Как Янукович стал Беатриче, или круги писательского ада

Ольга Кондрашова, для УП — Понедельник, 17 сентября 2007, 16:58

На прошлой неделе Госкомстат порадовал украинцев любопытной статистикой – в преддверии выборов замедлился рост производства во всех отраслях экономики, кроме бумажно-целлюлозной и издательской промышленности.

И это совсем не случайно. В пылу избирательной кампании политики тратят немалые деньги на выпуск агитационных плакатов, газет, буклетов и даже художественных книг о себе любимых и не только.

На старте избирательной гонки, в день рождения своего лидера Партия регионов запустила в тираж его книгу "Год во власти".

Александр Мороз не нашел лучшего способа агитировать за себя, чем преподнести массам свои стихи. Юрию Луценко аккурат к выборам издали биографию.

А Юлию Тимошенко к выборам традиционно "убили".

Убийцей в третий раз выступил Юрий Рогоза. Именно ему приписывают авторство книги "Невыполненный заказ", вышедшей перед выборами 2002 года и впервые воспевшей "женщину с глазами цвета каштана".

Именно он написал в 2006 агитационный текст в художественном стиле "Убить Юлю". И именно он в 2007 решил покуситься на ту же Тимошенко повторно, издав "Убить Юлю-2".

Но только если в первых двух книгах ЮВТ была выписана чуть ли ангелом, ниспосланным Богом спасти Украину, то в третьей автор вдруг разочаровался в своем божестве.

"Разочарование и прозрение - основные мотивы этого политического триллера. Она много говорит, но ничего не делает. Она любит себя и не любит критики", - так объяснил Рогоза появление своей новой книги.

Но почему советник премьера разочаровался в ней и ее команде не после ее работы в правительстве, а год спустя, когда она очень умело добилась своего?

Но год назад Рогоза был восхищен ЮВТ. Теперь же он жаждет поделиться правдой своего разочарования и уверяет, что писал ее исключительно по велению сердца и без денег.

Правда, учитывая предыдущий опыт Рогозы, устроившего неприкрытое мочилово оппонентам Тимошенко в лице "любых друзив" в 2006, данная фраза вызывает скептическую улыбку и большие сомнения.

Тем более, что "Убить Юлю-2" – это не кипа творчески разукрашеного фактажа, а нечто с претензией на большее.

На сей раз автор предстает в роли некого украинского Данте, который вместе со своим Вергилием - ангелом Ю (не Юля, не Юра, не Ющенко, а Юкрейн) бороздит на мотоцикле киевские улицы как круги ада, то и дело натыкаясь на украинских политиков.

И хотя о Данте в книге не сказано ни слова, все же весь текст наводит на мысль о том, что схему текста отдолжили именно у великого итальянца. И грехи героев соответствуют схеме, изложенной в "Божественной комедии".

Первым – надо полагать, как наименее замаранный и греховный – на пути автора встречается Юрий Луценко (в тексте Яценко).

"В бетонной бочке ночного двора, простреливаемого при желании с двадцати точек, один и без всякой охраны выгуливал спаниеля чуть ли не главный политик текущего момента, приговоренный интернетом и обожаемый улицей, порывистый бунтарь Майдана и совсем еще недавно – первый мент страны… Юрий Яценко…Неприметный вежливый человек в спортивных штанах"

У автора вызывает настоящий восторг то, что Яценко, будучи министром, сам ходил в аптеку, выгуливал собаку, уступал место для проезда другому транспорту и питался в министерской столовке, а не ресторане.

Но тут Рогоза прозревает, что и этот герой подсел на наркотик власти. Что бунт стал "не порывом, а профессией", и за его кулисами дежурит спонсор "народных бунтов миллиардер Жбания" .

Второй "круг ада" обосновал персонаж с прозрачной фамилией Рахметов. Следуя дантовой концепции ада, Рогоза почему-то счел наибольшим прегрешением данного персонажа сладострастие и прелюбодеяние. Устами бомжующего в палатках Партии регионов физика-ядерщика, читателю передается история о том, как охранники Рахметова требовали себе у директора драмтеатра девочек на ночь.

"История, может, и некрасивая, но ничего в ней особенно трагичного нету", - резюмировал автор.

В третьем кругу ада, отведенным Данте для чревоугодников, обжор и гурманов, автор обосновал своего старого знакомого персонажа Петра Дорошенко.

Если на страницах "Убить Юлю" Рогоза не выбирал выражений для литературного аналога Петра Порошенко, то во второй книге явно попросил у него прощения.

Согласно сюжету, Дорошенко подбирает автора, попавшего в ДТП, и приводит, чтобы оказать помощь, в свой кабинет. У них даже получается достаточно мирный разговор.

"Кабинет доброго диктатора, - сформулировал я для себя, – молодого Муссолини в тот короткий период, когда он уже накормил голодных и запустил заводы, но еще не начал "мочить в сортире" врагов, друзей и просто неудачно подвернувшихся под руку", - таким вышел литаналог Порошенко.

После визита к Дорошенко у героя Рогозы как-то не заладилось с кругами дантового ада – минуя сразу три со скупцами и расточителями, гневными и ленивыми, еретиками и лжеучителями – он сразу оказался на седьмом, зарезервированном великим итальянцем для тиранов и разбойников.

