Революция 2008-го года
Мы все потеряли что-то на этой безумной войне.
Скажи мне, где твои крылья, которые нравились мне?
"Наутилус Помпилиус"
Резонанс, который вызвала статья "Революция продолжается", подтолкнул автора этих строк снова сесть за компьютер.
В самом деле, нельзя оставлять без внимания и без ответа резоны почтенных политиков, политологов и интеллектуалов, которые убедительно доказали, что если митинги оппозиции разгоняют в Тбилиси или Одессе, то это – проявление демократии, а если в Нижнем Новгороде или Петербурге, то это – диктатура.
И если президентский авторитаризм в России или Беларуси – это попрание прав человека, то такой же авторитаризм в Украине или Грузии – благо, которое спасает нас от иностранных супостатов, и которое отдельные украинцы и грузины (числом от нескольких сотен тысяч до миллионов) не способны понять.
"ЗА ГОРАМИ ГОРИ, ХМАРОЮ ПОВИТІ..."
Ну не понимают они, эти продажные московские люди в Грузии и в Украине, что когда пять людей в масках и в черной форме без единых отличий, бьют палками грузина, который лежит посреди проспекта Руставели, то это ради блага этого же грузина.
Не понимают и те двое, которые бросились на этого парня, чтобы своими телами закрыть его от побоев, что все это происходит ради грузинской демократии.
Не понимает политологических аксиом и старорежимный священник церкви Кашвери, который старался не пустить к храму вооруженных спецназовцев, а в ответ получил гранату со слезоточивым газом - в старинной церкви старались спрятаться от этого же газа противники Саакашвили.
И что уж говорить о несознательном грузине, сбитом на холодную ноябрьскую землю потоком воды из водомета. Он упал и снова поднялся, поток воды сбил его на землю второй раз – он снова встал.
Действительно, зачем подниматься, ползай себе ради саакашвиливской демократии. То, что ты встал с колен – преступление против президента Михо, а, таким образом, и против демократической Сакартвело и ее ориентации на США и НАТО. За это ты получишь пятнадцать суток, а может, и отсидишь "по полной катушке" в условиях чрезвычайного положения.
И уже неважно, что статья 11 европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод, Общая декларация прав человека ООН, Международный пакт про гражданские и политические права и ряд других международных документов, ратифицированных в свое время и Республикой Грузия, гарантируют свободу мирных собраний.
Если нормально то, что в Тбилиси против мирных протестов оппозиции вышли вооруженные люди, то, конечно, нормально и то, что в мае в Киев по приказу генерала Кихтенко (ясно, что этот приказ не мог быть не согласован с Ющенко) двигались вооруженные солдаты внутренних войск.
Правда, не дошли они до Киева не потому, что их остановили гаишники, а потому, что сами не захотели заниматься полицейскими функциями – гаишники были только удобным поводом для остановки солдат, которые не собирались поднимать руку на собственный народ.
Но сосредоточение всех "силовых" ведомств под единым руководством, то, чего добивается Ющенко и его администрация, приведет Украину к состоянию России или Грузии.
"ЦАРЯМ, ВСЕСВІТНІМ ШИНКАРЯМ..."
На самом деле нет никакой разницы между президентскими авторитаризмами в России, Беларуси, Грузии или Украине.
И там, и здесь разгоняют оппозиционные митинги. И там, и здесь закрывают "неудобные" телеканалы или отдельные передачи и увольняют "неудобных" журналистов.
И там, и здесь увольняют судий за то, что они выносят или собираются вынести "неправильные" решения.
И там, и здесь перекраивают Конституции под "лидера нации". Различие между Россией, Беларусью, Грузией и Украиной вовсе не в характере диктатуры.
На самом деле различие между нами всего лишь в том, что россияне и белорусы сегодня согласны терпеть "сильную руку", тогда как грузины восстали против "сильной руки", а Украина находится в состоянии равнодушия, которое, уверен, рано или поздно заменится новым социальным взрывом.
Когда-то, во времена "Украины без Кучмы", в борьбе с авторитаризмом Украина шла впереди Грузии. Потом грузины опередили нас. И сегодня они подают нам пример.
Мы – следующие. В свое время мы даже не могли предвидеть, как быстро после "Украины без Кучмы" наступят "помаранчевые" события. И следующий этап украинской демократической революции наступит так быстро, как никто и не надеется.
Уверен, Беларусь и Россия последует за нами. И убежден, что и грузины, и украинцы, и россияне теперь не пойдут на замену Шеварднадзе на Саакашвили, Кучмы на Ющенко и Єльцина на Путина.
Пришло время понять, что менять надо не президентов, а Систему. В свое время, весной 2001-го большинство украинцев было готово проголосовать за парламентскую республику, так как мы поняли, какую опасность для общества несет сосредоточение всей власти в одних руках.
"МІЙ БОЖЕ МИЛИЙ, ЯК ТО МАЛО СВЯТИХ ЛЮДЕЙ НА СВІТІ СТАЛО..."
Понимаю политиков и политологов, которые отрабатывают свой хлеб, доказывая, что в Украине, как и в Грузии, президенты защищают демократию от внутренней и внешней опасности. Иначе невозможно, ведь грузинский президент – лучший друг украинского президента и если мы поставим под вопрос достижения "революции роз", то автоматически поставим под вопрос и достижения "помаранчевой революции".
Понимаю их даже тогда, когда они призывают объединиться вокруг "национальных лидеров" в противовес западной (в России) или восточной (в Украине) или северной (в Грузии) угрозе.
Понимаю и американские и европейские организации, которые, рискуя быть обвиненными в двойных стандартах, ради определенных геополитических соображений закрывают глаза на неконституционный разгон парламента и разрушение судебной системы в Украине и диктаторские замашки Саакашвили в Грузии. Правда, после кровавых событий 7-го ноября в Тбилиси Запад вынужден был довольно громко прикрикнуть на грузинского фюрера.
Но не понимаю молчания по этому поводу украинских правозащитников и гражданского общества в целом.
Тех, кто когда-то прямо говорил о нарушении гражданских прав в Украине во времена Кучмы. Возможно, такие отсутствуют? Или, скорее всего, они есть, но куда-то подевалась совесть? Совесть, которая сегодня так нужна украинской нации.
Ведь объединение вокруг "национального лидера" и предоставление ему больших властных полномочий ради противодействия внешней угрозе, в какой бы стране это не происходило, в России, Грузии или Украине, – просто удобная ширма, за которой привластные группировки большого капитала будут делать все, что захотят, прикрываясь "национальными интересами".
Нам говорят, что полномочия президента Ющенко – преграда для диктатуры "донецких". Но у группировки большого капитала, которая стоит за Ющенко и у группировки большого капитала, которая стоит за Януковичем, одна социальная природа и они в равной степени стремятся к сосредоточению всей власти в собственных руках.
Договоренность между Ющенко и Балогой с одной стороны и Януковичем и Ахметовым с другой открыла в свое время дорогу для перевыборов парламента.
В начале года Партия Регионов вместе с Блоком Тимошенко проголосовали за закон "О Кабинете Министров", который ограничивал полномочия президента.
Проголосовали только потому, что так было лучше исходя из тогдашней их точки зрения, которая (точка зрения) определялась их местом в правительстве или в оппозиции. А сегодня и БЮТ, и ПР, не говоря уже про НУНС, готовы пересмотреть этот закон в сторону увеличения президентских полномочий.
Кроме того, они готовы внести соответствующие изменения в Конституцию. И БЮТ, и ПР, и НУНС представляют интересы разных группировок большого капитала и все они заинтересованы в авторитарном режиме, который бы обеспечил им возможность взыскания собственных сограждан и стал бы гарантом незыблемости перераспределения ресурсов в их пользу.
Они могут очень остро конкурировать между собой, и, даже, проиграв борьбу за исполнительную власть, выступать за парламентаризм. Но конечной целью всех их является установление авторитарного режима.
Чье имя будет носить этот режим – Ющенко, Януковича или Тимошенко – важно для них, но не важно для нас. И если Украина еще не превратилась до конца в Россию или Грузию, то "виновным" в этом можно считать существование относительно независимого парламента, каким бы он не был по составу - в России и Грузии парламенты полностью зависимы от президента.
Возвращение Украины к кучмовской практике "сильной руки" отбросит нас не только в политическом, но и в социальном плане назад – во времена всевластия придворных олигархов.
"НАСТАНЕ СУД, ЗАГОВОРЯТЬ І ДНІПРО, І ГОРИ..."
Кажется, мои оппоненты не поняли до сих пор, что Система – это не форма правления и не персона, которая это правление возглавляет. Система – это система социальных и экономических отношений.
Настоящая социальная система в Украине обеспечила свое существование, своевременно изменив своих лидеров. Но, эта Система не может быть вечной – очень многие люди в Украине хотят изменений.
Пусть хотят пока что пассивно, но эта пассивность, как и в 2001-м и 2004-м, превратится в активность. И изменить социальную систему можно будет только изменив систему политическую – перейдя от президентского авторитаризма, который цементирует существующие порядки, к парламентской демократии.
Повторюсь, парламентаризм – не идеальный порядок, но он необходим для того, чтобы произвести дальнейшие социальные изменения.
Это поняла грузинская оппозиция, предложив программу "Грузия без президента".
"ЧУРЕК І САКЛЯ – ВСЕ ТВОЄ. ВОНО НЕ ПРОШЕНЕ, НЕ ДАНЕ..."
Впрочем, не думаю, что оппоненты грузинского президента сейчас смогут добиться своего. На мой взгляд, они допустили ошибку, согласившись играть в игру, которую предложил Саакашвили на условиях, которые предложил Саакашвили.
Объявление досрочных президентских выборов – не выполнение требований оппозиции, а попытка грузинского истеблишмента остаться при власти. На самом деле, избирательная кампания, на которую Саакашвили отвел меньше двух месяцев, началась в условиях чрезвычайного положения, когда власть закрыла две оппозиционных телекомпании – "Имеди" и "Кавкасия".
Новости в Грузии показывают только на подконтрольном власти "общественном" телевидении и даже "Рустави-2", телекомпания, которая всегда считалась лояльной к Саакашвили, работает по грузинским аналогами "темников", которые поступают из администрации президента.
Против двух самых рейтинговых оппозиционных политиков - Окруашвили и Нателашвили - открыты уголовные дела, они не по своей волей находятся за пределами Грузии. "Общественное" телевидение передает только информацию о достижениях и планах президента.
Избирательное законодательство, реформирования которого требовала оппозиция, осталось неизменным – грузинские законы обеспечивают контроль над волеизъявлением граждан со стороны власти. Говорить в таких условиях о свободных выборах нет смысла.
Однако, прогнозируемая победа Саакашвили на январских выборах не ликвидирует политический кризис в Грузии. Эта "победа" только загонит социальные противоречия, которые являются настоящей причиной кризиса в грузинском обществе, вглубь, сильнее сожмет пружину недовольства. И рано или поздно эта пружина выпрямится.
Возможно, уже в 2008-м году.
Владимир Чемерис, член правления Института "Республика"