Партии не соединят Украину

Четверг, 4 октября 2007, 18:40

Когда Кабмин находился в "предвыборном отпуске", а парламент – распустился, ответственность за стабильность в регионах легла на того, кто на месте: чиновников областных и районных госадминистраций.

В настоящее время главные органы власти не работают, а обвиняют друг друга в том, кто больше отдался выборам. А идет осень – время подготовки к зиме.

Именно в таких ситуациях, роль местной власти значительно возрастает. Кто-то должен обеспечивать надлежащую работу учреждений медицины, образования, коммунальной инфраструктуры.

Конкретики ждут и обычные граждане - результаты опросов, с которыми мне пришлось ознакомиться, доказывают, что в сегодняшней ситуации в стране именно институты местного самоуправления имеют наиболее высокий уровень доверия. В то время, как таким доверием не может похвастаться ни одна из ветвей власти.

Но, не смотря на доверие и ожидания населения, местная власть остается сегодня вторичной и призвана обслуживать запросы из центра. Как иначе объяснить тот факт, что, например, 70% доходов области идет в государственный бюджет, и только 30% остается на решение местных проблем.

Прочь профессиональных партийцев! Нужны профессионалы

На фоне постоянных разговоров о необходимости реформирования местного самоуправления, эта тема не стала ключевой ни в этой, ни в прошлой избирательной кампании.

Реформы ограничились переходом от мажоритарной системы выборов до пропорциональной – то есть партии получили понятную для себя выгоду и забыли обо все другом. Но где результат?

Согласитесь, что партия, в списках которой одни киевляне или донецкие,  вряд ли будет представлять интересы, например, Николаевской области. Введение пропорциональной избирательной системы на местах решало скорее внутренние задачи партий, было большим экспериментом, итоги которого после полугодового периода можно увидеть по всей стране.

Профессиональный уровень депутатов, которые прошли в местный совет по партийным спискам, оставляет желать лучшего. Они нередко не знают азов документооборота и хозяйствования.

Возможно, они были успешными организаторами в своих партийных ячейках, но повседневная работа депутата местного совета требует абсолютно другого. Принцип нынешнего построения партий "сверху-вниз" привел их к оторванности от избирателя.

Сегодня представителями интересов граждан является только местная власть – от партий на местах никто ничего не ожидает. О деятельности местных чиновников судят по конкретным делам, именно к ним предъявляют претензии: школы, больницы – это забота местной власти, а не партий.

Но, наверное, получив фракции в местных советах, партии лучше разобрались в проблемах регионов. Важно, чтобы после того, как спадет напряжение политической борьбы, не ушла в прошлое тема необходимости законодательных изменений относительно местного самоуправления.

В первую очередь это касается устранения несовершенства бюджетного законодательства, которое сегодня тормозит темпы работ по социально-экономическому развитию регионов.

Среди главнейших задач – решение проблемы сложности тендерных процедур, пересмотр финансовых нормативов бюджетного обеспечения на содержание бюджетных учреждений, которые используются при расчете межбюджетных трансфертов. Те, что действуют сегодня, не обеспечивают потребности больниц, школ, детских садиков и т.д. в полном объеме.

Гражданин часто ропщет на огромное количество разнообразных контролирующих и проверяющих органов, которые делают общение с властью по поводу решения любого вопроса невозможным. В свою очередь мало кто задумывается, что и в общении между разными органами создается ужасная путаница. От этого страдает и районная власть.

Все разговоры о необходимости сокращения контролирующих и проверяющих органов уже 10 лет остаются пустыми, не получая законодательной основы.

Для граждан главным показателем работы мэров и глав районов, как и раньше, остаются их успехи в коммунальной и социальной сфере. Партийная принадлежность лидера местной власти - условность для граждан, которые оценивают его работу по состоянию дорог.

Если с дорогами в районе все благополучно, профессионализм местных чиновников не вызывает сомнения. Рейтингового мэра или председателя райгосадминистрации рад видеть и президент, и премьер, и спикер. Партии хотят получить таких людей в свои ряды, ведь в копилку партийной поддержки он внесет свои личные голоса.

Свадьба в Малиновке

Политсилы заинтересованы в привлечении местных лидеров в свои ряды. Благодаря авторитету местной власти надеются окрепнуть и сами. Авторитетные представители местной власти оказываются в поисках ситуативных союзников, придерживаясь, прежде всего, интересов своего региона.

Политические силы понимают, что, получив в свои ряды представителя интересов конкретного региона, они берут на себя обязательства что-то делать на благо его жителей – такой негласный договор есть с каждым местным лидером.

В ситуации противостояния на национальном уровне для большой части лидеров местной власти, наиболее соответствующим стало партнерство с пропрезидентскими структурами.

Местная власть получает партнера - президента, легитимность которого в имеющемся противостоянии не вызывает сомнения. Президент и местная власть – чиновники создают вертикаль, которая является залогом стабильности и целостности страны. Чиновники, а не политики объединяют сегодня страну.

В то же время лояльность к президенту в регионах тоже ситуативная. Сегодня она разрешает местным лидерам двигаться по своей траектории, сохранять возможность реализации долгосрочной стратегии развития региона.

Кстати, для юга Украины такое изменение сюзеренов является давней традицией. Нельзя не вспомнить гражданскую войну: менялись власти, флаги. Тогда только местная власть всегда была в почете. Предрекая изменение власти наверху - представители местного самоуправления заранее меняли флаг, тем самым, оберегая территории от разграбления.

Дайте нам возможность работать

Когда я общаюсь с коллегами, понимаю, что проблемы у всех одни и те же.

Часто я слышу, что все, что сделано в вопросах социальной сферы в нашем районе (строятся школы, больницы), – только благодаря выгодности нашего положения и заинтересованности инвесторов в нашей территории - Овидиопольский район, который находится между морем и лиманом недалеко от Одессы.

Но скоро начнут оживать и другие территории, и надо быть готовым к тому, что это случится, и управлять процессами, которые происходят. Готовы ли местные власти воспользоваться такими возможностями?

Не секрет, что, не смотря на мораторий на продажи земли, земля активно продается и покупается. Местная власть не имеет к этому никакому отношения, а местные общины не имеют от этих операций никакой выгоды.

А земля – это чуть ли не единственный ресурс, который дает местной власти источник для решения вопросов развития. Например, все действия, которые были направлены на развитие инфраструктуры и социальной сферы Овидиопольского района за последние два года, были осуществлены за счет средств, полученных от земельных аукционов и инвестиционных соглашений.

Диалог на равных

Недавно я была на совещании председателей райгосадминистраций в президента. Я давно работаю в местной власти и помню, как пытались организовать работу с местной властью до Ющенко.

Много СМИ на первом подобном совещании, которое прошло весной, смеялись над темой школьных туалетов. Лично я считаю, что такая форма работы, когда президент говорит об очень конкретных и приземленных проблемах, наиболее эффективна.

Тесное взаимодействие районных администраций и президента помогает избегать бюрократических схем, решать проблемы быстро и эффективно. Поговорили о туалетах – и фактически ввели новый стандарт.

Чтобы политические кризисы, которые в нашей стране происходят очень часто, не влияли на уровень жизни граждан в регионах, необходимо децентрализовать власть, увеличить полномочия на местах, позволить развиваться каждой "клеточке" Украины самостоятельно.

Страну необходимо сшивать не партиями, которые наоборот разграничивают, часто перенося на бесплодный грунт конфликт, запрограммированный сверху.  

  Автор Наталия Чегодар, председатель Овидиопольской районной государственной администрации Одесской области