Новый договор Европейского Союза: факторы содействия и торможения европейской интеграции Украины

Понедельник, 29 октября 2007, 12:53
18-19 октября 2007 года в Лиссабоне был проведен неформальный саммит Европейского Союза, главным результатом которого стало достижение согласия относительно текста нового договора ЕС или, как его называют в Европе, "договора реформирования".

В результате, уже 13 декабря этого года ЕС может получить новый базовый договор, который внесет изменения в ряд предыдущих договоров - договор об Европейском Союзе 1992 года, договор о создании Европейского Сообщества 1957 года, договор о создании Европейского сообщества атомной энергии, и заменит Конституцию ЕС, которая потерпела поражение на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 году.

Страны-члены ЕС должны в течение года ратифицировать этот документ, чтобы он приобрел силу с 1 января 2009 года.

Отношения между ЕС и Украиной будут прописаны в новом усиленном соглашении, пятый раунд переговоров по которому состоялся 16-18 октября 2007 года в Брюсселе. Но положения нового договора ЕС, безусловно, повлияют на процесс европейской интеграции Украины и на ее вступление в Европейское сообщество, ведь именно внутренний институциональный кризис послужил одной из причин более придирчивого подхода ЕС к присоединению новых членов.

На сегодняшний день Европейский Союз рассматривает Украину исключительно в качестве страны-соседа, хотя наша страна добивается внесения в новое усиленное соглашение положений о перспективах членства в ЕС.

Однако руководство Украины уже кое-как смирилось с отсутствием перспектив членства в ближайшем будущем.

Президент Виктор Ющенко во время пребывания в Лиссабоне 18 октября только призывал поддержать евроинтеграционную цель нашего государства: "Україна не вимагає негайного членства в ЄС. Ми виходимо з необхідності розвитку наших відносин на засадах відкритості Євросоюзу для України як європейської держави. Закріплення такого принципу - це підхід стратегічної взаємної вигоди. Для України він буде додатковим стимулом реформ і утвердження демократії".

Курс на евроинтеграцию поддержала и Юлия Тимошенко, находясь одновременно с президентом в Лиссабоне: "Ми зайвий раз переконалися, що ми живемо однаковими цінностями, у нас є однакові цілі, і ми можемо дійсно стати не тільки однією партійною родиною, ми можемо розраховувати на те, що Україна стане (коли - це буде визначено часом) членом Європейської родини".

Одной из причин изменения настроений являются двойные стандарты ЕС относительно Украины, о чем 25 октября глава миссии Украины при Евросоюзе Роман Шпек отметил в своем интервью: "І якщо ЄС визначав політику розширення головним стимулом для проведення реформ у всіх 12 країнах, що недавно стали членами ЄС, і був запропонований як стимул для реформ країнам Західних Балкан, то я не бачу можливості відмовити в такому стимулі Україні".

Чтобы лучше обозначить подходы ЕС к развитию отношений с Украиной и причины его двойных стандартов, просмотрим основополагающий документ, который в будущем будет определять функционирование Европейского Союза.

Для лучшего понимания, анализируя новый базовый договор ЕС, рассмотрим основные положения, которые непосредственно влияют на процесс евроинтеграции Украины, путем гипотетического допущения, что Европейский Союз уже рассматривает Украину как кандидата на вступление.

Во-первых, в ЕС вводятся должности президента и высшего представителя по заграничной политике и общей безопасности  с административными полномочиями, с целью единого представительства и единства взглядов ЕС на внешней арене.

В то же время, в соответствии с процедурой принятия решений в сфере внешней политики каждая страна-член может заблокировать любые внешнеполитические шаги ЕС.

При условии гипотетического участия Украины в ЕС такой фактор является благоприятным для нашего государства: Польша, например, в этом году использовала право вето, заблокировав переговорный процесс ЕС с Россией вследствие запрета экспорта в РФ польского мяса.

Но этот фактор может стать препятствием на пути принятия решения о членстве Украины в ЕС, поскольку в облике нашей страны ЕС может получить дополнительную головную боль во внешней политике, учитывая ряд проблем в украинско-русских отношениях, в первую очередь в энергетической сфере. А энергетика для ЕС является "ахиллесовой пятой".

Во-вторых, голосование по квалифицированному большинству (необходимо иметь 55% стран-членов, которые представляют не менее 65% населения ЕС для принятия решения) начнется с 2014 года, с учетом "компромисса Иоаннина", который разрешает до 2017 года любой группе стран-членов ЕС (не менее четырех) требовать нового обсуждения текстов официальных документов.

Новая система голосования распространится на 50 дополнительных сфер, включая полицейское и юридическое сотрудничество, борьбу против терроризма, образование, экономическую политику.

Президент Европейской Комиссии также будет назначаться Европейским Советом на основе квалифицированного большинства с учетом результатов европейских выборов сроком на 2,5 года.

Правило абсолютного единства останется для сфер внешней политики, оборонной  политики, социальной безопасности, финансовой сферы и культуры.

Присоединение Украины к Европейскому содружеству значительно повлияло бы на процесс принятия решений с её почти 9% от количества населения Европейского Союза - по данным Государственного комитета статистики на 1 сентября 2007 года население Украины составляет 46,46 млн. человек.

Большинство новых стран-членов ЕС являются выходцами из бывшего социалистического лагеря и имеют похожие проблемы со вступлением в ЕС, но население подавляющего большинства этих стран является небольшим. Десять бывших социалистических стран с населением 102,52 млн. человек (21,2% численности ЕС) составляют 37% общего количества стран-членов ЕС.

