Выборы без выбора

Среда, 12 сентября 2007, 11:23

Неустанно приближается дата внеочередных парламентских выборов, но много кто из избирателей до этого времени еще не определился, за какой избирательный блок или партию отдать свой голос.

Действительно очень тяжело сделать выбор, когда хочешь голосовать за ту или другую политическую силу, а в ее списке есть люди, за которых не хочется голосовать при любых обстоятельствах. Это является одним из основных недостатков действующей пропорциональной системы выборов, которая предусматривает формирование списков кандидатов в народные депутаты съездами политических партий и блоков.

Люди не имеют выбора и потому вынуждены голосовать только за тех кандидатов, которых им предлагают политические партии. Кроме того, сформированный в таком законодательном поле парламент фактически является органом, работу которого определяют только несколько человек.

Принятие того или другого решения высшим законодательным органом в нашей стране зависит исключительно от лидеров политических групп и фракций, а не от 450 народных избранников.

При таких обстоятельствах резонно звучат предложения о сокращение количества народных депутатов до 300 лиц, хотя по большому счету, будет в парламенте 450 или 300 народных избранников, в условиях действующей на сегодняшний день в Украине политико-правовой системы значения не имеет.

Нынешняя система в значительной степени нивелирует и идею прямых выборов, и идею народного представительства. Народные депутаты Украины в Верховной Раде избираются через посредничество политических партий и в большей степени представляют эти партии, чем избирателей. В связи с этим народные избранники думают больше о том, как угодить лидеру своей партии, а не об интересах людей, которые делегировали их в парламент.

Именно этим можно объяснить то, что в избирательных списках политических партий и блоков в основном фигурируют фамилии не авторитетных в обществе граждан, а водителей, секретарей и других лиц, которые обслуживают политическую верхушку.

Очевидно, что такая избирательная система выгодна только лидерам парламентских фракций, которым легче иметь дело с зависимыми от них депутатами, чем с теми, кто имеет собственную мысль и будет отстаивать свою позицию.

Итак, для обеспечения прозрачности избирательного процесса и реального народного представительства в парламенте было бы целесообразно отказаться от пропорциональной системы выборов и возвратиться к мажоритарной, усовершенствовав закон о выборах народных депутатов Украины, который действовал в 1994 году.

Новый закон может предусматривать избрание народных депутатов в 450 одномандатных избирательных округах путем прямых выборов. Такое количество народных депутатов является оптимальным и будет обеспечивать нормальный контакт избирателей со своими представителями в парламенте.

Следует отметить, что депутат от мажоритарного округа в значительной мере является зависимым от избирателей своего округа и потому вынужден будет считаться с желаниями людей, которые избрали его на эту должность.

Кроме того, выборы в мажоритарном округе лучше было бы проводить по двухтуровой системе. В таком случае в парламент, в первом туре, можно было бы избирать только тех кандидатов, которые наберут больше 50% голосов избирателей.

Если никто из кандидатов не получит необходимого количества голосов избирателей то нужно проводить второй тур в который должны выйти два кандидата, которые набрали большинство голосов в первом туре, а уже во втором туре победителя определить по системе относительного большинства.

Такой подход даст возможность избирать кандидатов в народные депутаты, которые пользуются поддержкой большинства избирателей, что в свою очередь значительно уменьшит риск попадания в парламент случайных людей.

При таких обстоятельствах, которые сложились в Украине, мажоритарную систему можно считать более демократической, чем пропорциональную, поскольку она дает возможность гражданам избирать в законодательный орган не только кандидатов от политических партий.

Вместе с тем такая система не препятствует деятельности политических партий. Партии могут выдвигать и поддерживать своих кандидатов в избирательных округах. Если та или другая политическая сила пользуется поддержкой избирателей, то очевидно, что именно их кандидат будет избран в парламент.

Подтверждением этому является опыт проведения избирательных кампаний в Великобритании, где уже на протяжении многих столетий действует мажоритарная система выборов.

Учитывая все вышеприведенные аргументы очевидным является тот факт, что от пропорциональной системы выборов нужно отказаться и отдать предпочтение выборам на мажоритарной основе.

Теперь относительно процедуры внесения изменений в избирательное законодательство. Скорее всего, избранный по сегодняшнему закону парламент не способен будет принять новый закон и потому этот вопрос нужно будет выносить на всеукраинский референдум.

Провозгласить референдум имеет право президент по собственной инициативе или по требованию 3 млн. граждан, которые имеют право голоса. В условиях отсутствия дееспособного парламента принятие новых законов и внесение изменений в действующие возможно только путем проведения всенародного референдума.

Это единственный правовой путь легитимизации нормативно-правовых актов, поскольку соответственно закону о референдумах, "законы, другие решения, принятые всеукраинским референдумом имеют высшую юридическую силу по отношению к законодательным актам Верховной Рады Украины, Верховной Рады Республики Крым, нормативных актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, высших законодательных и распорядительных органов государственной власти Республики Крым, подзаконных актов министерств и ведомств Украины и Республики Крым, решений местных Советов народных депутатов. Решения, принятые местным референдумом, имеют высшую юридическую силу по отношению к решениям Советов народных депутатов, на территории которых он проводится".

Итак, можно сделать вывод, что действующий закон о выборах является несовершенным и его нужно изменять. Этот закон, кроме указанных, имеет еще и другие недостатки.

Избранный соответственно действующему закону парламент может создать депутатское большинство, которое будет формировать правительство.

Если ни одна из политических сил не будет иметь большинства в Верховной Раде, то нужно будет формировать коалицию, а формирование коалиции это довольно сложный процесс, и если политики не смогут между собой договориться, то парламент снова будет недееспособным, а правительство несформированным.

Президент снова будет вынужден распустить парламент, но сделать этого не сможет, поскольку в ст. 90 Основного Закона определено, что "полномочия Верховной Рады Украины, которая избрана на внеочередных выборах, проведенных после досрочного прекращения Президентом Украины полномочий Верховной Рады Украины предыдущего созыва, не могут быть прекращены на протяжении одного года со дня ее избрания".

В Украине снова может возникнуть политический кризис, но это уже недостатки не избирательной системы, а действующей Конституции и парламентской формы правления, которая является менее стабильной по сравнению с президентской.

В условиях нынешней политико-правовой системы нет никакой гарантии, что правительство, созданное коалицией депутатских фракций сможет нормально исполнять свои обязанности, поскольку оно целиком и полностью будет зависеть от амбиций политических лидеров.

Любые споры между политиками будут отрицательно сказываться на работе правительства. Итак, для обеспечения стабильности в деятельности вышестоящего органа исполнительной власти и общества в целом нужно вносить изменения и в Конституцию.

Сделать это можно снова таки путем проведения всенародного референдума, который может провозгласить президент по собственной инициативе или по требованию трех миллионов избирателей.

Некоторые политические силы стараются убедить общество в том, что внести изменения в Конституцию или принять новую может только парламент.

Но что делать, если парламент недееспособный, а Конституцию изменять нужно? Ответ простой. Учитывая то, что соответственно ст. 5 Конституции единственным источником власти является народ, а право определять и изменять конституционный порядок принадлежит исключительно народу Украины, то очевидно, что вносить изменения в Основной Закон, или принимать новую Конституцию можно только путем проведения всенародного референдума.

Итак, без изменения избирательного законодательства и без внесения соответствующих изменений в Конституцию преодолеть общественно-политический кризис, который овладел нашей страной, будет невозможно.

Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что расписание политических сил в парламенте существенно не изменится после досрочных парламентских выборов, и ни одна политическая сила не будет иметь значительного преимущества в законодательном органе.

Удастся ли новоизбранным депутатам создать коалицию, сейчас прогнозировать сложно, но если коалиция не будет создана, то Украину снова ожидает политический кризис.

Конечно, ни один кризис не оказывает содействие стабильности и ведет только к упадку государства. При таких обстоятельствах вопрос внесения изменений в избирательное законодательство и Конституцию Украины остается открытым.

Олег Березюк, глава Киевского юридического общества

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Главное на Украинской правде