СПУ: Подковерные игры на Титанике

Понедельник, 19 ноября 2007, 10:16

Sic transit gloria mundi… Так проходит мирская слава. Если раньше социалисты не понимали всей сути этой фразы, то ХІІІ съезд партии дал им возможность полностью понять смысл выражения древних римлян.

На то, что партии сейчас плохо, указывало уже само место проведения съезда. Вместо помпезного Октябрьского дворца или демократического ДК КПИ, социалисты забились в крохотный зал Киевского университета строительства и архитектуры, который едва вместил всех приглашенных.

Видимо, избирательная кампания так потрясла кошельки социалистов, что и на приличное помещение средств уже не осталось. Поэтому разбор пролетов социалистам пришлось делать в зале, в котором, по признанию Мороза, были такие сквозняки, "що аж штани знімає".

В такой экстремальной обстановке лидер СПУ и попробовал найти виновного в проигрыше партии на выборах и сохранить выгодный для себя расклад в партии.

Рокировки кордебалета

Еще задолго до съезда в партии заговорили о том, что следует подвергнуть наказанию виновных в провале.

Единственный, кто избежал прямых обвинений, был сам Мороз. Его посмел атаковать только приемыш Василий Волга, который, как известный лягушонок в мультике, решил, что ему море по колено и горы по плечо. Верхушка СПУ "без шума и пыли" справилась с неавторитетным бунтарем на корабле, отправив его на ту же обочину политпроцесса, на которой и подобрала.

Со своими однопартийцами оказалось сложнее. И раньше не очень довольные тем, что происходит в партии, они получили повод высказать руководству официальное "фе".

Под шквал внутренней критики попали Иван Бокий, Валентина Семенюк, Станислав Николаенко, другие старожилы и по совместительству секретари партии. Приз же главного виновника достался многолетний правой руке Мороза Ярославу Мендусю, который заведовал креативной частью кампании.

Перед съездом все секретари подали в отставку

Чего только стоит пожелание главного финансиста СПУ Владимира Бойко, который дал партии лучший результат на выборах в подконтрольном ему Мариуполе, "почистить партию от прохиндеев". В этом заявлении была только одна фамилия - Мендусь.

Мороз лично ответил на это обвинение, назвав высказывание Бойко некорректным, а всю вину возложил на плохую работу низовых активистов. Но после этого атаки на Мендуся не прекратились.

И причина этого была, кажется, не только в результатах выборов. Скорее, речь шла о борьбе за место второго лица в партии между Ярославом Мендусем и Василием Цушко.

Оба стали публичными лицами приблизительно полтора года назад, когда дверью СПУ хлопнули серый кардинал Иосиф Винский и публичный оратор Юрий Луценко. Тогда, став первым секретарем, Цушко начал проводить свою аппаратную политику в партии. Говорят, это не очень понравилось Морозу, и он отправил слишком активного соратника на вакантную должность в МВД. На хозяйстве же партии остался давно проверенный Мендусь.

Понятно, что с первых дней работы Верховной Рады заборный "герой Украины" станет безработным, и вернется к работе в партии. И тогда придется решать вопросы второго лица партии. По идее, Цушко должны были бы возвратить должность первого секретаря партии, которую по сей день занимал неприметный Николай Мельничук, но...

На прошлой неделе эту должность решили ликвидировать, соединив ее с функциями председателя. Дело стояло за тем, что бы провести это решение через съезд. Вот только главные герои на него не пришли. Мендусь заболел, Цушко продолжает лечение в Одессе. Вместо них отношения пришлось выяснять Морозу и Евгению Филиндашу.

Как длинные речи заставляют менять носки

Как правило, в программах всех съездов организационные кадровые вопросы стоят последними в повестке дня, пропуская вперед разные отчеты. Таким образом, проведя весь день в размышлениях на демагогические темы, на разговор по сути времени не остается.

Съезд СПУ в этом смысле не стал исключением. Шесть часов делегаты израсходовали на обсуждение результатов выборов. Из них полтора часа длился доклад Мороза.

В ней лидер СПУ немного сожалел, что в отличие от БЮТ и НУНС не стал во время кампании на оппозиционные рельсы, а, имея ничтожное представительство во власти, старался ее защищать. Сожалел, что партия так и не смогла объяснить избирателю переход к антикризисной коалиции.

По словам лидера СПУ, его партия была обречена стать обвиненной в измене при любом раскладе сил, чтобы оправдать коалицию НУ и ПР. И теперь он ждет, что через несколько месяцев его прогнозы осуществятся, и все увидят, что год назад он был прав.

