В сетях конституционного лабиринта
28 августа 2007 года в столице Европейского Союза состоялись парламентские слушания, посвященные Украине. Докладывать о ситуации в Европарламент прилетели украинские политики от Партии Регионов, Блока Юлии Тимошенко, Блока "Наша Украина - Народная Самооборона" и Социалистической партии Украины.
Трехчасовая встреча в Брюсселе началась с докладов украинских партийцев, в которых сообщалось о тех проблемах и достижениях, с которыми каждая политическая сила идет на выборы.
Сосредоточившись на предвыборной суете, ни один из политиков в своем докладе не упомянул о фундаментальных проблемах государственного строительства, которые только одними досрочными выборами решены не будут. Украинцы на встрече в Брюсселе обошли проблему конституционного кризиса и смолчали о глубинных тенденциях, которые стали причиной досрочных выборов.
Первым не выдержал депутат Европейского Парламента Гельмут Марков и задал вопрос в лоб: "Как конституционная реформа решит фундаментальный конфликт между ветвями власти?". В свою очередь организатор слушаний вице-президент Европарламента Марек Сивец продолжил - "Как изменится форма правления в Украине после принятия новой конституции?"
Только после прямых вопросов украинские докладчики разговорились, но в очень мягких отстраненных формах.
У автора, который был участником этих слушаний, сложилось досадное впечатление, что украинские политики вообще не понимают значения конституции для политической системы. Какой смысл избирать новый парламент в условиях ошибочной, больной политической системы? Возможно, надо было бы сначала исправить конституцию, а потом уже запускать обновленные механизмы власти?
Больше года назад, 4 июля 2006 года на странице "Украинской Правды" появилась статья "Конституция парламентского олигархического коллективизма ", в которой была изложена позиция Общественного комитета национальной безопасности Украины.
Не просто продолжить конституционную реформу – а принять новую Конституцию Украины. Такую позицию представители Комитета продолжительное время старались донести до власти.
На сегодняшний день и участники предвыборных соревнований, и Президент Украины озвучивают идею принятия новой Конституции. Но никто из политиков не может системно объяснить, что будет в новом Основном Законе.
Новая Конституция Украины – это не только отмена депутатской неприкосновенности. Это не только очередное перераспределение полномочий между ветвями власти, или смена однопалатного парламента на двухпалатный.
На сегодняшний день Украина требует новой Конституции, которая закрепит новую гармоническую социальную систему. Конституция может осуществить те общественные мечты, которые не осуществились 1996 году, - может родить новую Украину. И важнейший вопрос, который должна решить Конституция – по-новому определить взаимоотношения гражданина-общества-государства в социальной системе.
Что может быть в Новой Конституции?
Конституция является формализованным общественным договором, по которому организовывается социальная система. Поэтому некоторые моменты являются определяющими для ее качества.
О человеке
Человек - высочайшая социальная ценность и основа социальной системы. С этого выходят все задания и направленность деятельности государства. Новая Конституция должна определить правовой статус каждого гражданина через максимально широкий перечень основных прав и свобод.
Конституционные формулы должны быть изложены четко, чтобы их можно было на практике применять как нормы прямого действия. Каждому праву гражданина должна соответствовать определенная обязанность государства.
В Конституции может быть формально закреплен юридический принцип, соответственно которому гражданам разрешено все, что прямо не запрещено законом.
В проекте Конституции Украины редакции 1993 года в статье 12 было закреплено право граждан совершать политическое сопротивление в случае, если кто-нибудь совершает действия, направленные на захват государственной власти. Почему не записать в новой конституции это положение? Разве это не сделает политиков ответственными перед народом?
Об обществе
В новой Конституции должны быть отдельным разделом закреплены положения о гражданском обществе. Так же, как это было во всех проектах конституций Украины в начале 90-х годов.
Гражданское общество является средой активной свободы для граждан, которые реализуют свои права и свободы. Конституция может закрепить реальные гарантии для гражданского общества – право частной собственности, право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и право на местное самоуправление. Конституция должна обеспечить защиту семьи, закрепить статус общественных объединений, общественных деятелей, а также предусмотреть механизмы общественного контроля над деятельностью государства.
Не исключено, что систему местного самоуправления необходимо отнести как раз к структурам гражданского общества, которое, в конце концов, наполнит местное самоуправление новым реальным содержанием.
Гражданское общество должно быть защищено Конституцией от государственного вмешательства. Именно оно должно стать связывающим звеном между свободными гражданами и государственным аппаратом, который во всей своей деятельности должен подчиняться интересам граждан и общества.
