К вопросу о фальсификации выборов

Темми Линч, для УП — Пятница, 28 сентября 2007, 14:14
Кажется, что новый "перекресток" ждет Украину каждый год. Последний встретится на пути уже на этих выходных, когда избиратели будут отдавать свои бюллетени на парламентских выборах. По обычному сценарию выборы, как и кампания, которая предшествовала им, дают основания и для надежды, и для беспокойства.

В течение двух последних недель кампании, все большие партии бросали в лицо своим оппонентам обвинения в попытках осуществить фальсификации выборов. Наиболее выразительно и координировано эту тему развивали представители Партии регионов.

В течение двух пресс-конференций, партийцы делились своими страхами относительно возможности "массовых фальсификаций" по всей стране, тогда как лидер партии премьер-министр Виктор Янукович акцентировал на возможных нарушениях в одном из рекламных роликов кампании.

На своих пресс-конференциях Партия регионов заявляла, что наибольшее беспокойство вызывает "голосование за других людей" членами семьи тех жителей Западной Украины, которые сейчас могут находиться за пределами страны и не будут голосовать сами.

Партия также твердит, что члены избирательных комиссий от оппозиционных Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и Нашей Украины - Народной Самообороны (НУНС) будут проверять списки избирателей только чтобы определить, кто именно не проголосовал, а дальше будут заполнять соответствующее количество избирательных бюллетеней собственноручно.

На пресс-конференции в четверг Юрий Мирошниченко из Партии регионов отметил, что эту систему впервые использовали в 2006 году. Он твердит, что высшая, чем обычно явка на выборы на западе страны доказывает, что "голосование за другие лица" успешно состоялось, ведь "люди физически отсутствуют, их просто нет, так как они выехали за границу".

ПР указывает на цифры, предоставленные Министерством внутренних дел, по которым 3,3 миллионы избирателей  страны работают заграницей – и 2/3 из них официально зарегистрированы в западных областях, которые традиционно поддерживают БЮТ и НУНС.

Предположения Партии регионов требует тщательной проверки в день выборов, и наблюдатели твердят, что обратят на это особое внимание.

Однако, вопреки тому, что за этим вопросом отдельно следили и в 2006м, ни одна из организаций наблюдателей тогда не обнаружила проблем с "голосованием по доверенности", которые бы повлияли на окончательные результаты.

Более того, утверждение, что явка доказывает голосование за другие лица, есть как минимум сомнительным.

Во-первых, даже не смотря на то, что явка на Западной Украине была на 5-8% высшей, чем средняя по Украине, она, возможно, была бы еще высшей, если бы меньше украинцев находились за границей.

Вдобавок, можно прийти к заключению, что и наиболее Восточные регионы страны являются средоточием "голосования за другие лица", ведь в 2006м явка там была значительно высшей, чем средняя, а украинцев, работающих в России, также много.

(На этот упрек ПР отвечает, что граждане Украины, которые работают в РФ, для передвижения могут использовать свой внутренний паспорт, который делает невозможным использование этого документа для голосования от их имени).

3.3 миллионы избирателей, которые живут заграницей – это цифра, которую трудно проверить. Елена Лукаш, главный юридический советник ПР, отметила, что Пограничная служба "не смогла исполнить свой долг" относительно отслеживания количества украинцев, которые въезжают и выезжают из страны. "Нам не предоставили этой информации", – сказала она.

По этому, вполне возможно, что (1) информация от самого начала была неполной, и (2) информация не возобновлялась соответствующим образом с того времени, как ее собрали впервые – то есть с августа.

Кабинет министров, поддерживаемый ПР, предложил исключать со списков избирателей граждан, чье возвращение на Украину незафиксировано.

Такие действия, без сомнения, лишили бы значительную часть украинцев их избирательных прав, ведь есть люди, которые возвратились из-за границы недавно и не успели возобновить свои данные, не говоря уже о тех, кто может приехать за день или в день выборов.

Тогда как попытка привести в порядок списки достойна почета, делать это на основании неполных данных не следует, – это противоречит интересам государства и партии.

ПР также твердит, что члены комиссий от БЮТ и НУНС будут отказываться подписывать избирательные протоколы для того, чтобы сделать результаты недействительными.

Однако члены комиссий от БЮТ и НУНС будут в меньшинстве, ведь все партии, представленные в парламенте, представлены и в каждой комиссии. А избирательное законодательство требует только кворума – и подписей большинства членов комиссии на протоколах.

Наибольшее беспокойство вызывает утверждение ПР, что комиссиям не хватает людей и подготовки.

Это хорошо задокументировано, и может оказаться проблематическим как в день выборов, так и на протяжении подсчитывания результатов. ПР также имеет основания утверждать, что президент Виктор Ющенко приобщился к кампании, и это дает основания сомневаться в нейтральности его административных назначений.

БЮТ назвал обвинения ПР абсурдными. В свою очередь БЮТ обвиняет партию Премьер-министра в использовании "мертвых душ" в списках избирателей для того, чтобы сделать возможным голосование от лица этих людей. Преданное Президенту СБУ передало Генеральному прокурору криминальные обвинения против чиновников в Харьковской области за 54,000 имен-дубликатов, выявленных в списках избирателей.

Однако ни одна из групп не предоставила журналистам копий документов, которые, по словам партийцев, доказывают нарушения. А без документов эта какофония обвинений в фальсификации ведет разве что к общему смятению и цинизму.

Для того чтобы продвигаться дальше во внутренней политике и на международной сцене, Украина должна приложит как можно больше усилий, чтобы провести свободные и справедливые выборы.

Если какая-то из групп делает обвинение в нарушениях, то эти нарушения должны быть четко и лаконично зафиксированы независимыми наблюдателями и журналистами. Только так Украина может продемонстрировать свою преданность демократическому правлению.

Тэмми Линч является  исследователем Института конфликтологии, идеологии и политики Бостонского университета, ее работа в Украине также поддерживается Гарвардским институтом украинских исследований