Новая национальная идея на День рождения Украины

Среда, 22 августа 2007, 14:24

В современной Украине писать и говорить, а иногда даже и думать, о национальной идее политически опасно.

Это, оказывается, опасно для электоральных перспектив твоей политической силы, для международной репутации, это опасно, так как тебя непременно не так поймут. Это, видите ли, в современном мире – не интелегентно, не актуально и даже (прости, Господы) – не "гламурно".

Иногда некоторые коллеги по-дружески советуют: давай, тут, вместо национальной идеи, что-то влепим другое, так как у нас же Восток и Юг, у нас выборы. Давай, вместо нация – народ, вместо "национальный" – гражданский, и (даже) вместо Украина – страна.

Кажется с таким национальным мазохизмом и самоунижением, я сталкиваюсь впервые в своей политической практике.

Мне тяжело представить, что русскому политику будет стыдно говорить о России, а президенту США посоветуют для толерантности чаще прибегать к термину "Новый мир" вместо Соединенные Штаты Америки.

Политическая Украина, напугана привнесенными извне технологиями последней президентской компании с делением Украины на три сорта и на два берега, погрузила голову в песок и считает уместным, жить в глубинах банального космополитического равнодушия, вычеркнув понятие "нации" из ежедневной речи.

Дискурс национального отдан на откуп маргинальным "мудрецам", которые неутомимо продолжают доказывать, что Каин был первым россиянином, а Авель – украинцем, что все египетские фараоны родом из среднего Приднепровья, а потомки арийцев заседают в Кабинете министров.

Это не только примитивно, это опасно. Консервация проблемы, непризнание нации в политическом, гражданском значении, все это даже страшнее, чем трехсортная карта Украины в выполнении кремлевского "колумба"-первооткрывателя – Глеба Павловского.

Мы никогда не сможем построить ту Украину, которой мы достойны, пока не признаем, что проблема существует, пока не сможем найти того единственного фактора, который сможет свести под одну крышу интересы преподавателя из Львовского университета и донецкого предпринимателя, оставив вне ее границ расхождения и мировоззренческие разногласия.

Что, как не принадлежность к единой стране, к единой нации (подчеркиваю, в гражданском значении этого термина) может выполнить подобные функции?

Когда-то Леонид Кучма (вот уже не думала, что когда-то придется цитировать Кучму) сказал, что в Украине национальной идеи нет. И в том, наверное, и горе современной Украины, что ею почти весь период национальной зависимости руководили люди без национальной идеи в голове.

Гимн без слов, стилизованный гопак и полулегальный тризуб все это время оставались чуть ли не единственными официальными атрибутами государственной независимости. Да и на бытовом уровне ежедневной политической речи национальное до сих пор сводится собственно к анекдотам, которые все до одного начинаются с одного и того же: "Приехал как-то москаль во Львов..."

Бывают, правда, некоторые проблески консолидации нации, прежде всего в спортивной области - победы братьев Кличко, Яны Клочковой, неожиданный успех футбольной сборной на чемпионате мира в Германии, но они настолько кратковременны, что не могут восприниматься как определяющие и основные.

Был у нас еще Майдан, когда тысячи людей впервые заговорили на украинском языке, сотни тысяч начали гордиться, что живут в такой героической стране, миллионы впервые подняли головы.

Но ценности Майдана новая элита умудрилась растранжирить за полгода, сделав с национальными идеалами то, что в начале девяностых было сделано с купоно-карбованцами.

Так может, настало время хотябы сегодня, на 16-летие государственной независимости, дать стране национальную идею, признать, что без нее мы никогда не сможем стать ни нацией, ни народом?

Что без национальной идеи скифские каменные бабы и трипольские кувшины так и останутся мертвыми артефактами археологии без интегрированности в историю территории, известной сейчас как государство Украина.

Но прежде, чем определить какой национальной идеи требует страна, хотелось бы пусть несколькими штрихами осмотреть весь современный мир, проанализировать ключевые тенденции цивилизованной ойкумены.

...Итак, как он живет этот современный мир? Уникальными темпами развиваются информационные технологии, новые компьютеры становятся устаревшими через полгода. Как утверждают в своей книге Funky Business два мудрых шведа, если бы авиационная промышленность развивалась такими же темпами, как компьютерные технологии за последние десять лет, то сегодня, скажем, самолет из Европы к США летел меньше секунды, а стоимость билета бизнеса-класса составила бы 0,4 цента.

То же самое происходит в экономическом мире - на полную мощность работают биржи и банки, разговоры о демократии и свободе пленили все столбцы и эфиры мировых средств массовой информации. Но, как свидетельствует статистика, не так все хорошо в современном мире, как выдается на первый взгляд.

Количество опасных вызовов современной цивилизации почти такое же, как в ХІІІ - ХVII столетиях. Только Аль-Каида вместо бубонной чумы и гастарбайтерство вместо рабов на галерах. Эти недостатки современного мира нивелировали технологические завоевания человечества.

Прогресс оказался более диалектическим и непрогнозируемым, чем мы себе представляли. Джон Тойнби потерпел поражение: история не развивается по спирали, и не является заранее определенным путем к прогрессу. Она двигается так, как ей захочется, по своим законам и прихотями, как автомобили во время-пик на Ленинградской площади при выключенных светофорах.

С одной стороны мы получаем нанотехнологии, с другой – СПИД, с одной стороны – глобализм и сокращение вооружений, с другого – террористическую атаку 11 сентября. На каждое новое изобретение человечества, природа отвечает собственной новацией. Словом, на каждый новый bluetooth имеем отит на каждое ухо.

За последние годы 47 из 192 стран мира страдали от войн и гражданских конфликтов. Война продолжает оставаться формой сосуществования наций и народов, а, для кое-кого, как например, для США, маленькая победная война – это вообще всего лишь элемент очередной президентской кампании (как, кстати, и для России, где поезда и дома почему-то начинают взлетать в воздух именно накануне новых электоральных гонок).

Современный бушующий прогресс человечества базируется на тотальной прагматике и абсолютной ценности материальной выгоды, полученной любой ценой. Потом - гонкой за личным успехом с потребительским уклоном. И еще - появлением новых, несвойственных функций денежных знаков.

Мировые деньги превратили на товар все: веру, честь, совесть, убеждение, принципы, патриотизм, информацию. Состоялась всемирная материальная "фаустизация" человечества. Но, если гетевский Фауст имел в один прекрасный день остановку, то современные обыватели способны продать души за "классный шопинг" в Милане в сезон Sale.

Добрались даже до купли-продажи статуса человека в мире, здоровья, образования. Сегодня в Украине, скажем, мало кто рвется в аспирантуру, так как диплом "проФФесора" можно купить по цене, сопоставимой со стоимостью мобилки бизнес-класса.

Вопреки апологетам индивидуализма, человек превратился на объект, а человечество на мишень для спама – это суть современной поступи. Очевидно, что такой алгоритм развития является тупиковым, а возможно, ведет и к самоуничтожению.

Археологи, как известно, типизируют исторические периоды с помощью ископаемых остатков керамики. С ужасом представляю, как через несколько веков потомки-археологи назовут наше время с его двумя мировыми войнами, ядерными катастрофами, космическими полетами, УоuTubе-ом и революциями, всего лишь "культурой пластиковых стаканчиков".

Глобальные мировые проблемы зацепили украинское общество. Мы - часть цивилизации, и платим соответствующую плату за это. За стремлением к жесткой и циничной цивилизованности мы где-то потеряли душу, идеалы, благородные непрагматические порывы.

Кажется, сегодня, если бы был жив Тарас Бульба, то он боролся бы не за свободу страны, а за лицензию на реекспортные операции в НАК "Нефтегаз Украина".

...Но, Украина же другая. Она другая совсем не так, как утверждал один государственный муж, когда говорил, что она просто "не Россия". Она еще и не Албания, не Мозамбик и не Исландия.

Мы вообще – другие. Мы, по-моему, как ни одна другая страна, рождены для уникальной миссии, так как находимся на цивилизационном сломе между западной и восточной цивилизациями.

Мы от этого больше всего страдали, так как именно по нашей территории вдоль и поперек ходили все – от Чингиз Хана до Манштейна. Но, хотя бы теперь можем иметь какую-то пользу от такого уникального расположения.

Украина – это энергетический мост между культурами и народами. Украина – это табула раса в современном мире. Разрушили то, что было, и не построили нового. Именно поэтому Украина должна строить свои стандарты заново и имеет все права не копировать ошибочные концепты либерально-демократического капитализма.

Для того, чтобы наша страна выполнила эту миссию для себя и человечества, нам нужна высочайшая консолидация, мобилизация всех общественных интеллектуальных политических сил и полное осознание каждым украинцем концепций и решений, которые необходимо принимать для построения более справедливого нового порядка.

Главную роль в консолидации национальных сил сыграет четкое определение новой национальной идеи, которая бы стала настоящей ведущей звездой для всей нации, открытием для каждой личности безграничных возможностей развития.

Как молодому человеку в 16 лет дают паспорт, так и мы нашей Украине на ее 16-летие должны дать новую национальную идею.

Такой новой украинской национальной идеей должно стать строительство самой лучшей и оптимальной системы организации общества, которая даст каждому человеку ощущение справедливости, гармонии, защищенности и открытости всех овеянных мечтой возможностей.

Я ни в коей мере не претендую на то, чтобы дать исчерпывающее и окончательное определение новой национальной идеи Украины. Это – тема для дискуссии. Но, кажется, именно в создании оптимальной системы сосуществования всех элементов общества состоит основная наша задача.

Почему мы появляемся в CNN и Евроньюзе только в виде перевернутых вагонов с желтым фосфором вблизи Ожидова? Может, хватит? Может, время попасть в положительный блок новостей и не только спортивных?

