Ловушка для коммунистов

Понедельник, 30 июля 2007, 12:34

"Труд уже стал свободным во всех цивилизованных странах; дело теперь не в том, чтобы освободить труд, а в том, чтобы этот свободный труд уничтожить".
Карл Маркс "Немецкая идеология"

Долгосрочные прогнозы перспектив Коммунистической партии Украины на сегодняшний день расплывчаты и туманны.

Потерпев сокрушительное поражение на прошлых парламентских выборах, когда количество избирателей КПУ сократилось чуть ли не в три раза, коммунисты готовятся к реваншу. Они призывают пойти единым фронтом на выборы-2007 все левые силы.

Но Наталья Витренко и Александр Мороз не разделяют оптимизма своих идеологических коллег, изрекая упреки в сторону КПУ. Стоит ли говорить, что украинское объединение левых – такая же утопия, как и построение коммунизма в одной отдельно взятой стране, где каждый тянет одеяло на себя?

Нет, безусловно, количество последователей Петра Симоненко к 30 сентября возрастет. Но не потому, что КПУ станет реальным всеукраинским центром левого движения. Причины текущего роста рейтинга коммунистов имеют сиюминутный характер.

Они связаны, во-первых, с разочарованием части электората Партии регионов в проводимом правительством курсе: ни тебе государственного русского языка, ни союза с Россией. Такие "обиженные" будут искать утешения в партиях с более радикальными политическими брендами, в том числе и в КПУ.

Во-вторых, будучи традиционным выразителем интересов административной машины, КПУ, находясь у власти, подберет часть голосов чиновников и государственных служащих.

Но все это произойдет лишь в рамках краткосрочного исторического периода, так как единственная надежная опора коммунистов во все времена одна – пролетариат. То есть сила, которая должна, по классической марксистской теории, уничтожить свободный наемный труд.

"…пролетариат представляет собой сравнительно более сознательную и организованную силу, вследствие чего он уже не довольствуется ролью придатка буржуазии и как наиболее революционный класс становится во главе современного движения".
Владимир Ленин "Две тактики"

Следовало бы подробнее разобраться, в какой степени украинский труд является наемным, а в какой свободным.

По различным данным, от 30 до 50% нашей экономики находится в тени. Валовой продукт теневой экономики не учитывается статистикой, а граждане, работающие в данном секторе, как правило, не заключают письменных трудовых договоров со своими работодателями.

Этих бесправных тружеников тяжело назвать пролетариатом. В то же время, миллионы рабочих на "официальных" заводах и фабриках работают по дедовским методам на устаревшем оборудовании.

Чтобы подогнать наши производственные нормы к европейским, придется сократить количество рабочих в 3-5 раз. А пока производство остается неэффективным, зарплаты для занятых на нем людей – мизерны.

Отсюда проистекает огромная текучесть кадров и постоянное заполнение образующихся вакантных мест выходцами из деревень и небольших городов. Маргинализация украинского рабочего класса огромна и не способствует ни его сознательности, ни организованности.

К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать: пролетариата в Украине нет как такового. А со всеми реалиями, связанными с борьбой несуществующего пролетариата за свои права, как-то: массовые стачки, штрейкбрехеры и локауты, можно ознакомиться лишь заочно, почитав книжки Джека Лондона или Льюиса Синклера.

Уровень сознания современного украинского рабочего вполне соответствует сознанию средневекового холопа: глаза в землю и ни слова против хозяйской воли. В то же время, замашки части номенклатуры КПУ явно барские.

Автору довелось наблюдать такую картину: как-то предвыборная встреча с кандидатов в народные депутаты с избирателями совпала с праздником 8-е марта. Присутствующему на встрече коммунисту кто-то передал букет цветов из зала. Соседи по президиуму подсказывают: отдай цветы кому-нибудь из женщин-кандидаток. Коммунист им начал доказывать – вы, мол, не понимаете, этот подарок передали мне как верному ленинцу…

Дело, конечно не в цветах, просто осадок остался неприятный. Великий украинский поэт Тарас Шевченко видел когда-то Украину без панов и холопов. Сегодня для нас эта мечта остается далеким будущим.

"Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности".
Карл Маркс "Манифест Коммунистической партии"

Хозяйственно-судебные хроники газетных полос нашего времени напоминают сводку с поля битвы. Рейдерские атаки идут уже не только на объекты энергетических и нефтеперерабатывающих отраслей, гостиницы и порты.

Захватываются культурные центры, спортивные школы, детские лагеря отдыха. Заказные решения судов поставлены рейдерами на поток. Бывшие собственники вопят о справедливости и бросаются за защитой к "демократической" общественности. Общественность натужно зевает, пересчитывая последние медяки в кармане.

Такая гротескная картина стала реальностью в первую очередь потому, что более 70 лет в нашей стране насаждалась идея уничтожения частной собственности как государственного института и частных собственников как класса.

Расплывчатость прав новых хозяев экономики некому подтвердить, обосновать, защитить, закрепить юридически. Поэтому, переход к капиталистической общественной формации откладывается на неопределенный период.

Если нет капиталистов, то нет и пролетариата, который нужно защищать. Так коммунисты попали в заблаговременно выкопанную ими самими яму, в ловушку, которую сами готовили еще со времен Великой Октябрьской социалистической революции.

И не стоит удивляться тому, что в заявлениях Петра Симоненко отсутствуют призывы к уничтожению в Украине частной собственности, а напротив, лидер коммунистов сочувственно относится, к примеру, к малым частным предприятиям.

Усугубив ситуацию с правами собственников, коммунисты подпилили бы электоральный сук, на котором сидят – они задушили бы на корню саму возможность возрождения украинского пролетариата.

"Лозунг "Власть Советам" в Германии депопуляризирован. Мы должны идти на коалицию с левыми социал-демократами".
Карл Радек

Но что же будет, когда полноценный капитализм в Украине все-таки состоится? Вернется ли украинская компартия на утраченные рубежи? Ответы на эти вопросы нужно искать в Европе, с которой Украина последние 15 лет неуклонно сближается.

Среди европейских левых крайне малочисленны движения, исповедующие чисто коммунистические догмы и почитающие в качестве идеологов Маркса и Троцкого.

Когда мы видим по телевизору выходки многотысячного митинга антиглобалистов, пытающихся сорвать очередной саммит "большой восьмерки", следует помнить, что коммунистов как таковых там почти нет. Основу составляют экологические, националистические и лейбористские партии и движения.

Разочарование в идеях строительства социализма в Европе наступило давно, и возврата к прошлому не предвидится. В случае вхождения Украины в ЕС на правах полноценного партнера, нашим коммунистам будет поставлен мат в два хода.

Сообщества украинской молодежи неизбежно станут частью движений их европейских сверстников и уже никогда не пополнят ряды комсомольцев. Ну, а что касается старших поколений – не хочется повторять затертую фразу, но коммунистический электорат действительно с каждым годом вымирает.

Украинские коммунисты руками и ногами отбиваются от идеи европейской интеграции, но не потому, что им так уж хочется союза с Россией.

На самом деле, здесь проявляется тяга КПУ к изоляционизму как средству самосохранения. Если бы из стран – соседей Украины в ЕС не входила бы только Польша, коммунисты настаивали бы на сближении с Польшей.

Впрочем, процессы глобализации идут гораздо быстрее, чем реакции на них со стороны наших политиков.

И спасти КПУ от полного политического забвения может разве только чудо.

Владимир Бондаренко, председатель совета директоров Института политических и социологических исследований

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде