Если их кто-то зажигает… Или зачем ему это нужно?

Вторник, 25 сентября 2007, 15:07

Ринат Ахметов продолжает собирать в парламенте людей, связанных криминальным прошлым с основателем его империи Аликом Греком. Рассказ об этом человеке, кандидате в народные депутаты под проходным для Партии регионов 192 номером, нужно начинать с 1983 года.

Именно в этом году в Донецке было совершено убийство карточного игрока Алексея Прохорова, известного в криминальной среде под кличкой "Утенок".

В качестве свидетелей по этому делу проходили взорванный в 1995 году на стадионе в Донецке Ахать Брагин (кличка - Алик Грек - предшественник Рината Ахметова на посту президента ФК "Шахтер"), и наш герой - Василий Петрович Стельмашенко.

Фабула той истории такова: 1983 год. Советский союз. Куйбышевский район Донецка.

Гражданин Вагин продал гражданину Просветову овчарку, а затем предложил обмыть сделку. Для этого он пригласил в дом Просветова своих друзей: Ахатя Брагина, Василия Стельмашенко (кличка "Картавый") и того самого Прохорова.

После неудачной для хозяина овчарки игры ему объявили, что он проиграл 30 тысяч советских рублей. На следующий день, как утверждает Просветов, к нему снова приехали Стельмашенко, Прохоров и Брагин, и с угрозами начали вымогать проигранные деньги.

В конце концов, в уплату карточного долга пошел дом, который охраняла "обмытая" овчарка… "Потом Прохорова убивают выстрелом дробью у выигранного им дома…"

В поле зрения следователей из-за схожести с этим убийством тогда попали материалы об аналогичном покушении, совершенном также путем выстрела дробью. Пострадавшим в этом инциденте был продавец Горловского колхозного рынка Михаил Ляшко. В народе и книге "Донецкая мафия" Михаила Ляшко еще называют Мишей Косым и приписывают ему, уже в современном Донецке, контроль над игорными заведениями города и руководство боевиками Ахметова.

Интересно, что тогда, в далекие восьмидесятые, первоначально он почему-то скрыл истинные причины своих ран. Как следует из материалов дела, милиции он сказал, что получил ранения правой ноги, левой руки, грудной клетки и живота из-за якобы попавшего в костер с мусором охотничьего патрона.

Эту ложь следствию тогда подтвердили и друзья Ляшко, уже знакомые нам Ахать Брагин и Василий Стельмашенко. Аналогичные объяснения дал и руководитель потерпевшего, помощник заведующего рынка на котором тот работал, ныне – известный донецкий предприниматель Геннадий Узбек.

Но позднее сам Ляшко опроверг свое и их лжесвидетельствование, рассказав милиции, что ранения получил от выстрела из охотничьего ружья, произведенного незнакомым мужчиной.

Зачем вся компания лгала правоохранителям, не известно. Однако уже эта история показывает, насколько близки были кандидат в депутаты Стельмашенко и один из главных героев "Донецкой мафии" - Ахать Брагин, а также нынешнее ближайшее окружение Рината Ахметова – Ляшко и Узбек.

Кстати, после показаний подозреваемого Просветова, 27 июля 1983 года Киевский РОВД Донецка возбудил уголовное дело № 4066 против Василия Стельмашенко по статье "мошенничество". Дело было передано в суд, но там, видимо, и кануло. Дальнейшая его судьба по базе МВД не прослеживается.

Зато прослеживается рост Василия Петровича в уголовном мире. По крайней мере, газета "Грани плюс" в 2005 году называет Василия Стельмашенко уже членом ОПГ братьев Кушниров, прославившихся тем, что на них позднее повесили чуть ли не все резонансные убийства в Украине: Вадима Гетьмана, того же Брагина и нардепа Евгения Щербаня.

"Как рассказал нам один очень осведомленный человек, изначально у группировки Брагина был союзник — ОПГ братьев Кушниров, в которую входили такие колоритные личности, как Рябин и Василий Стельмашенко по прозвищу "Картавый". В конце 1980-х у группировок были совместные криминальные "проекты" и общие покровители во власти… Однако в 1992 году между группировками Грека и Кушнира пробежала черная кошка…",- писала газета.

