Виктор Ющенко побывал в гостях у "ликвидированного" ГАИ

Понедельник, 12 ноября 2007, 23:15

Виктор Ющенко впервые за последние 28 месяцев переступил порог Министерства внутренних дел.

Его визит в июле 2005 года закончился решением разогнать ГАИ. Нынешний визит президента в стены МВД был посвящен деятельности... той самой ликвидированной Государственной автомобильной инспекции. Все присутствующие делали вид, что не замечают противоречивого статуса якобы несуществующего подразделения милиции.

Во дворе министерства в связи с визитом президента решили организовать демонстрацию работы ГАИ в условиях дорожно-транспортного происшествия. Несколько патрульных машин стояли с включенными маячками, а на землю, завернутый в черный целлофан, положили муляж человеческого трупа.

Организацией встречи президента занимался генерал Сергей Попков – бывший командующий внутренних войск, который во времена Майдана дал команду мобилизации, которую помаранчевые трактовали, как попытку подавить революцию.

Сейчас Попков работает заместителем министра внутренних дел – и к церемонии он отнесся со всей серьезностью. Его раздражали автомобили приглашенных на совещание в МВД, которые останавливались прямо перед входом.

– Так, уберите отсюда все машины – очистите плац на х*й, – скомандовал Попков на доступном для своих подчиненных языке.

Руководитель Управления государственной охраны Валерий Гелетей, когда зашел во внутрь, не захотел говорить о появлении собственной фамилии в списке претендентов на МВД.

– Давайте вообще не будем поднимать эту тему, хорошо? – попросил он.

В числе последних прибыл секретарь Совбеза Иван Плющ – Попков подхватил его под руку и потянул к лифту – где-то наверху для vір-гостей выделили комнату, в которой они могли погреться, ожидая Ющенко.

Тем не менее, журналисту "Украинской правды" удалось перехватить Плюща по дороге и, наконец-то, расспросить, почему он не подписывает документы демократической коалиции, о которых уже две недели говорит Вячеслав Кириленко.

– Я не хочу идти в фарватере какой-либо политической силы или ее руководящих органов. И я не разделял те заявления, когда на второй день после выборов начали создавать коалиции, – сказал Плющ, удивленный тем, что этого никто не понимает.

Со слов Плюща стало понятно, что он пока не решил, идти ли нему в депутаты, или оставаться секретарем Совета национальной безопасности.

– Я являюсь государственным служащим, а закон отводит мне 20 дней после объявления результатов выборов, чтобы я мог определиться, где работать дальше. То есть у меня есть время где-то до 16 ноября.

– Значит, вы можете вообще не пойти в депутаты?

– Это же зависит не только от Плюща – где я буду дальше работать, – печально ответил он. – Я провел недостаточно консультаций с президентом, чтобы принимать какое-либо решение... Кстати, у меня была возможность три дня тому назад переговорить с Юлей Владимировной, она сказала, что у нее нет претензий ко мне.

Высказав на тему своего коалиционного поведения все, что он мог, Плющ присоединился к процессу ожидания президента.

Журналистов пригласили в МВД на 8-45 утра, хотя сам Ющенко появился в министерстве около 11 часов.

– Он только что выехал и будет здесь через пятнадцать минут, – сказал, наконец, один из сотрудников протокола, когда все уже окончательно заскучали. Из этого можно сделать вывод, что Ющенко находился все это время дома. Если бы он был на работе, то от улицы Богомольца, на которой находится центральный аппарат МВД, до Банковой, где расположен кабинет президента, пять минут пешком.

Когда Виктор Ющенко прибыл, он одним глазом и без энтузиазма осмотрел инсталляцию с "трупом" и пошел на второй этаж, где выставлялись все научно-технические достижения ГАИ.

Среди них были экраны, на которые осуществлялась трансляция с 38 камер, установленных по Киеву. Это чудо техники произвело впечатление на президента, потому как позже он приказал расширить сеть устройств наблюдения до райцентров.

На следующем стенде президенту продемонстрировали систему сдачи экзаменов в ГАИ для получения водительских прав.

– У нас здесь 800 вопросов на экзамены, – похвастался мужчина в погонах. – Тестирование независимое...

– Тестирование, может, и независимое – а вопросы зависимые, – исправил его Плющ.

Совещание с руководителями областных управлений ГАИ началось с того, что Ющенко поставил всех на место.

– Уверен, что нам надо уволить часть людей потому, что вы не способны выполнять эту работу, – Ющенко демонстрировал, что живет понятиями идеализма. – На ваше место должны прийти новые люди, у которых чистые руки и намерения.