Очевидно, что все решения после 2014 года будут приниматься практически единолично старыми членами ЕС, в первую очередь Францией, Италией, Германией, Испанией, Великобританией, не считаясь с отношением к этим решениям со стороны других, новых стран-членов.

Не удивительно, что с июньского 2007 года саммита ЕС Польша требовала перенесения срока введения в действие системы голосования по квалифицированному большинству. Польше удалось воспользоваться правом вето и перенести начало ее действия практически на 2017 год.

Фактор большой численности населения Украины является благоприятным для нашей страны, при условии вступления в ЕС, и неблагоприятным для старых стран-членов, поскольку увеличивается вероятность блокирования решений новыми странами-членами.

В-третьих, усиливается роль национальных парламентов. Законодательные предложения ЕС ("зеленые книги", "белые книги", коммуникации и законодательные программы) будут направляться в национальные парламенты для их детального изучения и только после этого выноситься на принятие в ЕС.

Украина, в парламенте которой отсутствует политическое большинство с четкой идеологией, составляет дополнительный фактор замедления и без того растянутого новым договором законодательного процесса в ЕС.

В-четвертых, количество депутатов Европейского Парламента должно уменьшиться с 785 до 750, начиная с 2009 года, то есть после выборов в Европарламент. Количество депутатов определяется по коэффициенту от количества населения стран-членов.

Украина является пятой по количеству населения после Германии (82,54 млн. человек), Франции (59,9 млн. человек), Великобритании (59,33 млн. человек) и Италии (57,48 млн. человек).

Украина могла бы получить около 65 мест в Европарламенте, в то время как на сегодня у Польши 51 место, а у европейских лидеров соответственно: 96 - у Германии, 74 - у Франции и по 73 у Великобритании и Италии.

Конечно, Украина бы не имела возможности определять решения парламента, но существенно повлиять на их принятие смогла бы.

Этот показатель скорее является дополнительным фактором для размышлений в ЕС, принимать Украину или нет, в особенности учитывая состояние демократизации украинского общества и последний внутренний политический кризис.

Хотя кризис и не является определяющим – у Польши были подобные проблемы, а Великобритания стоит на границе досрочных парламентских выборов.

В-пятых, Европейская группа получает статус официального органа ЕС, который будет наделен функцией координации экономических политик стран-членов зоны евро. С одной стороны, Украине еще далеко до решения этого вопроса, а с другой стороны, в новом соглашении Украина - ЕС наше государство стремится прописать экономическую интеграцию, которая должна реализоваться в зоне свободной торговли, что невозможно сделать без получения членства в Всемировой организации торговли.

Кажется, Украина уже преодолевает последнее препятствие на пути к ВТО, поскольку 24 октября делегация Киргизии на неофициальном заседании рабочей группы по вступлению Украины во ВТО в Женеве публично признала необоснованность требований Бишкека к Киеву обнулить импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию и пообещала подписать двусторонний протокол.

Однако существуют и другие проблемы. В сфере экономических отношений с ближайшими соседями, депутаты Европейского парламента 9 октября этого года обратили внимание украинской власти на то, что некоторые положения соглашения про Единое экономическое пространство (ЕЭП) могут, в случае имплементации, помешать намерениям по созданию зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.

И в этой ситуации перед Украиной стоит непростой выбор: ЕС или ЕЭП, ведь за январь-август 2007 года доля ЕС в общем объеме экспорта Украины составляла 29,9%, а доля стран ЕЭП - 31,6%, по импорту ЕС - 35,1%, ЕЭП - 33,8%.

В-шестых, в Европейском Суде создадут три дополнительных должности генеральных адвокатов, одну  из которых будет занимать представитель Польши, что было сделано по требованию последней. Это создало прецедент, который автоматически может перенестись на Украину, при условии ее членства в ЕС.

В-седьмых, Хартия фундаментальных прав, которая вступит в силу во всех странах-членах ЕС, кроме Великобритании и Польши, определяет обязательность соблюдения прав человека. Украина же в этом плане еще имеет ряд серьезных недостатков, которые касаются и равенства перед законом, и защиты интеллектуальной собственности, и борьбы с коррупцией.

В-восьмых, касательно контроля иммиграции в проекте договора указано, что ЕС развивает политику, направленную на "обеспечение контроля лиц и эффективное наблюдение за пересечением внешних границ".

С учетом этого, для ЕС в сегодняшней ситуации выгоднее иметь Украину - соседа, чем Украину - члена, поскольку Украина как сосед может стать замечательным фильтром для миграционных потоков с Востока, которые представляют угрозу внутренней ситуации в странах - членах ЕС.

За январь - сентябрь этого года в Украине задержано 8 248 человек за незаконное пересечение границы (за 2006 год таких людей было задержано 12 364), а Европа чудесно помнит беспорядки на окраинах Парижа в 2005 году и недавние волнения в Амстердаме, вызванные выходцами из других стран.

Таким образом, институциональной реформой, направленной на обеспечение деятельности ЕС в расширенном виде, и новой процедурой принятия решений большие государства, старые члены ЕС, страхуют себя от отрицательных последствий дальнейшего расширения Европейского сообщества.

В то же время будут возрастать требования и более придирчивое отношение ЕС к новым кандидатам, примером для этого служит затянутый переговорный процесс с Турцией.

При таких условиях, Украина, придерживаясь необратимого пути по углублению европейской интеграции, должна приложить основные усилия к выполнению домашнего задания по проведению внутренних реформ, которые, если и не приведут к непосредственному членству в ЕС, то значительно улучшат жизнедеятельность нашего государства и приблизят его к европейским стандартам.

Виталий Мартынюк, аналитик УНЦПД , для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде