Абсурд по-одесски: "пидрахуй" и Екатерина ІІ
На эту субботу в Одессе запланировано открытие скандального памятника русской императрице Екатерине ІІ. Оно состоится вопреки протестам общественности, а также вопреки тому, что тяжело найти деятеля, который меньше подходит для пафосного увековечения в камне.
Характеризуя эту императрицу, даже официальные русские историки употребляли эпитет "сластолюбивая".
История сохранила 23 имени ее любовников. Безымянных было значительно больше – начиная от садовников и заканчивая конюхами, начиная от сербов и заканчивая поляками.
Свою беременность от мужа – царя Петра ІІІ (с которым она не жила и которого со временем приказала убить) Екатерина скрывала, а когда пришло время рожать, приказала устроить пожар, чтобы муж отвлекся на это зрелище и ни о чем не узнал.
В русском аристократическом роду Тепловых была официальная легенда, согласно с которой основатель рода, крепостной-печник выполнил настойчивую просьбу царицы обогреть ее, после чего получил соответствующую фамилию и графский титул.
Со времен Екатерины ІІ дворяне такого "благородного" происхождения составляли значительную часть русской аристократии.
У Екатерины ІІ была даже специальная тетка на прозвище Перекусихина, которая "пробовала" любовников, прежде чем доставлять их царице. Известно, что любовник уже престарелой царицы 27- летний Александр Ланской умер из-за того, что замучил себя контаридом – средневековым заменителем "виагры".
Научные работники до сих пор спорят: одни утверждают, что царица страдала нимфоманией, другие считают, что она была просто здоровой немецкой девкой, которая, неожиданно получив абсолютную власть, использовала ее так, как только позволяла фантазия.
Если бы за царицей числилось только это, можно было бы не ханжить и смирится с установлением такого памятника, списав его на юмор одесситов. Например, на желание застолбить в Одессе "овеянное историей" место для сбора местных проституток.
В конце концов, существует же в Одессе еще одна материализация монументального абсурда – памятник, в котором можно угадать изображение живого экс-главы ЦИК Сергея Кивалова.
Все было бы так, если бы не несколько принципиальных моментов.
Екатерина ІІ – именно та царица, благодаря которой в Украине в 1783 году было внедрено фактическое рабство, обычное для России – с правом продажи и физического наказания крепостных. Таким образом, в то время как вся Европа освобождалась от личной зависимости, в Украине процесс пошел в противоположную сторону – рабство было возвращено.
Фактически, установление указом Екатерины ІІ крепостничества ликвидировало социальные завоевания Освободительной войны Богдана Хмельницкого, какими украинское общество худо-бедно пользовалось 135 лет.
Именно при Екатерине ІІ в Украине было ликвидировано гетманство. Между тем, 110 лет до этого Украина вступила в союз с Московщиной на правах пожизненного и неуклонного сохранения всех прав Войска Запорожского.
Таким образом, Москва в одностороннем порядке (и в очередной раз) пренебрегла Переяславским соглашением, согласно которому Украина вступала в союз на правах никем не завоеванной страны.
С ликвидацией Гетмащини связан героический протест против империи украинца Василия Мировича, внука сподвижника гетмана Ивана Мазепы, переяславского полковника Федора Мировича, который в 1764 году своими силами организовал отчаянное восстание солдат с целью свергнуть Екатерину ІІ, за что и был казнен по ее приказу.
Екатерина ІІ коварно помогла Польше подавить Колиивщину – освободительную войну украинского народа 1768 года. Предводителей восстания Ивана Гонту и Максима Железняка было приглашено на переговоры об общих действиях в русский военный лагерь и там арестовано, после чего большинство повстанцев отдали на страшные пытки полякам.
Екатерина ІІ бросила в каземат и заморила там холодом выдающегося украинского религиозного деятеля митрополита Арсения Мациевича, которого еще при жизни считали святым.
Особая тема – уничтожение Запорожской Сечи в 1775 году. Перед тем в 1768-1774 годах русское и украинское войска совместно воевали против Османской империи. На Черном море тогда практически не было другого флота, кроме казацкого, который сыграл главную роль в морской войне.
В 1771 году запорожские войска впервые в истории захватили Крым в обход Перекопских укреплений – через озеро Сиваш (позже этот подвиг повторит Нестор Махно).
