тов. Сталину с вопросом: как относится т. Сталин к сообщению агентства Гавас о "речи Сталина", якобы произнесенной им "в Политбюро 19 августа", где проводилась якобы мысль о том, что "война должна продолжаться как можно дольше, чтобы истощить воюющие стороны".
Тов. Сталин прислал следующий ответ: "Это сообщение агентства Гавас, как и многие другие его сообщения, представляет вранье. Я, конечно, не могу знать, в каком именно кафе-шантане сфабриковано это вранье. Но как бы ни врали господа из агентства Гавас, они не могут отрицать того, что:
а) не Германия напала на Францию и Англию, а Франция и Англия напали на Германию, взяв на себя ответственность за нынешнюю войну;
б) после открытия военных действий Германия обратилась к Франции и Англии с мирными предложениями, а Советский Союз открыто поддержал мирные предложения Германии, ибо он считал и продолжает считать, что скорейшее окончание войны коренным образом облегчило бы положение всех стран и народов:
в) правящие круги Англии и Франции грубо отклонили как мирные предложения Германии, так и попытки Советского Союза добиться скорейшего окончания войны.
Таковы факты.
Что могут противопоставить этим фактам кафешантанные политики из агентства Гавас?"
Обратите внимание на:
а) очень похожие тональность и литературный стиль этого документа и заявления русского МИД касательно Грузии;
б) поставленные с ног на голову факты про обстоятельства начала Второй мировой войны – и традицию строить идеологию так же и сегодня;
в) стопроцентную правдивость сообщения агентства Гавас о содержании речи Сталина на заседании политбюро ЦК ВКП(б) 19 августа 1939 года, - хотя эта правдивость была доказана только в 1990-х годах...
Не знаю, как вас, а меня лично такая похожесть наталкивает на определенные размышления. Читателям УП не надо разжевывать, какие именно. Тем более, что сегодня Сталин для официальной России – едва ли не идеал политика...
И, наконец. Если украинские эксперты главным критерием оценки грузинских событий считают личное мужество тех или других участников оппозиционных манифестаций, мне даже как-то неловко с ними дискутировать.
Ведь каждому хотя бы немного образованному человеку сразу придет в голову, скажем, фамилия героического оппозиционера, молодого поэта, убитого идейными врагами, чье имя потом вело его партию к победе в национальной революции. Хорст Вессель.
...Но что интересно: род деятельности этого, действительно, мужественного парня до того, как он стал нацистским партийным активистом – сутенер.
По непостижимой иронии судьбы его убийца, не менее мужественный и боевой ротфронтовец Али Хеллер перед этим тоже занимался профессиональным сутенерством...
Итак, не следует ли осторожнее выносить безапелляционные приговоры, воспевать героев уличных стычек и призывать к очередной революции?
Одно слово: чтобы компетентно говорить что-либо о событиях в Грузии, следовало бы располагать оттуда хорошей информацией. Такой, которую могут проверить твои коллеги.
Следовало бы – прежде всего! – нашим ведущим телеканалам послать туда журналистские бригады. Газетам – тоже.
И всезнающим политическим экспертам вылетать на неделю в Тбилиси. А потом всем вместе немного подождать и взглянуть, какими будут процесс и результаты президентских выборов в этой стране.
Вот тогда и станет ясно, кто фюрер, кто демократ, кто неудачник, кто скрытый агент ФСБ, кто представитель ЦРУ, кто непризнанный пророк, а кто просто дурак.