Узлы истории. Остановка в Одессе
Тема памятника Екатерине ІІ в Одессе подняла шквал эмоций. Будто это последний решающий бой. А речь идёт всего лишь об очередном круге поисков исторической справедливости. Обычно такие поиски разъединяют людей.
Понятие "исторической справедливости" более хрупкое, чем китайский фарфор. Попытки ее поиска погружают каждую из сторон в опыт прошлого. Там они преимущественно и запутываются. В особенности это заметно в Украине с ее историческими чащами.
Но даже при условии наименьшего углубления в эти чащи, не следует терять ощущение реальности, помня о наших общих достижениях, а не наших потерях.
Из позиций создания государства суверенитет Украины после нескольких удачных по канонам демократии выборов как никогда силен. Даже вопреки всем сегодняшним внешнеполитическим вызовам.
Да, у нас ещё есть "области напряжения": Вот Крым. Несомненно, он твердо будет находиться в составе государства Украина, но что делать в дальнейшем с нашими обязательствами по Черноморскому флоту? Восток и Запад говорит преимущественно на разных версиях суржика, но почему кому-то еще иногда приходит в голову сравнить "кто кого кормит".
Постепенно мы идем к тому, что языковой вопрос медленно, но уверенно перемещается на маргиналии общественной проблематики. В это же время, в ежедневной жизни украинцев он уже давно покоится на этих маргиналиях, в одном ряду с вопросом, есть ли жизнь на Марсе.
Украина признана в мире не только суверенным государством, которому гарантируют международную протекцию в мире, но и демократическим. Пусть и со своими "трудностями роста".
Самое главное, что независимость Украины ценится, прежде всего, ее гражданами. Один из проведенных летом опросов, показал: если бы украинцы имели шанс выбирать, в какой стране они бы хотели родиться, то для 2/3 наших граждан (в том числе одесситов) это была бы Украина.
Таким образом, Украина и ее народ сейчас победитель. То есть мы полноправные хозяева на своей земле. Вот почему, как у хозяев наедине со своими проблемами, у нас столько сетований на украинскую политику. Ведь она еще не профессиональная, потому как проходит не то чтобы средние классы школы, а подготовительные.
Это даже хорошо, что за наши внутренние неудачи мы научились винить самих себя, а не кого-то там извне. Даже если эти обвинения звучат в адрес политиков, прежде всего их следует рассматривать как недовольство граждан самыми собой.
В то же время, у нас еще есть довольно много комплексов относительно нашей нереализованности как государства. Ведь конфликт вокруг памятника Екатерины II в Одессе можно рассматривать и как комплекс маленького опыта создания государства (17 лет) по отношению к большому (400 лет).
Тезис про историю, написанную победителями, правильный. Если бы социологи успели провести исследование касательно Екатерины ІІ, то оно, думаю, таки показало бы, что подавляющее большинство граждан не считало целесообразным установку монумента. Но опросы здесь не нужны. Все-таки, такие мелочи пора научиться решать без посторонней помощи.
Следует помнить, что в Украине нет других победителей, кроме современного народа. И когда мы спускаемся с уровня народа к уровню конкретных исторических событий или периодов и их действующих лиц, видим одну простую вещь. Относительно сложных эпизодов истории простые ответы не годятся.
Поэтому сегодня в обществе практически невозможно признать правоту только одного партикулярного взгляда. Что в украинско-польских отношениях 40-х годов одна из сторон причинила больше зла другой. Что только воины УПА, в отличие от воинов Советской армии, – герои или наоборот. Что Россия – родная нам славянская страна-сосед, и отнюдь не враг Украине.
Обществу еще только прокладывать путь к консенсусу, что победителями во ІІ мировой войне были и советские воины, которые освободили территорию Украины от тогдашних фашистов.
И воины УПА, которые в своей борьбе стали носителями идеи независимости, символически приняв эстафету Свободы от украинской революции 1917-1918 через поэтов "Расстрелянного возрождения" 30-х. И в свою очередь, передав ее поэтам-шестидесятникам и диссидентам 70-80-х.
В отличие от УПА, вопрос Екатерины II может оказаться еще более сложным, ведь он отдален от нас дистанцией почти в 250 лет. Конечно, установка памятника в Одессе продиктована не только историческими для Одессы мотивами.
Поражает и неуместная помпезность самой композиции. Но неприличные возгласы в адрес Екатерины ІІ как исторической фигуры и исторические справки касательно её личности из категории "давайте покопаемся в чужом белье" не прибавляют авторитета их авторам.
Ответ на вопрос "как правильно расценить фигуру Екатерины ІІ для современной Украины" интересно было бы услышать от историков новой школы - госпожи Яковенко, господина Грицака, которые бы профессионально объяснили и преимущественно патриотично настроенной аудитории Украинской Правды, и самим одесситам, многогранность талантов Екатерины ІІ.