– Каждый год мы теряем семь с половиной тысяч людей на дорогах. Это – оценка вашей работы. Вы работаете бездарно и непрофессионально, – продолжил президент воспитывать ГАИшников. В зале стояла тишина.

На прошлой своей встрече в 2005 году Ющенко рассказал, как едва не столкнулся с кортежем милиции в Прикарпатье – теперь страна знала, что президент болеет еще и как автомобилист. На этот раз он затронул состояние покрытия в Украине.

– Посмотрите, как оборудованы наши дороги! Посмотрите на разметку?! Это вопросы денег? Обустроить 100 километров дороги – это вопрос одномесячной взятки украинского милиционера!

Время от времени Ющенко переходил в сферу компетенции совсем других служб, но продолжал критиковать и ГАИшников.

– У нас дорожный знак "ухабистая дорогая" устанавливается на годы. Любоваться этим знаком год? Я не давал такого акцепта украинскому автодору! Давайте договоримся, что ставим его на несколько дней – максимум недель.

Читая подготовленные к совещанию материалы, Ющенко будто сам прозревал от фактов, которые только что произносил вслух.

– На украинских дорогах насчитывается 4162 места, в которых происходит наибольшая концентрация ДТП. Получается, что мы заранее знаем, где будет следующее ДТП. Кто после вас должен ходить с веником и совком?! Я даю три месяца, чтобы из этих 4162 мест осталось ноль! – распорядился Ющенко.

Следующая тема, которая привела в негодование Ющенко – это низкий уровень штрафов.

– Санкции за управление в нетрезвом состоянии: в Украине 37-52 евро, в России – в десять раз больше, в Польше – в сорок раз! А в Германии – вообще бессрочное лишение прав! Поэтому я прошу подумать над законопроектом, который был бы наиболее адекватным ответом.

Но совсем горячо стало, когда Ющенко добрался до диаграммы, которая сообщала, что даже решения судов по нарушителям не выполняются милицией.

– Вы говорите, что суды неадекватно реагируют. Все, суд прореагировал – но почему вы не выполняете решение суда?

– Исправимся! – ответил Ющенко один из полковников из зала.

– Даю семь дней, ребята. Садитесь.

Ющенко готов был дальше идти в бой.

– Здесь кто-то есть из Верховного суда? – обратился он к присутствующим.

– Я, – подал голос председатель ВСУ Василий Онопенко с первого ряда.

– А, Василий Васильевич, вас приятно видеть, – изменил тон президент и продолжил возмущаться по поводу работы ГАИшников...

Вообще вся эта ситуация служит примером заколдованного круга. Без действенной системы автоинспекции остановить аварийность невозможно. Но передача дополнительных полномочий в эти руки сразу создаст новое пространство для коррупции.

– Скажите, как государство может доверить вам взыскание штрафов, если нет доверия к вам? – обратился Ющенко к присутствующим руководителям ГАИшной вертикали. Ему никто не ответил.

В этот день президент не сдерживал себя в критике. Фото Николая Лазаренко

Следующее, за что получила милиция от Ющенко – это вступление в сговор с контрабандистами, которые легализируют ввезенные автомобили. В частности, по схеме оформления их на инвалидов, которые имеют льготы при уплате госпошлины.

– Винницкое МРЭО выдало удостоверение водителя инвалиду, которому 81 год. Господа генералы, вы отдаете себе отчет, какое вы допускаете зло?!

Другой пример – на Луганщине задержали преступную группировку под руководством человека по прозвищу "Футболист", в состав которой входили четыре сотрудника ГАИ.

– Вы в этой группировке были? – Ющенко поднял представителя областной автоинспекции. Но его ответ не понравился президенту.

– Государственным языком, пожалуйста, говорите со мной! – обратился Ющенко к нему.

– Мы сами расследовали это дело, – отчитался ГАИшник.

– Не знаю, или орден вам давать, или с работы выгонять..., – развел Ющенко руками.

Но милиционера пронесло – президент переключился на другую тему:

– Позавчера говорил с налоговой. Представляете, в одной из областей руководителем областной налоговой поставили... боксера. У которого нет ни экономического образования, ни профессионального... Боксера! – возмутился президент.

В ответ нынешний исполняющий обязанности министра Корниенко предложил ввести ограничение срока действия водительских прав – до десяти лет.