Из всего доклада лидера СПУ его партия представлялась заложником клановой борьбы за распределение власти.

"В той борьбе (после выборов 2006) социалисты были лишними, были довеском и ситуативно вмешались в сферу чужих интересов. Нас со временем планировали вытеснить из этой борьбы, готовя соответствующие основания так называемой измены. Лишними мы стали и в новой конфигурации власти, стали теми, кто мешает достичь желаемого результата в делении сфер влияния, соответственно частных интересов. Не случайно с апреля этого года велись двусторонние консультации между бизнесовыми кругами двух лагерей – от Кабмина и администрации президента. Результатом этих переговоров и стала авантюра с досрочными выборами. Нас предали!", - негодующе поставил точку Мороз.

Но предали СПУ, по его словам, не только чужие, но и свои.

"Члены, партии, попав в структуры власти, в особенности исполнительной, стали сторониться своей партийности. Не удивительно, что во время выборов мы не получили поддержки своих выдвиженцев - это наш общий недостаток", - возмущался Мороз.

Вот как, по мнению лидера СПУ, должны были работать представители партии во власти:

"Если министр представляет аграрную область, то это не означает, что все аграрии будут голосовать за партию. Это невозможно. Методы административного влияния не проходят, но речь идет о создании влияния в отрасли при помощи отраслевых СМИ. Речь идет об использовании отраслевых СМИ с подготовкой для них пресс-службой партии и соответствующими специалистами в областных комитетах имиджевых материалов для популяризации коалиции. Речь идет об использовании некоторых работников отрасли для популяризации газеты "Товарищ", в том числе стационаров больниц, работников МЧС, отделов милиции, школ, библиотек, сельсоветов".

Конечно, от подобных ценных указаний немного отдает духом СССР, но другие секреты политической кухни выглядят не менее отвратительными.

"Работа обкома была направлена на дискредитацию партии, откровенное подогревание БЮТа. Кто будет представителем СПУ в участковых избирательных комиссиях, принималось непосредственно в штабах БЮТ", - раскрывал Мороз в докладе работу штабов на Днепропетровщине. Но, не только они были обвинены в "продажности" на участках.

Далее влетело киевским обкомовцам, которые распространили информацию, что некоторые штабы раздавали продуктовые пайки, а их всем не хватило, что вызвало ссоры.

"Эти бессмыслицы тиражируются в СМИ. Продуктовыми пайками в центральном избирательном штабе никто не занимался – такую ерунду или провокацию никому не рекомендовали политсоветы. Если делали это сами, то имейте хоть смелость признаться", - возмущался лидер СПУ.

Еще одной причиной недовольства партийного лидера стали банеры. Ведь этот продукт, изготовленный креативной группой Мендуся, не смогли достойно разместить.

Особое недовольство Мороза вызвало то, что один из банеров, в котором он обещал благосостояние молодым семьям, повесили на недостроенном доме.

Но то, что так зацепило лидера СПУ, похоже, полностью оставило равнодушными участников съезда.

Например, министр транспорта Николай Рудьковский наслаждался в это время приятным разговором с молодой социалисткой, потихоньку хлебая чай из пластикового стаканчика и закусывая шоколадкой. Когда же миловидная соседка пошла получать деньги на дорогу, министр решил немного поправить свой гардероб. Мужчина в дубленке украдкой передал Рудьковскому сверток с новыми носками и обувью. Министр переоделся, не вставая из кресла.

Голая правда

Кстати, переодевание на съезде устроил не только министр транспорта. Валентина Семенюк, которая по началу радовала зал своим декольте, через три часа полностью запаковалась в свою шубу. Еще через несколько часов не выдержал и Мороз – потянулся за пальто.

Но чем холоднее становилось в зале, тем горячее становились дискуссии. Высказать свою мысль пожелало 70 социалистов из 400 участников съезда.

"Сан Саныч, мы проиграли выборы не в 2007 году, а тогда, когда начали включать в списки вместо преданных активистов известных людей. Я не знаю, кто это придумал, но когда вместо проверенных людей пришли вчерашние враги и начали диктовать, кого ставить, мы не могли не проиграть", - в конце концов, прорвалась к трибуне представительница Сум.

"Позорно, что в проходную часть стали брать людей, близких к главе и тех, кто, кажется, пожизненно прописался в Раде", - возмущалась женщина, требуя свободной конкуренции.

Потом Александр Барановский начал требовать обвинять "не только оркестр, но и дирижеров", а за ним подоспел и юный партийный оппозиционер Евгений Филиндаш, который поставил требование отправить в отставку всех секретарей, включая и себя.

"Донецкая и Одесская области показали результат на авторитете Бойко и Цушко. И практика показывает, что надо просить Матвиенкова, Бойко идти в руководство партии, и Цушко просить", - заявил Филиндаш.

Когда старейшин партии в очередной раз в чем-то обвинили, Валентина Семенюк не выдержала - стукнула по столу, покрутила у виска и произнесла пламенный спич о том, что на пенсию отправлять ее рановато.

Валентина Петровна припомнила, сколько сделала для однопартийцев, что из-за них "не жила, а только работала", и, кажется, даже шла на противозаконные шаги, чтобы приобрести офис для партии.

"И вот теперь я слушаю, что вы говорите о нас здесь сидячих, так лучше примите еще решение - отправить нас просто, так как мы уже списаны. Я бы не хотела уходить так потому, что я член партии, как все вы. Давайте будем товарищами. Я когда на Кабмине выступаю, то знаю, что за меня Николаенко горло порвет, а я за Николаенко. Вы думаете, среди шакалов легко? (...) Вы знаете, сколько денег на выборы пошло? Мне и сейчас больно от мысли...", - огорчилась Семенюк.

Тогда как председатель Фонда госимущества не рискнула называть сумму, которая пошла на выборы из государственных фондов, Мороз решил рассекретить свою.

"Вы знаете, сколько денег мы профукали - другого слова у меня нет - на этих выборах? 42 миллиона гривен. Представьте, какая ответственность должна лежать на тех людях, которые их израсходовали", - сказал Мороз.

"Теперь у Тимошенко будет 2 млн. грн. ежемесячно на поддержку структуры, которой как партии не существует, но есть организации в регионах. Мы же выбросили возможность получить 400 тысяч ежемесячно. Это 92 тысячи долларов", - почти закипал он.

"Теперь у меня возникает вопрос: надо ли брать в список людей, иногда искажая партийные идеи, чтобы иметь какие-то средства?", - спросил Мороз, расставляя точки над "і".

А дальше пошла защитная речь в пользу Мендуся.

"Кто знает, что каждый выпуск на Первом канале, 1+1, ICTV и Интере сопровождался тем, что делает Социалистическая партия? Это не так просто! Это надо уметь, надо подойти с людьми сотрудничать, надо контакты иметь, вопросы знать на телевидении. Это креативная работа. И если сегодня тот или другой не видит работы, это хорошо, значит, хорошо работает эта группа", - подчеркнул Мороз.

"А потом - как рекламировать тех, кто этого не хочет? Мы приняли решение на политсовете, что пятерку надо популяризировать. Так это повеситься можно, люди добрые! Найти фотографию нашего прекрасного менеджера Владимира Бойко невозможно! Он журналистов к себе не подпускает, говорит "это рэкетиры", - рассказал лидер СПУ.

"Или Василий Петрович... Вот его креативщики придумали, что надо сфотографировать его с собакой. Талант!... ", - снова возмутился Мороз и вспомнил анекдот о редакторе, который, долго выбирая заголовок к фотографии Хрущева на свиноферме, написал "Никита Хрущев - третий слева".

Завершал Мороз очередную речь о том, как 27 мая спас страну от гражданской войны, пойдя на переговоры с Ющенко.

Когда съезд дошел до кадровых вопросов, на часах был почти шестой час. К этому времени по повестке дня работа должна была уже завершиться.

В начале съезда Мороз предложил провести тайное голосование по главе партии, чтобы не было давления, и внес шесть кандидатур, в частности - Семенюк, Николаенко, Цушко. Повторил он свою идею и под конец собрания. Но времени на это уже не было. У большинства делегатов в карманах лежали билеты домой на 20 часов. Поэтому процесс пустили по конвейеру.

Председательствующий на съезде Мельничук внес кандидатуру Мороза как единственную на главу партии. В пику ему киевский социалист Степанов внес кандидатуру Николаенко, но тот взял самоотвод.

Большинством голосов Мороз был переизбран председателем партии, против оказался только сам Степанов. Еще сорок минут - и внесены изменения в устав и избран политсовет.

Через несколько часов этот обновленный и сокращенный орган партии постановит такое необходимое Морозу решение – об объединении им должности председателя и первого секретаря политсовета. Теперь тем, кто видел себя не первым, но и не вторым лицом в партии, придется удовлетвориться ролью придворных фрейлин.

Но, как сказал Мороз в ответ на инициативу одного из черниговских делегатов сделать Николаенко заместителем и выдвинуть его потом в президенты: "Вопрос не актуален".

Фото Дмитрия Амидова

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде