Кто спасет Украину?
Очевидно, что основными политическими игроками станут Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко.
Наша Украина – Народная Самооборона едва ли сможет сыграть самостоятельную политическую роль и поэтому будет вынуждена присоединиться или к "регионалам" или к "бютовцам". Все другие партии и блоки, которые теоретически имеют шанс попасть в парламент, не будут существенно влиять на политические процессы, которые происходят в Украине.
Теперь относительно формирования коалиции и правительства.
Очевидно, что этот процесс будет довольно сложным. Различие в политических взглядах и амбиции лидеров политических сил, которые могут претендовать на власть, будут мешать вести конструктивный диалог, а потому и парламентская коалиция, и правительство если и будут созданы, то едва ли смогут нормально функционировать.
При таких обстоятельствах о стабильности в Украине остается только мечтать
Кроме того, может произойти так, что парламентские выборы будут признаны недействительными, и тогда возникнет патовая ситуация. Верховная Рада Украины пятого созыва не является полномочной, поскольку в ее составе на сегодняшний день меньше 2/3 от ее конституционного состава.
В новом парламенте может возникнуть аналогичная ситуация, если какая-то из основных политических сил откажется признавать результаты выборов и не зарегистрирует своих депутатов.
В связи с этим невозможно будет сформировать коалицию и новое правительство соответственно предусмотренной действующей Конституцией процедуры. Это в свою очередь вызовет кризис не только законодательной, но и исполнительной власти. При таких обстоятельствах единственной легитимной фигурой в Украине остается президент.
Учитывая то, что президент является высшим должностным лицом в государстве и, соответственно ст.102 Основного Закона, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина, то он вынужден будет взять на себя всю ответственность за все, что происходит в стране, и ввести прямое президентское правление.
Учитывая то, что нынешняя Конституция есть основным источником нестабильности в государстве, то исправить ситуацию и преодолеть социально-политический кризис можно только путем внесения изменений в Основной Закон.
Сегодня и представители власти, и представители оппозиции признают необходимость внесения изменений в Конституцию, но пока что никто из них так и не предложил, или, в крайнем случае, не сделал достоянием гласности, собственный вариант проекта новой Конституции. Широкой массе не было представлено даже более или менее целостной концепции.
Все это заставляет граждан, которые занимают активную жизненную позицию самостоятельно искать пути выхода из кризиса.
Если выходить из содержания ст. 5 Конституции, где установлено, что единым источником власти в Украине есть народ и то, что только народ имеет право определять и изменять Конституционный порядок, то можно утверждать, что принятая Верховной Радой Конституция 1996 года и внесенные в нее в 2004 году изменения являются недостаточно легитимными, поскольку не выносились на всенародное обсуждение.
Это не означает, что нынешнюю Конституцию можно не выполнять.
Конституция это, в первую очередь, закон и как любой закон она является обязательной для выполнения на всей территории Украины.
Различие между обычным законом и Конституцией состоит только в том, что Конституция это закон, который имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам. А потому она должна быть одобрена не только представительным органом, которым является Верховная Рада, а и непосредственно народом как источником власти путем проведения всенародного референдума.
Исходя из того, что право определять и изменять конституционный порядок принадлежит исключительно народу Украины, то только Конституцию, которая получит одобрение большинства наших граждан, можно считать легитимной и только такая Конституция будет иметь высшую юридическую силу по отношению ко всем другим законам Украины.
Кто может выступить инициатором проведения референдума?
Соответственно ст. 72 Основного Закона, право провозглашать всенародный референдум принадлежит Верховной Раде и президенту, но, учитывая нынешний расклад политических сил в Украине, едва ли можно надеяться на то, что новоизбранная Верховная Рада будет способна принимать какие-то судьбоносные для страны решения.
При таких обстоятельствах остается надеяться только на то, что это сделает президент. Он имеет и организационные и финансовые ресурсы, для того чтобы привлечь лучших специалистов для подготовки проекта новой Конституции Украины и вынести его на всенародное обсуждение. На сегодняшний день это есть наиболее оптимальный путь преодоления кризиса.
Если президент будет занимать пассивную позицию, то нужно искать политическую силу, которая будет способна разработать проект новой Конституции Украины. А также инициировать сбор трех миллионов подписей граждан, которые имеют право голоса, за проведение референдума и убедить людей в том, что именно предложенный этой силой вариант Основного Закона есть таким, что будет устанавливать цивилизованные правила деятельности органов государственной власти и обеспечивать стабильное развитие общества.
Такое развитие событий вполне возможно и можно будет рассчитывать на успех, если этот процесс возглавит авторитетный в Украине человек.
Тем более что в истории уже были такие примеры. Речь идет о кризисе, который охватил Соединенные Штаты Америки в 1787 году. Спасли ситуацию инициативные группы, которые не входили в органы власти, но опирались на поддержку наизнаменитейшего американского гражданина Джорджа Вашингтона.
Сегодня без преувеличения можно утверждать, что нынешний социально-политический кризис достиг угрожающих масштабов и, если срочно не исправить ситуацию, это может привести к расколу государства и потери независимости.
В связи с этим вопрос, который в свое время поставил наш Кобзарь Тарас Григорьевич Шевченко о том, "чи ми діждемось Вашингтона з новим и праведним законом", остается открытым.
Олег Березюк, председатель Киевского юридического общества