При действующей Конституции Украины государственная власть фактически оторвана от общества и "от выборов до выборов" является абсолютно независимой от своего народа. Между людьми и государством – пропасть, которую необходимо исправить в новом Основном Законе.
О государстве
Государство должно быть конституционно подчинено интересам общества и граждан. Должна быть закреплена и прописана процедура рапортования государства и его институтов перед обществом за свою деятельность, а также процедура обсуждения общественностью государственных решений.
Научным способом, а не политическими компромиссами должна быть определена форма правления – президентская, смешанная или парламентская республика.
Сугубо с теоретической точки зрения, президентская форма правления может оказаться наиболее эффективной для развития сильного государства. Однако, президентская республика может оказаться и могильником демократии в случае отсутствия механизма контроля и ответственности, как это было в эпоху кучмизма.
В любом случае, в новой Конституции должна быть определена система ответственности за принятие любого государственного решения. Даже, если такое решение принимает коллективный субъект.
Современные политики считают наибольшей проблемой конституционной реформы изготовление "системы сдерживаний и противовесов". Действительно, этот вопрос является одним из важнейших для принятия Основного Закона. Иначе эпоха политических кризисов станет бесконечной, будет происходить постоянное перетягивание властного одеяла и узурпация власти.
Но, если на высочайшем уровне будут закреплены положения о гражданском обществе, то именно оно и станет основным «сдерживателем» и противовесом государству и его аппарату. Во-вторых, во всех сферах общественной жизни может быть предусмотрена ответственность, и в первую очередь политическая и конституционная. Ведь это ненормальное государство, если в нем на протяжении многих лет не могут применить процедуру импичмента!
Придумывать сегодня новую систему сдерживаний и противовесов между ветвями государственной власти, так же, как и изобретать велосипед, - не надо. Необходимо только обратиться к многочисленным проектам конституций Украины начала 90-х лет. Там все есть!
Конституционный процесс
Говоря о принятии новой Конституции Украины, необходимо возвратиться в период до 1996 года. К сожалению, мало кто вспоминает о том, что тогда происходило в конституционной сфере, а это следует делать.
С 1991 году велась тщательная работа над написанием нового Основного Закона. Авторы были уверены, что именно от качества Конституции будет зависеть гармоничность отношений в социальной системе на долгие десятилетия. Поэтому и закладывали положения не компромиссные, политически целесообразные, а абсолютные, идеальные.
Проект Конституции 1993 года, один из самых совершенных, был наработан в результате широкого общественного обсуждения. Кто не помнит – больше 50 тысяч предложений и замечаний поступило в конституционную комиссию в 1992 году. И все они были обработаны и учтены.
После избрания Леонида Кучмы Президентом Украины все конституционные достояния проекта 1993 года были заброшены, а вместо этого родился сначала Конституционный Договор, а потом и ограниченная, юридически бедная Конституция 1996 года.
Возможно, основным недостатком Конституции Украины в редакции 1996 года стало то, что ее принимал Парламент, укомплектованный кучмовскими политиками?
С теоретической точки зрения недостатков тоже хватает. Конституция, как уже отмечалось, является формализованным общественным договором, согласно которому все устраивается в социальной системе. Она является высочайшим проявлением права и принимается от лица народа. Итак, есть ли Парламент, который является законодательным органом государства, полномочным для принятия Основного Закона?
Затронутый вопрос процедуры для принятия Основного Закона является чрезвычайно дискуссионным. На сегодняшний день Президент Украины сделал достоянием гласности планы создания Конституционной комиссии или Конституционного национального собрания.
Но непонятным остается механизм формирования этого учреждения. В данном контексте автор хотел бы только усилить дискуссию, напомнив об исторической практике созыва Учредительного Собрания...
Для проводника конституционной реформы – Президента Украины существует трудная задача легализации новой Конституции, ведь действующий Основной Закон не предусматривает возможности принятия нового. Единственная возможность в границах установленной процедуры – это предложить новую редакцию Конституции Украины, которую провести через референдум и дважды – через парламент. Иначе Президенту придется начинать новую процедуру – взять на себя ответственность, собрать Конституционное собрание и утвердить Конституцию на референдуме.
Заявления о необходимости новой Конституции Украины звучат на высочайшем уровне. Это означает, что они перестали быть только популистскими лозунгами, а приобрели характер реальной осознанной потребности. Следует ожидать, что новый Основной Закон изменит Украину намного сильнее, чем любые выборы в Верховную Раду Украины. И как пишут, власть станет обязанностью, а не правом.
Возможно, именно этого и ожидает от Украины Европейский Союз?
Алексей Толкачов, глава Общественного комитета национальной безопасности Украины. Киев-Брюссель. Специально для УП