Нужна ли Украине Верховная Рада?
Кажется, что вопреки всему, осенью 2007 года мы таки будем иметь новый состав Верховной Рады Украины.
Но новые ли выборы решат проблемы, которые стоят сегодня перед Украиной, которая за 17 лет так и не сформировала стабильных конституционных основ государства, не создала эффективной политической системы государства, которая могла бы адекватно реагировать на вызовы, что возникают сегодня перед Украиной в глобализированном мире жесткой конкуренции между нациями за будущее.
Затем в контексте будущих выборов стоит вопрос, а нужна ли Украине Верховная Рада?
Сразу хочу успокоить приверженцев парламентаризма, что я никогда не выступал, и не буду выступать против парламента, как крайне важного инструмента народной демократии.
Вопрос здесь в другом, Верховная Рада Украины, с 1990 года так и не смогла избавиться от рудимента советской власти, так и не стала парламентом.
К сожалению, исходя из нынешней политической ситуации и Конституции, новоизбранная Верховная Рада может также не стать парламентом.
Возможно, исключительную роль в этом сыграло само название – Верховная Рада.
Всем известно, что за советских времен вышестоящий орган государственной власти назывался Верховной Радой Украинской ССР. Это было формально оправданно и закономерно, ведь в те времена, на противовес буржуазной теории распределения власти на законодательную, исполнительную и судебную в Советском Союзе действовал другой принцип — принцип полновластия советов.
От ленинского лозунга "Вся власть Советам!", несмотря на то, что фактическое руководство всеми сферами государственной жизни осуществляла КПСС, формально, за Конституцией СССР и УССР именно советы были органами государственной власти на своей территории: села, города, района области, государства.
Существовала четкая иерархия советов. Совет высшего уровня административно— территориального устройства был "руководящим" для совета низшего уровня. Такой себе демократический централизм в действии.
Решения советов низшего уровня могли отменяться советами высшего уровня, а Верховная Рада УССР, как сказал когда-то Плющ Иван Степанович "может все", ведь на то она и Верховная Рада.
Правда во времена СССР основные полномочия вышестоящего органа государственной власти принадлежали даже не Верховной Раде, а ее президиуму.
Председателя Верховной Рады УССР практически не знал никто, зато председателя президиума Верховной Рады УССР знали все.
Президиум Верховной Рады УССР постановлял указы, которые имели силу закона, назначал и освобождал с должностей руководителей государственной власти национального уровня, осуществлял помилование.
Фактически Президиум Верховной Рады УССР осуществлял полномочия не только законодательного органа через принятие указов, которые имели силу закона, а и главы государства, через выполнение полномочий, присущих исключительно главе государства.
В последние годы горбачевской перестройки, в Советском Союзе постановили союзный закон „О местном самоуправлении”, который попробовал внести некоторые изменения в систему власти в территориях – областях, районах и населенных пунктах.
Ведь до этого закона, об этом сейчас вообще мало кто помнит, даже такой должности, как председатель местного совета не было. Был председатель исполкома – он отвечал за все хозяйство в городе, районе области, тем не менее, первым руководителем соответственно города, района или области были соответствующие первые секретари городских районных обкомов КПСС.
Верховная Рада Украинской ССР 1990 года, которая впервые в украинской истории была избрана на демократической основе, начала процесс демонтажа советской власти и соответственно Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года ввела распределение государственной власти на три составные – законодательную, исполнительную и судебную.
В1991 году, как логическое продолжение процесса "десоветизации" была введена должность президента Украины, соответствующие изменения были внесены в Конституцию Украинской ССР, которая после провозглашения Независимости, стала Конституцией Украины.
Было понятно, что несмотря на огромное количество основоположных изменений в Конституцию УССР 1978 года, сама Конституция не стала документом демократического государства, в которой действует принцип верховенства права и распределения властей.
Затем, начиная с 1991 года Верховная Рада Украины первого созыва пробовала постановить новую Конституцию Украины.
Разнообразных редакций было немало. Практически все они, за исключением проекта Компартии, имели название парламента отличающееся от нынешнего.
