Семья RosUkrEnergo. Тайна отношений Фирташа и Бойко раскрыта
Чуть больше полугода назад Украина стала свидетелем поединка двух газовых титанов. После громких заочных пресс-конференций 26 октября 2006 года в глаза друг другу посмотрели создатель легендарных ЕЭСУ Юлия Тимошенко и действующий министр топлива и энергетики Юрий Бойко.
Страна, обладающая колоссальными газотранспортными ресурсами, всего несколько месяцев назад стала свидетелем непрозрачных и непонятных не только собственному населению, но и всему мировому сообществу газовых договоренностей с Россией.
И теперь все что ей оставалось – быть сторонним наблюдателем спора двух комбинаторов о том, кто и когда сдал или пытается сдать национальные интересы.
"Идущие на смерть приветствуют тебя… "Газпром"! Такие слова в их устах были бы вполне органичны.
Они долго шли к этой встрече. Долгие месяцы и даже годы взаимных обвинений создавали впечатление, что оба противника обладают достаточным багажом знаний, а главное – компромата, чтобы морально уничтожить оппонента еще до конца эфира. Но зрелище оказалось весьма жалким.
Юлия Тимошенко с уже приевшимся надрывом обвиняла министра в причастности к созданиию RosUkrEnergo, сотрясая в руках тяжелую папку с сомнительными документами. Юрий Бойко с традиционно каменным лицом, чеканя каждое слово, отрицал все сомнения в своей преданности национальным интересам и уверял, что "понятия не имеет", кому принадлежит украинская доля компании.
Шоу превратилось в дебаты на показ. В очередной раз, чтобы оценить степень искренности сторон, зритель вынужден был вспоминать слова подъездных бабушек о том, что "все они одного разлива".
Маленькую революцию в сознании зрителя мог совершить документ, о существовании которого ни Юлия Тимошенко не подозревала, а Юрий Бойко вряд ли бы посчитал нужным "вспомнить" даже лет через пятьдесят в своих мемуарах.
Как сейчас уже известно, фактическими владельцами RosUkrEnergo являются с одной стороны российский "Газпром" (50% акций), а с другой стороны два украинских гражданина - владелец одесского "Місто-банка", основной акционер Одесской киностудии Иван Фурсин (5%) и владелец недавно созданной Group of Dmitriy Firtash (GDF) Дмитрий Фирташ (45%).
В течение трех лет Служба безопасности Украины, ФСБ России, ФБР и Скотленд Ярд тщетно пытались доказать хоть какую-то связь между Владимиром Бойко и Фурсиным или Фирташем.
Максимум, на что хватило возможностей спецслужбы ведущих стран мира, – это робко намекать на то, что общим звеном в этой цепи якобы является разыскиваемый Интерполом Семен Могилевич.
Убедительных доказательств связи Бойко с владельцами RUE не оказалось даже в отчетах неправительственной организации Global Witness, которая подробно расследовала обстоятельства создания RosUkrEnergo.
После того, как фамилии Фирташа и Фурсина стали известны широкой общественности, эксперты Global Witness продолжали туманно намекать, что у них все еще "остается много вопросов о связях RosUkrEnergo, "Нафтогаза Украины", а также экс-главы НАК "Нафтогаз Украины" Юрия Бойко, председателя правления "УкрГаз-Энерго" Игоря Воронина и совладельца RosUkrEnergo Дмитрия Фирташа".
"Украинской правде" удалось найти неоспоримые доказательства близких и в прямом смысле очень доверительных отношений между Юрием Бойко с одним из совладельцев RosUkrEnergo – Дмитрием Фирташем не в архивах Швейцарских кантонов, и не в базе данных Кипрских банков, а в обычном электронном архиве нотариата Украины.
Почти за год до описанных выше неуклюжих дебатов, 13 декабря 2005 года один из киевских нотариусов скрепил своей подписью генеральную доверенность следующего содержания:
"Я, гражданин Фирташ Дмитрий Васильевич на основании устной предварительной договоренности уполномочиваю гражданина Бойко Юрия Анатольевича быть моим представителем в органах нотариата Украины, страховых компаниях, кредитных (банковских) учреждениях Украины, их отделениях, во всех местных органах государственной регистрации прав, органах земельных ресурсов Украины или в любых других государственных органах, учреждениях, предприятиях или организациях независимо от их подчинения и форм собственности со всеми необходимыми полномочиями по вопросам управления и распоряжения всем принадлежащим мне имуществом, как движимым, так и недвижимым, из чего бы оно не состояло и где бы оно не находилось. Для этого ему предоставляется право: составлять на условиях и за цену на свое усмотрение все разрешенные законом соглашения, договора и другие правоотношения …".
Под документом рядом с подписью нотариуса стоит автограф Дмитрия Фирташа.
В декабре 2005 года парламентская избирательная кампания уже начинала набирать обороты. Через девять месяцев, в августе 2006 года Юрий Бойко займет пост министра топлива и энергетики. Надо отдать должное предусмотрительности сторон – срок действия доверенности закончился двумя месяцами раньше – первого июля 2006 года.
Однако сама по себе ситуация скандальна, которая прямо указывает на сговор министра и совладельца структуры, которую неоднократно называли главным врагом украинской независимости. "Украинская правда" обратилась за разъяснением и к министру, и к совладельцу RosUkrEnergo.
Представители GDF отказались комментировать документ без объяснения причин. В итоге так и осталось невыясненным, почему доверителем совладельца RosUkrEnergo оказался именно тот человек, чье служебное положение и связи с госструктурами могут стать поводом для нападок на RUE со стороны оппозиции.