– Сегодня получение прав поставлено на коммерческий поток! – признался Корниенко, как будто это делается не в его ведомстве, и как будто это не милиция должна задерживать таких злоумышленников.

Аналогичное бессилие Корниенко показал, когда рассказал, как автобусные перевозчики выбивают разрешения на маршруты.

– Мы что, не знаем, что это делается за взятки? Дал на лапу – получишь маршрут, не дал – не получишь!

Такие признания главного милиционера оставили открытым вопрос, чем же тогда занимается возглавляемое им МВД.

Как средство борьбы с аварийностью Корниенко предложил расставить камеры наблюдения, чтобы они помогали милиции.

– У нас их 38 в Киеве и единицы в областях. А весь Казахстан пронизан этими камерами... – с печалью признал и. о. министра.

– Найти 30 тысяч гривен за один такой комплекс – это не проблема, – поддержал его Ющенко.

– Надо установить в областных центрах по несколько десятков камер. А если у вас не будет хватать денег – перезвоните мне, я вам подскажу, где их взять, – обратился Ющенко к руководителям областных автоинспекций.

Второе требование президента – чтобы эти руководители управлений ГАИ выходили на улицу проверять безопасность движения.

– Например, для Киева очень важно, чтобы сам начальник стоял на дороге и не спихивал работу на сержанта. Я понимаю, сколько в Киеве людей, которым легко дались деньги, и какое у них поведение на дороге, – возмутился президент.

Но, по словам Ющенко, наказывать ГАИ должно всех – однако отважиться инспекторы на это смогут только под предводительством своих руководителей.

– Законопослушность начинается с того, как ведет себя на дороге министр, президент, премьер-министр, начальник управления... Без вас рядовой состав ГАИ ничего не сделает. Продемонстрируйте, что на дороге все равны. Это сможете сделать только вы, – призывал он присутствующих.

Третий приказ от президента – создать на государственном телевидении программу, которая бы дисциплинировала на дорогах.

– Эту передачу раз в неделю должно вести МВД, – заявил Ющенко.

Четвертый ультиматум главы государства поражает масштабом работы, которую надо будет провести в милиции – по сути, под увольнение должны попасть вообще все 27 начальников автоинспекций в областях.

– Я требую дать персональную оценку каждому руководителю ГАИ в регионах! И мы должны отделить тех, кто сегодня погряз во взяточничестве. И не может быть чистым начальник управления, если преступления совершают его подчиненные.

Пятый пункт – Ющенко поручил до конца марта научить инспекторов предоставлять первую медпомощь жертвам ДТП еще до приезда скорой.

Все свои инициативы Ющенко обещал расписать в специальном указе. Следующую встречу в милиции он назначил через месяц, хотя очевидно, что в разгаре коалиционных переговоров будет не до этого. Тем более что новоназначенный министр внутренних дел поменяет все руководство – и давать поручения надо будет уже другой команде МВД.

Нынешняя встреча Ющенко с милицейскими начальниками от предыдущей, образца 2005 года, по большому счету, ничем не отличалась.

Тогда Ющенко так же возмущался: "Милиция не является публичной. Надменная, гордая, где-то в облаках летает, общается где-то с Всевышним. От граждан она далека. Это мне напоминает ситуацию в Средней Азии в 20-х годах. Главное – дать полосатую палочку и фуражку...".

Так же Ющенко давал поручение: "Я просил бы, чтобы через шесть месяцев я больше не говорил, что в изоляторах нет канализации, умывальников, что там сыро, нет вентиляции...".

Кроме того, в 2005 году президент объявил запрет, который так никто и не выполнил – иначе сейчас был бы жив Кушнарев: "Я запретил охоту на два года. Потерпите! Так как больше вреда фауне, чем милиция, районная администрация, налоговая и прокурор, никто не причиняет!"

Ключевым заявлением Ющенко к милиции два с половиной года назад были слова: "Вы дискредитировали эту службу! Поэтому я принял решение: с сегодняшнего дня никакого ГАИ в Украине не будет. За одни сутки прошу подготовить проект указа по этому поводу".

Кроме того, указ Ющенко таки издал – но его выполнение натолкнулось на саботаж и обвинение в абсурде. Понять, в каком статусе ГАИ, довольно сложно – она функционирует, поскольку автоинспекция значится в четырех законах. Вместе с тем и документ с подписью президента про его ликвидацию не отменен. Со временем об этом указе вообще хотели забыть как о неудачной шутке.

И если ничего не изменилось тогда – то где гарантии, что что-то изменится сейчас?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде