Ошибки советников Януковича
Благополучие и стабильность – основные предвыборные лозунги Партии Регионов в кампании перевыборов 2007. Как оказалось лозунги не вполне резонирующие с политическим настроением населения даже Юго-востока.
Какое может быть благополучие, когда почти 85% населения страны считают себя бедными? О какой стабильности можно говорить, когда большая часть этих же 85% населения понимает, что их в ближайшем будущем лучшее не ждет, в отличие от олигархов, приумноживших свое состояние до астрономических цифр?
Для избранных и приближенных можно говорить о стабильности их благополучия. Для всего остального населения этот лозунг выглядел не более, как напоминание о реальности жизни.
В 2006-м, учитывая инерцию 2004-го, жители Юго-востока голосовали за "своих". Были "свои" и были "заклятые враги", которые вознамерились, как озвучивала пропаганда, с помощью заграницы захватить власть.
В 2006 это еще действовало. Повезло.
Сформировали правительство, хотя и не должны были. И что дальше?
Непоследовательность в исполнении предвыборных обещаний, заигрывание с потенциальными врагами и стремительное обогащение основных вкладчиков. И это совершала на глазах своих избирателей власть, которая гордилась своей железной волей, трудовыми генами и шахтерским характером.
В 2007-м на фоне агрессивных действий оппонентов эффективность пропаганды 2004-го года иссякла, что и определило полученный результат.
Американские политтехнологи профессионально преобразовали киевское лицо Партии Регионов, но не смогли прочувствовать душу украинцев на Юго-востоке.
Не стабильности и благополучия для олигархов хотелось обычным людям. Им нужна была надежда на справедливость, пусть и нереальную.
Эти выборы продемонстрировали недостаточную глубину работы неукраинских политконсультантов. Российские оказались слишком грубы, американские - слишком просты.
Хотя и первые и вторые принесли определенную пользу для политической эволюции Украины.
Россияне обосновали и закрепили в сознании общества разделение на враждующие оранжево–синие лагеря, привязав к этим территориям их политический бомонд. Вначале представители разных кругов делали вид, что ненавидят друг друга. А когда страна достигла истощения первичных фондов и земли в городах, в предчувствии близкого земельного обогащения, они стали ненавидеть друг друга по-настоящему, как конкурентов на свое жизненное пространство, имущество и коммерческие перспективы.
Американцы, в свою очередь, научили организовывать грандиозные политические шоу, на которые позитивно поглядывает заграница, со слезами на глазах смотрит вся центральная и Юго-восточная Украина, но все чаще голосует за других.
Видно, надеялись в штабах, что люди в своих регионах все еще ненавидят "тех" и "чужих", а потому - придут и проголосуют. Многие не пришли. Следовательно, людям нужна сегодня не только великолепная пятерка, ненависть к чужакам и стабильность в своей бедности, пусть даже русскоговорящей, но нечто большее...
Очень уж неубедительно выглядели листовки со свастикой фашистов и их приспешников – бандеровцев, наступающих железным сапогом на горло Юго-востока в экстазе оранжевого реванша. Эти перлы политтехнологий демонстрируют не менее удручающий профессиональный уровень депутатского корпуса Партии Регионов на местах, не пожелавших потратиться на более актуальные региональные разработки, и боящихся политических схваток с местными оппонентами.
Вчерашние и сегодняшние заявления сине-белых о выборах, предотвративших гражданскую войну, - ничто иное, как отражение более экономической, а не идеологической сути Партии Регионов.
Фактом является и то, что Партия Регионов так и не успела стать эффективной партией – а именно - организацией людей, умеющих создавать политическую интригу и держать удар.
Зато научились зарабатывать деньги, вынуждая прогибаться Лидера так, как нужно. Создавать же политический процесс, воодушевлять и мотивировать своих сторонников, да и просто технично защищать свой интерес – нет.
Избирательная кампания 2007 - это явное проявление кризиса старой партийной номенклатуры в Регионах.
Жажда политической победы, даже ценой риска, должна присутствовать внутри команды, формируя ее идеологию, дух, структуру и отношения. А вот в Партии Регионов в необходимом количестве этих качеств не оказалось.
Это означает, что стратегия ПР должна быстро и качественно измениться. В противном случае, нестойких бизнесменов, жадноватых чиновников и непрофессиональных политиков растерзают политические силы, не знающие пощады.
Об этой перспективе очень символично намекнул Юрий Луценко в одной из последних передач "Свобода Слова" сказав, что в парламенте нельзя смешивать волков и овец.
Овцой Юрий Витальевич себя точно не считает. Считает ли себя отарой овец Партию Регионов, покажет ближайшее будущее.
Юрий Старчевский, Южный Центр Политического Консультирования scpc.org.ua