Пресс-секретарь министра топлива и энергетики Константин Бородин, выступая от имени Юрия Бойко, существование подобного документа подтвердил.
"Такая доверенность действительно существует. Она была выдана исключительно в связи с тем, что в 2005 году Юрий Бойко по просьбе Дмитрия Фирташа выступил его представителем в бракоразводном процессе с Марией Фирташ. И именно для выполнения этой роли на имя Юрия Бойко была выдана доверенность на распоряжение всем имуществом Дмитрия Фирташа".
По словам Бородина, доверенность оформлена в соответствии с требованиями Семейного (а не Гражданского, который обычно используется в деловых взаимоотношениях) кодекса Украины.
"Выдача доверенности на все имущество Фирташа была на тот момент необходимостью, поскольку до завершения бракоразводного процесса невозможно было предсказать, какое имущество отойдет кому из супругов", - сообщил пресс-секретарь министра.
Следует отметить, что в документе действительно есть ряд ссылок на Семейный кодекс Украины, в том числе на ст. 65 Кодекса, регулирующую бракоразводные процедуры по разделу имущества.
Кроме того, юристы, анализировавшие документ по просьбе "Украинской правды", подтвердили, что доверенность имеет ряд особенностей и уточнений, упрощающих доверенному лицу представлять интересы доверителя в судах по бракоразводному процессу.
Впрочем, правоведы также отмечают, что документ позволял Юрию Бойко на практике совершать весь возможный перечень операций с имуществом Дмитрия Фирташа.
В то же время, представитель самого министра уверяют, что "факт выдачи доверенности лишний раз подтверждает сугубо личные отношения между Юрием Бойко и Дмитрием Фирташем".
"Деловым партнерам, представляющим себе структуру бизнеса, который им доверили, и способным использовать имущество доверителя в своих интересах, подобные доверенности не выдаются ни при каких обстоятельствах.
Как известно мировое соглашение между Марией и Дмитрием Фирташами было подписано в январе 2006 г. По сути, этим действие доверенности было исчерпано, ни до этой даты, ни после никаких юридических действий в рамках этого документа Юрием Бойко не производилось. Это полностью соответствовало цели документа – он давал Юрию Бойко возможность выступить арбитром между супругами Фирташами. Никакой экономической подоплеки или выгоды для Юрия Бойко в этом юридическом производстве не было.
В период действия доверенности никаких преград для участия Юрия Бойко в бракоразводном процессе между супругами Фирташами не было: в декабре 2005-июле 2006 года Юрий Анатольевич работал председателем Республиканской партии Украины, и не занимал постов на государственной службе, которые бы ограничивали его юридическое или моральное право выступить посредником в гражданско-семейном споре между Фирташами", - говорится в комментарии пресс-секретаря министра.
О личных отношениях совладельца RosUkrEnergo и министра топлива и энергетики "Украинской правде" рассказал их общий знакомый.
"Деловое общение между Димой и Юрой началось еще в 2003 году, когда компания Eural Trans Gas сменила "Итеру". Бойко тогда возглавлял "Нафтогаз". Они каждый месяц согласовывали объемы поставок, подписывались акты сверки, а в начале 2000-х, когда Украина нередко срывала график оплаты газа, они согласовывали и графики платежей, - рассказал источник, - потом, видимо, их служебные отношения переросли в человеческие. Я, например, знаю, что Юра с женой бывал у Фирташей дома, приглашал их и к себе".
История с доверенностью в новом свете объясняет позицию Бойко, который неоднократно подчеркивал, что альтернативы RosUkrEnergo для Украины нет.
У него даже случился заочный спор с президентом Виктором Ющенко в российской газете "Ведомости". Глава государства заявил о намерении уже в августе текущего года подписать с Владимиром Путиным договоренности, отменяющие посредничество RosUkrEnergo при поставках газа в Украину.
Сам Юрий Бойко в своем заявлении, высказанном ранее, но приведенном в том же номере "Ведомостей", был весьма жестким и эмоциональным.
"Хотел бы я посмотреть на того патриота, который готов изъять из украинской экономики $4 млрд. в год в пользу экономики другой страны!", - возмутился министр, уверяя, что RosUkrEnergo – это и есть тот самый буфер, который необходим Украине на адаптационный период, пока страна не может закупать газ у России по Европейской цене.
Вполне логично было бы спросить у министра, какой "патриот" мог два года подряд не оказывать никакого содействия властям собственной страны в установлении истинных владельцев RUE?
И в целом, насколько корректно вообще, будучи министром, защищать компанию, держатель акций которой является твоим очень близким другом и от имени которого еще недавно оперировал миллионами долларов?
В процессе подготовки материала "Украинской правде" стали известны дополнительные подробности бракоразводного процесса между Марией и Дмитрием Фирташ, которые лишь частично дают представление о степени доверия между владельцем газового монополиста и Бойко.
В договорах о содержании Марии Фирташ после развода и разделе общего имущества, помимо квартир в центре Киева, подземных гаражей и роскошного внедорожника Cadillac Escalade, фигурируют суммы в пределах 36 миллионов долларов США.
Хотя факты иного применения Юрием Бойко полученной доверенности, кроме как в рамках развода, неизвестны, однако это не значит, что их не было.
Главное – "Жена Цезаря должна быть вне подозрений". А вот этого Юрий Бойко и Дмитрий Фирташ избежать не смогли – их вечные спутники НАК "Нафтогаз-Украина" и RosUkrEnergo так и останутся в сознании людей темными полупрозрачными схемами.
В продолжении статьи читайте о деталях личной жизни семьи Фирташей и подробности нашумевшего бракоразводного процесса.