Блок Ющенко вооружился Палицей
Блок "Наша Украина-Народная самооборона" с "очищенным" списком отправился на выборы. Отсутствие Петра Порошенко компенсировалось появлением новых непересекающихся личностей – топ-менеджера группы "Приват" и экс-мэра Киева.
Ночь накануне съезда лидеры партий-участниц мега-блока посвятили тому, что формировали список. Началось все в понедельник днем у Ющенко. Политсовет "Нашей Украины - Народной самообороны" должен был начаться в 18:00, но не мог этого сделать еще два с половиной часа, поскольку переговорщики не возвратились от президента. Закончилось все в офисе "Нашей Украины" уже после начала новых суток.
Процесс деления списка сопровождался скандалами. Например, Николай Катеринчук обиделся на Юрия Луценко, что его квоту вывели за проходную часть. В начале планировалось, что Европейская партия Катеринчука получит три места в первой сотне. Однако, судя по утвержденному съездом списку, гарантировано депутатом станет только сам Катеринчук, который занял пятую ступеньку. Его следующая квота – аж 121 позиция.
Это и стало причиной, из-за чего Катеринчук проголосовал против списка.
Еще одним брошенным оказался Анатолий Матвиенко – лидер партии "Собор". Он рассчитывал на пять мест в первой сотне, а получил три. Обвинил в этом Бориса Тарасюка и Юрия Костенко – коллег по "Украинской правице".
– У нас вообще нельзя договариваться о чем-то втроем. Так как двое других вступают в заговор и бросают третьего. Так случилось и с Морозом в прошлом году, – пришел в негодование Матвиенко.
Если одни теряли места в проходной части, то другие – находили. Например, на 107 месте значилась нетрадиционная фамилия – Бурзу Хангулу огли Алиев. Как рассказали источники в "Нашей Украине", этого человека лично рекомендовал Ющенко, которого, в свою очередь, попросил президент Азербайджана. Что связывает двух Алиевых – информации нет.
Счастливым самочувствием перед съездом могли похвалиться не все. Например, когда распускали парламент, а депутаты писали заявления о составление полномочий, то им обещали квоту в проходной части. Но, понятно, что места все не хватило.
Было решено, что часть оскорбленных трудоустроят в президентской вертикали – в секретариате или уполномоченными Ющенко по отдельным вопросам.
Вместе с тем среди членов первой десятки настроение на съезде было замечательным.
– Юрочка, привет, ты так хорошо выглядишь, – обратился Арсений Яценюк к Юрию Павленко.
Сам Яценюк был подстриженный и загорелый.
– Я вернулся с Крыма. Сняли дом в аренду – он стоит на частной территории, жили там всей семьей, сохранил все чеки – если надо, могу показать, – объяснил Яценюк "Украинской правде".
– Я тоже с Крыма – отдыхал в воинском санатории, – отчитался Анатолий Гриценко.
– На какой позиции в списке блока ваш сын?
– Он – самостоятельный человек и отказался от баллотирования.
Яценюк и Гриценко делятся впечатлениями после отпуска |
Участники съезда собирались под бой барабанов, которые должны были удостоверить выход на старт объединенной обновленной и очищенной команды. Пока мальчики и девочки со всех сил лупили в революционные инструменты и размахивали партийными знаменами, на ступеньках стоял живой памятник очищения и обновления – Александр Омельченко.
– Я здесь как кандидат в депутаты, выдвинутый "Народной самообороной", – рассказал Омельченко.
– Вам нравится Луценко?
– Я правильной сексуальной ориентации, – перевел экс-мэр все в шутку. – А как молодой политик Луценко мне симпатичен.
Несмотря на то, что в понедельник его персона вызвала оживленную дискуссию на политсовете блока, экс-мэр Киева получил 13 место в списке.
Сам Луценко пришел на съезд в хорошем настроении.
– Я же тебе говорил, все будет хорошо, – снисходительно похлопывал он по плечу 15 номер списка Славика Вакарчука.
Певец только потупил взгляд.
– Ты загорел лучше, чем я, – шутил лидер блока с Князевича, продвигаясь дальше по ряду.
На этом дискуссия прекратилась, так как по залу прозвучало объявление одного из работников протокольного отдела секретариата: "Президент Украины Виктор Ющенко!"
Хотя номинально президент не имеет никакого отношения к созданному блоку, своей центральной ролью на открытии съезда он показал правдивое состояние дел.
Ющенко и дирижер |
На оранжевой сцене Ющенко пел гимн вместе с хором, а потом произносил свою речь. Начал с того, что заставит нынешних участников блока создать единую партию.
– Здесь сегодня возникает единая национальная и демократическая партия, – объявил президент свое пожелание на будущее.
Далее Ющенко перешел к избирательной тематике и перспективам блока.
– Вы – сила, которая умеет побеждать! Вы боретесь не для политиков, а ради людей, ради Украины. Я с вами! Мы – единый отряд! Мы – единая сила. Мы – одна ладонь. Рядом с нами, бок о бок идет Блок Юлии Тимошенко. Вы – взаимное подспорье.
Виктор Андреевич так вжился в роль, что пошел дальше очерчивать программные основы блока – и о языке, и о единой православной церкви, и об украинской гуманитарной политике, экономических стандартах. Далее упомянул о Януковиче.
– Я спрашиваю: какого государства это правительство? В интересах кого оно работает? Меня приводит в негодование преступная дерзость и нерадение, с которыми члены правительства относятся к жизни и безопасности украинских граждан, – заявил Ющенко.
Как известно, именно он год назад подал фамилию этого премьера в парламент.
– Я говорю "нет" пустым словам и обещаниям. Мы наведем в Украине порядок, - заверил Ющенко. - У нас – реальный план работы, и мы продолжим его реализацию. Первое. Я категорически требую отменить неограниченную депутатскую неприкосновенность.
– Нет, ну мы же договорились убрать слово "неограниченную", – пришел в негодование Кириленко, который все выступление президента обсуждал что-то свое с Луценко.
– А ты обещаешь, что все наши проголосуют? – спросил у него через кресло Балога.
– А как же, под курком..., – ответил Кириленко.
– Ну, главное, когда будет день голосования – чтобы не поболели все депутаты, – подколол его глава секретариата президента.
Пока "нашеукраинцы" дискутировали, Ющенко завершил речь.
– Как глава государства я призываю всех избирателей принять участие в голосовании… Я верю, что победит мудрость людей. Я знаю, что победит украинский народ. Я был, есть и буду всегда с вами! Я стойко верю в наш успех. Мы – победим!
Выступал президент без суфлера, что глава его секретариата Виктор Балога объяснил прозаично:
– Какой суфлер? Мы же бедные, денег нет...
Кириленко старается понравиться Ющенко |
За Ющенко очередь выступать настала Кириленко, который озвучил социальные обещания блока – поднять пенсии до 600 гривен, зарплаты до 2100, и заплатить за каждого родившегося ребенка.
– "Наша Украина – Народная самооборона" не будет иметь ни единого сотрудничества с главами и политическими коррупционерами. Любая широкая коалиция является невозможной, – заверил он.
Пока Кириленко отсутствовал на месте, а оно было как раз рядом с президентским, там посидели все, кто хотел. И Луценко, и Стретович, и Катеринчук. Каждый старался донести Ющенко какую-то свою мысль, но Виктор Андреевич своим видом давал понять, что этот прием граждан его напрягает.
На место Кириленко возвращался под одобрительным взглядом наставника.
– Молодец! – пожал ему руку Ющенко.
– Стараюсь, господин президент, – ответил Кириленко.
– И ты вообще способный, Слава, – ответил президент очень философским голосом.
Позже в этот день Кириленко, в рамках конкуренции с Луценко, усилили еще одной должностью. Его избрали руководителем мега-блока – он стал главой политсовета союза "Наша Украина – Народная самооборона".
После Кириленко слово дали Яценюку и Гриценко, которые поблагодарили за предоставленное доверие и пообещали его оправдать. А министр обороны еще и приоткрыл рейтинговые устремления.
– За полтора месяца такой молодой политической силе, как мы, тяжело достичь победы, но второе место – это также достойный показатель.
Министров-списочников на сцене сменили певцы. Оранжевый мега-блок, который по помпезности собрания не мог конкурировать с Партией регионов и БЮТ, решил просто превратить свой съезд на мини-концерт.
Юрий Луценко чувствовал себя как на празднике. Он так проникся патриотическими ритмами, что едва сдерживал себя на месте. То одной ногой двигал в такт, то другой, то правым плечом, то левым, то щелкнет пальцами руки в стиле битлов... А появление на сцене группы "Гайдамаки" даже натолкнула его на креативную идею.
– "Гайдамаки" – это наш ответ воинам света БЮТ! – крикнул Луценко Ющенко, который время от времени подпевал.
Между выступлениями звезд как-то незаметно прошел вопрос об утверждении списка – состоялось это без голосования за основу, как обычно бывает на оранжевом собрании, а сразу утвердили в целом. Без всяких дискуссий.
Разве что Владимир Стретович еще несколько раз подбежал к президенту.
– Ну что он там старается решить еще во время съезда? – раздраженно спросил Луценко у Костенко. – Кстати, вы знаете, что я отдал одно место "Правице"? 59–тое....
Список проголосовали 343 голосами за, воздержались 19, против были 9. В частности, и Катеринчук.
После этого слово предоставили лидеру Европейской народной партии, который зачитал почти одно и то же выступление, которое два дня произнес на съезде БЮТ, когда перекрестил блок Тимошенко из левого идеологического формата в правый.
– Мы поддерживаем единство "Нашей Украины" и блока Тимошенко, – заявил гость. Ющенко в ответ зааплодировал.
Луценко ждал своего выхода два часа |
Последнее слово предоставили Луценко, который не отказал себе в удовольствии поиграть в словесный футбол со своим бывшим начальником по Кабмину.
– Правительство Януковича – это правительство лжи и безответственных политиков! Мы помним их уверение об "улучшении нашей жизни уже сегодня", вместо чего правительство заморозило зарплаты и пенсии и резко подняло тарифы, выросла задолженность по заработной плате...
Луценко разошелся не на шутку:
– Я хочу обратиться к Януковичу на хорошо знакомом ему языке: Виктор Федорович, пора отвечать за базар. Нет улучшения нашей жизни? В Донбасс – на пенсию!
Следующим, кто попал под огонь Луценко, стал Мороз:
– Пусть меня простят святые отцы, но иногда мне кажется, что Евангелие ошибается. Иуда не повесился. Он просто изменил фамилию и пошел работать спикером украинского парламента.
Зал взорвался смехом. На равных с другими смеялись Ющенко с Балогой, а глава секретариата аж покраснел.
Ющенко и Балога... |
...повеселились от души |
– Наши оппоненты, и в первую очередь янучары думали, что президент нерешительный. Но он сделал так, как велел его долг – распустил Верховную Измену, – послал Луценко комплимент президенту. Ющенко это слушал, не моргнув глазом и подложив палец под подбородок.
– Мы – единая политическая сила, которая слышит требования людей, которая признала свои ошибки, очистилась и обновилась, – пошел дальше Луценко. – Я горжусь нашим списком, каждым его членом! Наши кандидаты никогда не предавали, были с народом в любой ситуации.
Выступление Луценко всех вдохновило – когда первый номер сел на место, Балога поднял большой палец вверх и еще раз покраснел.
Следующим номером съезда был выход первой десятки вместе с Виктором Ющенко на сцену – очевидно, так снимались кадры для будущего видеоролика.
Полнее этого к микрофону позвали Олега Скрипку. Вокруг того, куда в этот момент надо было деваться лидерам блока, возникло недоразумение.
– Идем под сцену! – позвал Луценко Ющенко.
Но такая самодеятельность не понравилась помощнику Ющенко.
– Идите садитесь на места, – ответил он Луценко и закрыл собою путь для президента.
Скрипка запел свою супер-песню "Страна мечтаний". Вера Ивановна не удержалась и стала танцевать.
Завершилось все огнями, которые вспыхнули за Скрипкой на сцене – такие же загорались за Януковичем, когда он шел по подиуму Партии регионов.
После съезда Луценко с Кириленко посвятили несколько минут общению с прессой, которая никак не могла понять, почему устранение Порошенко считается очищением, а появление не менее дискредитированного Омельченко – шагом в сторону демократии:
– Мы отличаемся тем, что умеем слышать людей и реагировать на их требования об очищении списков, приведении туда людей, которые являются образцами принципиальности. Страница, когда у руля "Нашей Украины" стояло предыдущее руководство, давно перелистана. Сегодняшний список являть доказательством очищения и омоложения его рядов, – ответил Луценко, который и завел 68–летнего экс-мэра по своей квоте.
– Мы должны приводить не только новые лица, но и опираться на опыт предшественников... Никто не говорил, что мы ведем комсомольский отряд, – прибавил Луценко.
После таких слов невыясненным остался только вопрос о появлении 68 номера списка – Игоря Палицы, топ-менеджера "Укрнефти" и человека Игоря Коломойского. Именно ему отведена роль глаз "Привата" в оранжевом мега-блоке, на который на этот раз сделал ставку днепропетровский миллиардер.
– Какое влияние Коломойский имеет на "Нашу Украину"? – попробовала "Украинская правда" выяснить непосредственно у Виктора Балоги, который является главным контактором с группой "Приват".
– Ну вы даете! Это же вам у Кириленко надо спрашивать! – начал отшучиваться он.
– Вы лично часто с Коломойским встречаетесь?
– Раз в месяц! Я встречаюсь и с ним, и с Пинчуком, и с Ахметовым. И с Палицей не чаще.
– Так что же Палица делает в списке?
– Это тоже спрашивайте у Кириленко. Я вам не глава партии, а обеспечиваю только ее менеджмент.
Переведя стрелки, Балога сделал технологически – так как адресовал этот вопрос в тупик. Кириленко не сказал ничего.
...Когда-то Юлия Тимошенко была отправлена в отставку с должности премьера из-за действий в интересах группы "Приват", которую Ющенко называл "шайкой". Сейчас цикл абсурда замкнулся.