Посредством встречной в Лавре старушки Ирины Дмитриевны Рогоза опускается в пучину коммунистического террора и голодомора. И, хотя в книге отсутствуют встречи с лидерами левых партий, их черты лица можно узнать в матросах, убивающих мирных граждан на улицах Киева в начале 20-го века.

На восьмом кругу – здесь обитают обманувшие недоверившихся - герои Рогозы заворачивают в кафе "Малина", где встречаются с Микеле Броским. Узнали? Как говорится, знающему – достаточно.

Именно прототипу Микеле приписывали бютовцы появление книги "Убить Юлю-2", намекая на то, что он был причастен и к первой части дилогии. Но читая главу с названием "Самая жирная ворона на свете" как то начинаеш сомневаться в этой версии.

Именно Микеле произносит разоблачительные речи о Юле перед ее появлением на сцене.

"Твоя Юля – ну точно такой же кровосос, как остальные! Только намного круче. И злее… Ее не кто-нибудь – сам Паша Лазаренко научил миллиарды тырить! А он в этом деле первый мастер был", - вот такая "броская" характеристика.

Дальше идут воспоминания самого автора. Как он – советник премьера – пришел к ней на прием, чтобы поговорить о человеческих проблемах, а она отсылала его то к Мыколе, то к "хлопцям у восьму кимнату".

И только когда автор попросил ее не носить "дурацкие платья с рюшечками", которые ее старят, премьер подняла на него "два внимательных темных глаза" и сделала в блокноте короткую запись "впервые за время разговора".

И вот оно настало - время обличать ЕЕ. Но автор не приминает посетить еще одного персонажа. Президента, который на своей даче лепит "что-то красивое".

Наш герой заходит туда, чтобы сказать все, что думает о Их Превосходительстве, ему в лицо:

"Мы думали, что президент трус и тряпка, и ведь ошиблись ребята!. Это пока народ Украины об колено ломали, он гордо дремал. А как только запахло потерей булавы (300 мест в Раде, прочие "происки" нехорошие…), он живчиком и – за сабельку…… А значит, Вы - не президент для народа, а президент для себя самого и группы товарищей по удаче…"

Визит к президенту у Рогозы по сути - девятый круг ада. Там согласно схеме из учебника по литературе живут обманувшие доверившихся – предатели родины и единомышленников. Дальше идти некуда – дальше сидит Сатана.

Понятно, кто оказался у автора на этом нелестном месте.

На сей раз за НЕЙ опять следит снайпер. Но не с тем, чтобы убить – команды не было. Он просто читает по ее губам, чтобы понять, кто она такая.

"Юля, договаривающаяся с Чернобредским, Юля и муж – паутина пропахших кровью нефтяных сплетений и земли под Киевом… шашни с Крупским и Жевако, терки с БАБом… Так вот она какая твоя игра. Расчетливая, хладнокровно жестокая до конца, с кривым волчьим прикусом!…И фон и смысл один – бабло, бабло, бабло… со свинцовым привкусом власти!"

И Майдан. И полные веры и надежды глаза миллионов лучших людей страны… И совсем другая Юля. Дрожащий от волненья юный голос, беззащитно вскинутые юные запястья, слезы решительной обиды в девичьих глазах…

Вот он самый хищный Станиславский на свете…

…Батальоны обманутых готова бросить ты на улицы пушечным мясом, и не спорь, я-то точно знаю, что так оно и есть. Я теперь точно знаю, чего не хочу. Я не хочу, чтобы хоть одному человеку страны выпустили кишки ради твоих бабок!"

Это приговор автора своей героине. Той, о которой еще год назад он писал:

"Да, миллионы обожали бы ее, Рыжий бы не пьянствовал бы сейчас на государственной даче, а сидел на нарах, отдыхая после шитья монтажных рукавиц, мощно дымили бы ставшие "согласно мандату" народными заводы, а их бывшие владельцы, Пинчеруки и Рахметовы, ссылаясь на примерное поведение, просили бы сменить им усиленный режим на общий".

"Она – Премьер своей измученной страны, она сделает ее самой счастливой в мире, и не за десять лет, нет, люди и так ждали слишком долго, десяти лет у нее нет, за два, максимум за три года".

Теперь ангел развенчан. "Никто не может убить Юлю. Юлю может убить только сама Юля", - резюмирует автор, потерявший веру.

Так заканчивается темная часть суток. Наступает рассвет. И наш автор, подобно Данте, прошедшему все круги ада, выбирается на свет - в чистилище. И что же он там видит?

Нет, не свою возлюбленную. Это Данте шел к Беатриче. Наш герой видит Премьера.

Они садятся на лавку. Премьер жалуется на усталость от переговоров, и рассказывает, как заботится о донецком драмтеатре.

Наш герой хочет поговорить о несчастных актрисах, увезенных парнями Рахметова, но тут вдруг Федорыч неожиданно просит покататься на мотоцикле Рогозы:

"Слушай, дай покататься? Если тебе не в падлу конечно"….

"…Катайся, Федорыч, катайся, клацай передачами и расслабься, что ж ты такой зажатый-то? Катайся, мне, как ты говоришь, не в падлу. Тебе почему-то не страшно доверить байк, а это значит и многое другое, это реально много значит, поверь… Да и учишься ты быстро, на ходу – что украинскому языку, что мотоциклу…

На последних страницах Рогоза опять предстает разочарованным в украинской политике и уверяет, что не будет голосовать за Партию регионов, но приведенная выше цитата заставляет усомниться в искренности сказанного.

Как сказал Станиславский: "Не верю!"