Запорожский кошевой атаман Петр Калнышевский и старшина за подвиги были щедро награждены золотыми медалями с бриллиантами. Русские вельможи массово вписывались в запорожские подразделения – Григорий Потемкин в Кущивский куринь, Михаил Кутузов – в Ирклиивский и т.п..
После всего этого русские войска, которые возвращались с российско-турецкой войны, общим количеством свыше 100 тысяч, вероломно обступили Запорожскую Сечь. На Сечи в то время было около 3 тысяч запорожцев. Другие отряды россиян обступили паланковые центры. Подавляющее большинство запорожцев выступили за сопротивление неприятелю, количество которого преобладало в много раз. И только настойчивые уговаривания кошевого атамана заставили их отказаться от этой идеи.
В "награду" за это Петр Калнишевский, как также и целый ряд старшин были арестованы. Калнишевский попал на Соловки, в кандалах в холодную яму, где он не мог даже выпрямиться. Так он прожил 26 лет, до своих 113. От постоянной тьмы и холода он ослеп, а его одежда истлела. Из сечевых хранилищ были вывезены боеприпасы, клейноды, флаги, архивы, сокровища. Все здания Сечи, кроме укреплений, общим числом свыше 500, были разрушены. Такой была "благодарность" царицы за участие запорожцев в войнах на стороне России.
Обосновать коварность было довольно тяжело. В своем манифесте, выданном через два месяца, Екатерина обвинила запорожцев в "неистовом управлении", то есть демократии, а также в том, что на Сечь убегали рабы из разных регионов России.
Эти рабы считали наоборот, что "неистовое управление" было как раз там, где они имели несчастье родиться. Фактически, Запорожье обвиняли и в том, что эффективное фермерско-купеческое хозяйство последнего успешно конкурировало с хозяйством империи.
В соответствии с данными переписи 1740-1748 годов в семы полках Гетманщины (современные левобережные части Киевской, Черкасской областей, а также Черниговская, Сумская и Полтавская области) насчитывалось 866 школ – практически в каждом сколько-нибудь значительном городке или деревне. Конечно, все с украинским языком преподавания. Состоянием на 1800 год из этих школ не осталось ни одной.
Как результат, из почти поголовной грамотности в Гетманщине в XVII-XVIII столетиях, во времена Русской империи в XIX столетии в Украине оказалось уже меньше 20% грамотных. Наверное, история знает немного примеров такого быстрого регресса интеллектуальной жизни.
"Просвещенная" царица, которая переписывалась с Вольтером, погрузила во тьму неграмотности ту часть украинского народа, которую только смогла.
Кое-кто в Одессе объясняет намерение поставить памятник царице тем, что она якобы основала Одессу. Однако на самом деле город существовал задолго до нее – под названием Хаджибей. Русские цари, руководствуясь принципом "солнце всходит и заходит по веленью моему", вообще любили выдавать указы для приведения в порядок того, что было благоустроено и без них.
Надо сказать, что в первом указе про "учреждение" Одессы с 1794 года шла речь именно об учреждении Хаджибея, известного еще с начала XV столетия. Только следующим указом царица изменяет название "Хаджибей" на "Одесса".
Все первые десятилетия XIX столетия царское правительство прилагало немало усилий, в том числе и репрессивных, чтобы заставить окружающее население, которое привыкло к старому названию Одессы, принять ее новое название, взятое из популярной в те времена "новогреческой" моды.
Факт остается фактом: и до, и после указов царицы в Хаджибее жило несколько тысяч людей. Город просто продолжил свою историю.
Если в Одессе, в самом деле, хотели установить памятник основателю своего города, то должны были б поставить его шляхтичу Коцюбе Якушинскому, который основал город Хаджибей, впервые упомянутый в 1415 году. Или, на худой наконец, литовскому князю Витовту, при котором и состоялось создание крепости и заселение ее первыми, очевидно славянскими поселенцами.
Кое-кто из местных деятелей до сих пор не усвоили элементарной вещи: нужно уважать страну, в которой живешь. Исторические факты неопровержимо свидетельствуют: ставить памятник Екатерине ІІ на украинской земле – это все равно, что сводить памятник Наполеону Бонапарту в Москве или Генриху Гимлеру в Одессе. "Лубок" про Гимлера – это совсем не смешно. И абсурд – это тоже не смешно.
Благодаря очевидному конфликту со здравым смыслом, надо надеяться, что памятник Екатерине ІІ в Одессе простоит недолго.
Александр Палий, историк, для УП