Наиболее распространенными названиями парламента, которые предлагались в проектах Конституции были: Народный Совет, Национальный Совет, Национальное Собрание, Государственный Совет.
У меня хранятся записи о голосовании за разные варианты названия парламента. Тогдашнее коммунистическое большинство парламента упрямо старалось провалить любое название парламента, отличавшееся от Верховной Рады.
Мне тогда была непонятна такая принципиальность. Согласились на все: частную собственность, президента, украинский язык, нейтральность и внеблоковость, только название парламента не здавалось.
Уже в 1996 году, когда под страхом роспуска Верховной Рады Украины, О.О. Мороз таки согласился на принятие новой Конституции Украины и фактически провел ее проект через голосование, название парламента независимой Украины так и осталась неприкосновенным – Верховная Рада Украины.
На том этапе с этим компромиссом согласились все народные депутаты, согласился президент Украины, согласились все политические силы, как парламентские, так и внепарламентские.
Казалось название не главное, главное содержание, главное баланс полномочий.
Но за названием потянулись и другие хвосты. Часть полномочий Главы Верховной Рады Украины вышли далеко за содержание полномочий организатора работы парламента и руководителя его заседаний.
Его должность по уровню обеспечения не уступает должности президента и премьера. В отличии от тотального большинства демократических государств, где фамилия спикера не известна большинству населения, в Украине председатель Верховной Рады Украины один из самых значимых игроков на политической сцене.
Мало того, он ездит за границу не просто как спикер. Он встречается с руководителями государств, иностранными бизнесменами, дает определенные обещания фактически от лица государства.
В последний период председатель Верховной Рады Украины стал главным противником решения политического кризиса в государстве через досрочные парламентские выборы.
Все это стало возможным через олицетворение единого законодательного органа Украины не как парламента, а собственно как Верховной Рады – высшего органа государственной власти советской модели.
Не случайно, в изменениях, внесенных в Конституцию Украины законом 2222 с 08.12.04 года Верховная Рада Украины существенно усилилась за счет полномочий президента Украины, а должность председателя Верховной Рады стала еще более влиятельной, а полномочия еще более несвойственными для спикера парламента (фактически часть полномочий Главы Верховной Рады Украины принадлежат к компетенции главы государства).
Как говорят аппетит приходит во время пищи. И уже в время политического кризиса, 16 мая 2007 года О. Мороз озвучивает очередные изменения в Конституцию Украины, как второй этап політреформи, образца 2004 года.
На самом деле, если вообразить внедрение этих изменений в реальную жизнь, мы действительно получим Верховную Раду Украины, как вышестоящий орган государственной власти во главе с ее главой – наиболее влиятельным и наименее ответственным должностным лицом в государстве.
Учитывая тот факт, что глава Верховной Рады Украины в условиях тотальной партизации советов является человеком партийным мы получим почти классический вариант "советской власти времен СССР" с одним отличием: объединение должностей партийного лидера и высшего должностного лица в государстве будет гарантировано Конституцией!
Ведь сегодня мы имеем ситуацию, когда оставление за парламентом названия, присущего "советской власти" приводит к реставрации "советской власти" в ее еще более безобразных формах, чем это было во время монополии КПСС.
Какие задачи должны стоять перед новоизбранной Верховной радой Украины 6-го созыва?
Как по мне, это задача полной "десоветизации" украинской политической системы через подготовку законодательной основы для созыва Конституционного собрания, которое должно было бы разработать и постановить для вынесения на всеукраинский референдум новой Конституции Украины, которая может стать актом переучреждения украинского государства для полного и окончательного выхода из политического кризиса, рожденного реанимацией "советской власти".
Затем, Конституционное собрание, в отличие от Верховной Рады Украины всех предыдущих созывов, даст четкий ответ на поставленный в заголовке вопрос.
Украине нужен парламент, Украине не нужна Верховная Рада!
Автор: Ткачук А.Ф. народный депутат Украины 1990-1994гг.