Что касается "темной стороны" Екатерины ІІ, то есть, ее отрицательной роли в украинской государственности более или менее известно. Но не следует забывать, что этот взгляд обоснован, прежде всего, исходя из позиций моноцентрической версии истории Украины.
Он базируется на том, что любые действия по ограничению свободы украинцев и подавлению самостоятельности народа заслуживают осуждения и позора. Что касается Русской империи, то любой царь окажется тогда притеснителем. Ведь Россия шаг за шагом брала под полный контроль территорию Украины.
Однако предположим, что существуют и другие версии истории: Одну из них условно назовем полицентрической, другую – основанной на макиавеллевском подходе. С точки зрения полицентрической версии, можно предположить, что тогдашняя Украина на Юге была скорее большим экспериментом, за который взялась царица. Тогдашняя роль Юга была, прежде всего, военной (доступ к морю) и торговой (выход на другие рынки).
С макиавеллевской точки зрения, которая базируется на критерии эффективности государственного деятеля, Екатерина ІІ является одним из самых успешных русских вельмож, она вытеснила турков с юга, в конечном итоге увеличив территорию империи не только Новороссией, Крымом, но еще и частью Польши (три раздела Польши).
Из вышесказанного понятно, что современным украинцам, как и современным полякам, которые скорее рассматривают историю в ее моноцентрической версии, Екатерина ІІ - это абсолютное зло. Вот только у одесситов иначе.
Преисполненные скорее духом торговли, чем исторической справедливости, в этом памятнике они до последнего времени видели дополнение архитектурного комплекса города, чем повод для дебатов. Тем более что живут они преимущественно в своем маленьком мире, который сами гиперболизируют. Но сегодня действие вызвало противодействие, и одесситы уже "за".
Итак, в цивилизационном плане, если убрать всех русских царей из истории Украины, следует спросить: имели бы мы сегодня украинскую Одессу, и южные украинские области на карте современной Украины? Договорились бы казаки с турками и если так, то на каких условиях? Но, в конце концов, история не знает условного падежа. А вот выход к морю сегодня у нас есть.
Украинская история завязана узлами так, что даже якобы хорошо исследованная Западная Украина способна современным украинцам открыть глаза на всю сложность нашей истории. В 17 ст. жители Станиславова (нынешний Ивано-Франковск) обороняли город от законов гетмана Петра Дорошенко.
К тому времени Дорошенко призывал турков как союзников, и вместе они завоевывали Западную Украину, которая тогда была под Польшей. Так что не только в Тарасе Бульбе украинцы могли стоять по разные стороны воинских лагерей. Однако, для нашей страны – это не трагедия, а узлы истории, которые, в конце концов, закалили нацию.
В центре современного Ивано-Франковска есть довольно символическое место. На углу трех улочек, вместилась вся неоднозначность истории Украины. Здесь стоит синагога, размеры которой свидетельствуют про когда-то большую еврейскую общину, истребленную фашистами в первые годы 40-х.
Рядом – здание филармонии, в которой в ноябре 1943 года во время концерта немцы арестовали 27 участников подполья из числа членов ОУН-УПА, и на следующий день в нескольких шагах от той самой синагоги расстреляли их. Нынче там венки и памятный знак воинам ОУН-УПА.
И в нескольких метрах от синагоги и филармонии – расположен сквер имени Мицкевича, в центре которого - памятник выдающемуся польскому поэту. В 1919 году, на второй год создания ЗУНР, украинские сечевые стрельцы отвоевывали город у поляков. Войдя в город, они разрушили мраморный памятник.
Это свидетельствовало, насколько сильной была тогдашняя вражда между украинцами и поляками. Позже памятник восстановили. Но во второй раз поляки сделали его бронзовым. Почему-то, мне кажется, поляки не держат обиды на украинцев.
В современной Украине остается много не только исторических узлов, но и белых пятен истории. Именно они делают возможной установку памятников царицам екатеринам.
Но лучший способ не допустить восстановления символов Русской империи в Украине – в формировании общественной мысли путем корректного информирования.
Чтобы дать возможность самим гражданам попробовать разобраться во всех исторических узлах, вместе с тем заинтересовать их непростой, но поучительной историей Украины, венцом которой является сегодняшняя независимость.
PS: воевать против символа, которым является памятник Екатерине ІІ, можно только более сильным символом. Им является только украинский флаг. Прикрепить к монументу десятки флагов, навязать на него желто-голубые ленты, набросить сверху желто-голубую сутану – и символ Русской империи будет обесценен.
Виталий Мороз – политолог, консультант