Как Япония и Германия создали уникальные системы управления производством в 70-е года ХХ столетия, как Генри Форд придумал конвейер, почему мы не можем создать идеальную общественную систему? Ту систему, которая базируется на реалиях, а не на идеях Платона, Томазо Кампанеллы или Томаса Мора?

Дело не в ментальности, как говорят скептики. Дело – в системе.

Возьмите, для примера снова ту же Германию. Почти полстолетия нация была разделена на две страны – ФРГ и НДР. Одна ментальность, одно мышление, одна культура. Но – другие системы.

Это почему же эта одинаковая ментальность по одну сторону стены делала идеальные "Мерседесы", а по другую - "Трабанты" из пластмассы и дерева? Так может и нам время попробовать новую систему общества?

Не надо бояться величия собственного народа. Не надо прятаться в закоулках неуспеха. В конце концов, только, на первый взгляд, невыполнимые идеи, достойны того, чтобы браться за их реализацию. В современном мире всегда есть место для того, чтобы найти свою нишу.

Приведу еще один пример из уже упомянутой книги Funky Business. Один британский предприниматель, который никак не мог найти свое место под солнцем в мире большого бизнеса, от отчаяния и, скорее, для прикола стал выпускать цветной еженедельный журнал... "Ноги". В этом странном журнале не было ничего, кроме фотографий человеческих окончаний – пят, колен, икр, голеней...

Вдруг оказалось, что во всем мире, с 6 миллиардов людей обнаружилась не одна тысяча фетишистов, которые, по непонятным для психологов причинам, фанатели от фотографий человеческих ног. За 2 года издательской деятельности, вчерашний неудачник, а сегодня "ногомонополист" стал миллионером.

Это – анекдотический пример, но он же показывает, что в современном мире существует множество незанятых пробелов. И один из них, до сегодня пустой – это место для оптимальной идеальной системы организации общественной жизни.

Мы должны строить страну собственным интеллектом, а не импортированным. Никто за нас идеальную модель нам не выстроит. Когда за такое строительство берутся зайды, выходит фантасмагория.

Недавно в США выдали кулинарную книгу-путеводитель по кухне республик СССР. Среди всего, там разместили и рецепт "украинского борща", который, по мнению авторов, был кушаньем из... картофеля, яблок, сала, инжира, фиников и плодов какого-либо неопределенного "клукового дерева" (очень хотелось бы накормить автора таким борщом, в особенности - клуками).

Итак, возложение надежды на заграницу и приводит к тому, что мы в результате вместо "плана Маршалла" получаем борщ из фиников.

Новая национальная идея страны навсегда лишит наш народ комплекса малозначимости, синдрома ущербности, разобщенности, потерянности, поднимет ограничения национальных амбициозных стремлений.

Возможно, у кого-то возникнут сомнения в своевременности провозглашения такой национальной идеи именно сейчас, когда украинский народ, как никогда, разочарован и далек от любых общественных идей.

Но возрождение силы духа не возможно без укрепления веры. И эту веру должна родить новая национальная идея, которая станет не только символом успешного развития украинского народа, а еще и предметом его пожизненной гордости.

Украина сегодня имеет шанс не только преодолеть свои собственные проблемы и противоречия, но и стать образцом для других народов. Если мы реализуем нашу национальную идею, то она, по масштабам влияния на мировую историю, может стать в ряд с Давним Египтом, Античной Грецией и итальянским Возрождением.

Если другие народы дали человечеству колесо, порох, компас, компьютер и ядерные технологии, мы дополним этот перечень уникальной организацией общественной жизни.

Я нарочно, чуть-чуть преувеличиваю с пафосом и метафорами, так как браться за создание национальной идеи можно только в состоянии, близком к ейфории. Прагматика здесь не поможет. Если к строительству подходить исключительно с мерилом "здорового прагматизма", то в результате получаются не египетские пирамиды, а панельные "хрущовки".

Если верить историку Льву Гумилеву, то самый высокий период пассионарности каждая нация переживает при своем рождении, именно тогда она способна на любые свершения. Кажется, 16-летие – это как раз такой возраст, когда время к подобным свершениям браться.

В истории каждой нации есть своя "золотая пора", свой ограниченный временами Эдем, когда все было хорошо, и все были счастливы. Как правило, эта пора была так давно, что превратилась в мифы и легенды, не заслуживающие внимания историков.

В Украины своя "Золотая Пора" – впереди. Если мы реализуем то, что задумали, то уже следующие поколения целого мира будут изучать стратегию нашего успеха и учиться "Ukrainskomu Uspihu" без транскрипций и перевода.

P.S. Как пишут в современных газетах, "пока этот номер готовился к печати, стало известно, что..." профессор Израильского технологического института Амос Ори, по-своему просмотрев теорию Альберта Ейнштейна, доказал, что путешествование во времени теоретически возможно.

Хотелось бы попросить господина Ори заглянуть в историю Украины приблизительно в 2057 году. Думаю, он будет приятно поражен...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде