Или политики вынесут урок, или придет время выносить их
Формальный результат выборов может потешить тех, кто считает, что Украина двигается в правильном направлении. Ведь и в самом деле, политические силы, которые поддерживали оранжевую революцию - БЮТ и НУ-НС, получили более чем пятипроцентное преимущество над противоположным лагерем - Партией регионов и КПУ: 44,86% против 39,76%. И даже "нейтральный" Блок Литвина не способен изменить ситуацию.
Следует отметить, что с каждыми выборами отрыв увеличивается. На выборах 2006 года соотношение голосов между этими силами было почти равным: 36,24% в БЮТ и "Нашей Украины" против 35,8% в Партии регионов и КПУ.
Возможно, Партии регионов время привыкать к поражениям. От выборов 2002 года политические силы, которых принято называть "оранжевыми", побеждают уже в четвертый раз подряд.
Однако у последних выборов есть и другие уроки, вовсе неутешительные.
В сущности, результат выборов определили не 5% различия, а всего лишь 30 тысяч избирателей, которые отказались голосовать за Соцпартию Александра Мороза. Сделай они другой выбор, расписание парламентских сил было бы зеркально противоположным.
На выборах 2006 года Блоку Витренко не хватило для прохождения в Раду и того меньше – 17 тысяч голосов. Чьи задачи выполняла бы ее фракция в украинском парламенте, догадаться не сложно.
Это свидетельствует только об одном – недостатки парламентской системы, внедренной реформой Медведчука – Мороза – Симоненко, в конкретных условиях украинского общества угрожают дестабилизацией, опасной для самого существования страны.
3% голосов, необходимых для попадания в парламент – это именно тот показатель, который в нашем обществе целиком может быть мобилизован за счет "дебилизации телевизором", манипуляторных технологий, а также радикальных лозунгов. Как результат, "золотой акцией" могут владеть политики, которых беспокоит ответственность перед кем угодно, но не перед страной.
Другой результат политического кризиса, который разворачивался на протяжении последнего года, еще менее утешительный.
В сущности, выход из кризиса определил не президент Ющенко, и даже не Юлия Тимошенко, не говоря об официальных властных учреждениях. Раскол и распад государственного механизма остановился на последнем "бастионе".
Им оказался командующий внутренними войсками Александр Кихтенко и несколько десятков офицеров.
Все остальные государственные учреждения, начиная из Верховной Рады, депутатов, прокуратуры и заканчивая судами всех уровней вместе с Конституционным Судом, в критический момент оказались парализованными и не способными выполнить свою функцию относительно защиты национальных интересов.
Какая польза стране от многомиллиардного финансирования этих учреждений? Может, целесообразнее профинансировать еще одну роту Внутренних войск?
Попутно следует отметить, что никто другой, как "демократические" политики, привели к тому, что Украина на этот раз так серьезно рисковала. Именно политики из "демократического лагеря", без разбора цветов, своими распрями привели к тому, что Януковича и его партию, за которую в сентябре 2005 года хотело голосовать около 12% избирателей, превратили в первую политическую силу в стране.
Когда Виктор Ющенко в 2005 году увольнял Юлию Тимошенко, против этого дружно выступили рабочие, колхозники, и, в конце концов, баба Параска. И не столько от любви к Тимошенко, сколько от глубокого и, в чем-то, выстраданного народом понимания: если дом колется на части, он не устоит.
"Вавки", причиненные тогда завоеванием оранжевой революции, на самом деле не залечены и до сих пор. Наверное, наиболее эффективными телероликами Партии регионов были те, в которых утверждалось, что "Оранжевые лидеры никогда не достигнут согласия".
Когда в 2006 году Ющенко подписывал универсал с Януковичем, все повторилось, вплоть до деталей в виде бабы Параски. Недавно Президент Ющенко признал свою ошибку, заявив в интервью "Financial times": "Я глубоко оскорблен. Я был убежден, что когда человек ставит подпись на бумаге, это означает, что он не заберет назад свое слово. Это была большая ошибка. Я был наивным".
Что означает это признание? Ничего другого, кроме того, что президент фактически признал, что баба Параска, вместе с миллионами других рабочих и колхозников, оказалась умнее и дальновиднее его тогдашних советников.
После выборов 2006 года я уже писал про "Второй шанс оранжевых". Второй шанс был растрачен на глазах у всей страны.
Помните, как в мае прошлого года, на второй месяц "коалициады" в городке в Центральной Украине люди, не сговариваясь, массово сняли портреты президента – кто, где имел. Только очищение списка НУ-НС вместе с наведением элементарного информационного порядка разрешили этой политической силе лишь отыграть свои провалы и просто компенсировать колоссальные потери, понесенные полтора года назад.
Страна требует быстрых решений, а не разговоров о них. Наиболее красноречивы дела, а вовсе не слова. Украинский народ своей победой в ходе оранжевой революции открыл перед страной огромное окно возможностей, благодаря которому впервые за последние триста лет получена возможность гарантировать безопасность, обеспечить стране почетное положение.
И именно здесь перед "оранжевыми" политическими силами стоит огромное испытание.
Смогут ли эти политические силы обеспечить в самом деле свободный бизнес-климат в стране, чтобы это ощутил каждый "ларечник"? Или к таким "мелочам", как всегда, руки не дойдут. А взяточничество и коррупция как процветали, так будут цвести и дальше?
Сможет ли новая Верховная Рада лишить министерства и местные органы исполнительной власти и самоуправления функций, которые ничего стране не дают, кроме высасывания соков из бизнеса и создания условий для непроизводительного паразитирования десятков тысяч чиновников?
Сможет ли власть пойти на сокращение армии чиновников, в подавляющем большинстве - безнадежно неэффективной и вредной? Или оставит все, как есть, чтобы было на какие должности рассовывать "своих"?
Сможет ли власть устранить характерные особенности отечественной медицины, которая аккумулировала недостатки и "платной", и бесплатной: уплату пациентами денег и безответственность за результат "лечения"?
Может ли, в конце концов, государство обеспечить хотя бы реально бесплатную скорую помощь, в то время как это способна сделать даже нищая Куба?
Или власть и в дальнейшем будет отговариваться "выделением средств на медицину". Которые будут идти, как писал на УП председатель Харьковской обладминистрации Арсений Аваков, на откаты, а также на закупку "реанимобилей" по цене реактивных самолетов?
Будет ли в состоянии власть реально профинансировать несколькомиллиардное перевооружения армии, без которого авторитет страны у соседей и мире будет неуклонно направляться к нулю, а Вооруженные Силы не будут способны защитить даже себя, не говоря о народе?
Может ли власть искоренить всеобщую коррупцию в образовании, которая привела к тому, что фактически 2/3 населения не имеют возможности получения высшего образования? Как результат, имеющийся кадровый потенциал большой европейской страны ныне эквивалентен кадровому потенциалу карликового государства.
Сможет ли страна очистить правоохранительный аппарат? Только один штрих – очистить при условии, когда абсолютное большинство, если не все студенты юридических специальностей, учатся или за деньги, или за взятки?
Будет ли способной власть справиться с той вакханалией взяточничества, которая насквозь пронизала органы местной власти снизу и доверху? Или просто взятки потекут "немного в другие" карманы?
Сможет ли власть, в конце концов, впервые за последнюю тысячу лет, быстро и эффективно гарантировать безопасность Украины? В современном мире способов для этого, прямо скажем, немного, и единодушный выбор стран Восточной Европы этому подтверждение.
Или снова будет ссылаться на необходимость референдума про НАТО, перекладывая ответственность за безопасность страны из себя на "дядю Васю" и создавая затягиванием решения угрозу безопасности 47 миллионов людей?
Будет ли власть в состоянии хотя бы реформировать Уголовный Кодекс, который имеет явные "коммунистические приоритеты", за которыми кража хорошего велосипеда и убийство наказываются почти одинаково, а кража миллиардов практически никак не наказывается?
Сможет ли власть утвердить идеологические основы государства и устранить очевидную несправедливость, когда иностранная церковь, которую поддерживает меньшинство населения, завладела в Украине культовыми сооружениями, созданными без единого ее участия еще до того, как эта церковь появилась в нашей стране, то есть до 1686 года?
Или власть снова будет утверждать, что не вмешивается в религиозные дела, в то время как иностранное государство в эти дела прямо вмешивается, еще и на территории Украины (!).
Способна ли власть реально скрепить страну? И не только лозунгами, а хотя бы построением путей. Которые бы, соединив разные регионы, ликвидировали ситуацию, когда свыше 70% население Донбасса никогда не были на Западной Украине, и наоборот.
Люди просто не знают друг друга и свою страну вообще – и в этом чуть ли не главная причина разнообразных региональных фобий. А между прочим, сейчас проще поехать в Турцию, чем в Крым или Закарпатье.
Способны ли политики решить все это, мы узнаем уже в ближайшее время.
Задач для страны – великое множество, иллюзий – мало. Реальных рабочих – еще меньше. К сожалению, баба Параска, учитывая возраст, уже не поможет.
Олександр Палий, для УП