Если верить источнику "Граней" и собственным источникам, то после 1992 года Брагин и Стельмашенко были по разные стороны баррикад. Более того, знающие люди утверждают, что уже после смерти Алика Грека, когда начался планомерный отстрел членов группировки Кушниров, киллеры приезжали и по душу Василия Петровича, но ему удалось от них скрыться.

Каким же образом бывший враг крестного отца Ахметова мог теперь попасть в число кандидатов во фракцию партии, контролируемой последним? В Донецке говорят, что Ринат такого не прощает…

На этот счет есть не очень приятная для нашего героя, но расхожая в определенных кругах Донецка версия.

После того, как Ринат Ахметов возглавил империю взорванного Брагина и началось уничтожение членов группировки Кушниров, якобы организовавших тот трагический взрыв, Василий Стельмашенко оставляет Донецк и переезжает в окруженный лесами Святогорск. Он покупает дом на живописном берегу Сиверского Донца, но не прячется, а занимается бизнесом – открывает линию по разливу водки и учреждает несколько коммерческих структур, в том числе ООО "Империал-Вест".

В тот же период времени, весной 1998 года, недалеко от села Пески под Донецком был тяжело ранен "главный враг" брагинской группировки – Евгений Кушнир. Он всего на несколько дней приехал в Донецк из Израиля, где скрывался от пуль конкурентов, но каким-то образом враги успели узнать не только о его приезде, но и о маршрутах передвижения.

Второго мая того же года, уже почти оправившись от ран, Кушнир умер в санчасти следственного изолятора от сердечного приступа. Причиной стала аллергия на лекарства, введенные врачами. Врачи никакой ответственности, естественно, не несли…

Учитывая, что нынешний кандидат в депутаты остался одним из очень немногих живых членов группировки Кушнира, и более того, стал мелькать в репортажах с футбольных матчей рядом с Ринатом Леонидовичем, а сейчас еще и получает билет в депутатскую неприкосновенность, многие делают вывод, что он сыграл не последнюю роль в информировании покушавшихся на Кушнира о его планах.

Впрочем, это только версия. В судьбе же Василия Петровича Стельмашенко есть и не менее интересные факты.

Например то, что учрежденные им коммерческие структуры обвинялись в использовании преступной схемы по уклонению от уплаты налогов. Суть ее состояла в том, что по договоренности с налоговиками вновь открываемому предприятию выдавались налоговые векселя с отсрочкой налоговых платежей.

После предоставления нескольких таких векселей, предприятие фиктивно банкротилось и закрывалось. При этом все предприятия работали и производили водку.

Какое-то время, в связи с уголовным делом по этому поводу, Стельмашенко даже скрывался за пределами Украины. Но в 2000 году вернулся в Святогорск, где снова занялся бизнесом. А некоторые местные бизнесмены утверждают, что и не только своим…

В общем, биография кандидата в депутаты от Партии регионов довольно неоднозначна.

Интересно, что даже народные депутаты от ПР, у которых автор интересовался личностью их будущего коллеги, ничего не смогли сказать о Василии Стельмашенко. Механизм его попадания в списки для членов партии также не понятен.

Хотя, непонятен, скажем так, - только официально. На самом деле человек, который играл в карты с предтечей Ахметова - Ахатем Брагиным, да еще называющий себя другом Бориса Колесникова, мог войти в партийный список только через широко открытые двери благодарных потомков Алика Грека.

Другой вопрос – зачем Ахметов зажигает такие политические звезды? Ведь очередная его привязка к криминалу прошлых лет показывает, насколько недалеко он ушел от того смутного времени, когда подносил карты "Грекам", "Сучкам" и "Картавым".

Он тащит свое темное прошлое с собой, разрушая создаваемый его дорогостоящими пиарщиками имидж европейского бизнесмена, "смотрящего в будущее". Может, и "смотрящий", но…

Сергей Гармаш, "Остров"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде