Внутривидовая борьба в закрытой банке украинской политики

Вторник, 3 июля 2007, 12:16

Часть 1 читайте здесь

Часть 2: БЮТ и НУ

Накануне избирательной кампании, когда партии только делают предвыборные пристрелки в соревновании за желаемые мандаты, как никогда сильны законы Чарльза Дарвина, который твердил, что внутривидовая борьба всегда более жесткая, чем внешневидовая.

В состоянии основных политических игроков происходят трудные внутренние соревнования за количество мест и порядковые позиции в избирательном списке, а также ранг и формат блокирования между публично преданными друг другу союзниками.

Борьба внутри партий присуща для всех украинских политических сил без исключения.

Различаются только методы и способы наказания отступников. В Партии регионов такой проблемы как "перебежчики" пока нет.

И не только потому, что регионалы были в правительстве, а и потому, что унаследованные от донецкого бизнеса методы вдохновляют потенциальных предателей разве что тихо уйти с политики, чем натыкаться на гнев своих бывших соратников.

В БЮТе и Нашей Украине "перебежчиков" поддают разве что общему осуждению или перспективой навсегда отлучить от власти. Именно "измена" и "власть" стали основными темами внутриполитических соревнований в лагере оранжевых сил.

БЮТ: награда за верность

В БЮТ предвыборные списки формируются по принципу верности. Главный меседж, который присылает лидер БЮТ для своих партийных соратников – "если вы меня не предали, я тоже вас не предам".

И в самом деле, в предвыборном списке блока не произошло ни одного масштабного изменения. "Предатели" повылетали со списка, а все остальные кандидаты в том же самом порядке аккуратно двинулись вверх ровно на количество освобожденных позиций. За это дисциплинированно проголосовали два съезда, созванные после указов президента.

Практика вознаграждений за верность держится в блоке далеко не первый год. Рядом с пламенным лидером от выборов к выборам выживают самые преданные, самые дисциплинированные и "самые проверенные".

Собственная публичность или счета в банках здесь играют не первую роль, хотя верность бизнесменов лидер БЮТ, которая во времена Кучмы сама переживала трудные времена незаконной потери собственного бизнеса, ценит в особенности.

Так же и к формату блокирования политических сил на парламентских выборах отношение в БЮТе очень консервативное. Если бы новые партии захотели влиться к БЮТ, им бы было довольно сложно войти в блок юридическим субъектом.

Это удалось только прибывшим с ПРП, которые после всех формальностей, наверное, пропишутся на места "перебежчиков".

Такой подход к внутрипартийной конкуренции имеет свой смысл – в блоке почти нет публичных распрей и громкие скандалы случаются нечасто.

Вместе с тем эта ситуация является проблемой для Тимошенко, поскольку партии не хватает притока новых людей и новых менеджеров. В последнее время к блоку приобщилась только группа ПРП и Винский, со шлейфом неоднозначной деятельности в СПУ.

Другая проблема такой внутренней политики является то, что большинство преданных ей людей в регионах снова остались за бортом, и им тяжело понять, за что страдать в оппозиции практически с нулевыми шансами хоть как-то продвинуться по партийной вертикали. И надежда появляется, разве что когда "высшие по рангу" партийцы предали....

Другая внутренняя проблема блока - уровень влиятельности даже первой десятки довольно условный, решения в партии, при этом, постановляет один человек, прислушиваясь еще к не более чем 5-ти людям. Между прочим, их позиция, фактически, не коррелируется с местом в списке.

БЮТ – это политическая сила, в которой не может быть борьбы за первое место, там всегда идет борьба за другую позицию. Теперь эта борьба заметна по линии Турчинов-Винский, хотя первый до сих пор успешно выигрывал дуэли под знаком сердца. Среди его самых красочных соперников можно вспомнить разве что Михаила Бродского, который теперь ищет политической судьбы в ипостаси "свободного демократа".

Стремясь к досрочным выборам, БЮТ оказался к ним неготовым, прежде всего, идейно. Будучи сильнейшим тактиком, Тимошенко, похоже, проигрывает в стратегии. Ведь, в сущности, добившись перевыборов, Тимошенко снова получила ситуацию, когда реальными противниками в обществе воспринимают двух Викторов.

Брать на себя ответственность прорвать "викториаду" поручено Турчинову – традиционному лидеру избирательных кампаний блока. Избирательный штаб также возглавляют так называемые "олигархи" Богдан Губский и Александр Абдулин. Последний будет отвечать за информационную кампанию.

БЮТ иногда упрекают, что в списке осталось немало бизнесменов, которые имея незаурядные аппетиты могут подвести весь блок под монастырь.

Не взять их снова в список на начальных этапах роспуска парламента Тимошенко не могла, ведь потеряв перспективу снова попасть в Верховную Раду, они могли оттуда и не выходить, став очередными "перебежчиками".

Если Тимошенко руководствовалась именно этими мотивами, то сюрпризов с "очисткой" списков можно было бы теоретически ждать на новом съезде. Это было бы и прагматически и, может, даже, лучше для блока.

Но едва ли БЮТ будет изменять статус кво в партийных рядах. Ведь это нарушит у остальных партийцев уверенность в собственном будущем и веру в слово лидера.

Наша Украина: борьба за президента

Если в Украине и существует политическая сила с наибольшей внутренней конкуренцией, то это, наверное, "Наша Украина". В самой "Нашей Украине" существует сложная конфигурация источников влияния, которая теперь может быть изменена приходом новых политических сил.

Создание предвыборного блока с 8-ми партий-субъектов является очень амбициозной задачей, ведь до сих пор "демократы" множились делением, а не объединением. Однако недавнее объявление нескольких версий первой десятки мегаблока демократических сил удостоверило, что в долгожданном объединении демократов не все так безоблачно.

Кроме того, новые партнеры, еще не вступив в блок, уже начали оживленную дискуссию, которая вышла за пределы всякой информационной дисциплины, необходимой для ведения успешной избирательной кампании.

Спор между "Правицей" и Юрием Луценко вообще закончился грубостью – лидер "Самообороны", намекая на консервативно-этнографические вкусы лидеров "Правицы", послал будущих партнеров по блоку ездить в парламент на своих телегах...

В День Конституции Вячеслав Кириленко и Юрий Луценко подписали публичное соглашение и объявили о создании единой партии. Вместе с тем, лидер "Нашей Украины" находится в состоянии жесткого давления со стороны лидера "Самообороны", который упрямо высказывает амбицию стать лидером мегаблока.

Не случайно, именно о них как о двух достойных лидерах мегаблока говорил Виктор Ющенко.

Вместе с тем, главный самооборонец атакует "Нашу Украину" ультиматумами и жесткими условиями, особо не проникаясь дальнейшими отношениями со своими, в перспективе, однопартийцами.

Вопреки громким дискуссиям с Луценко, "Правица" держит, в общем, нейтральную позицию относительно двух лидеров, стараясь четко зафиксировать для себя немалую частицу мест за свои "прошлые заслуги", чем бесит, временами, всех без исключения участников мегаблока.

Но к Кириленко тяготеет партия "Пора", которой по душе либерально реформаторская риторика лидера "Нашей Украины".

Задача максимум для Луценко - изменить бренд "Наша Украина" на другое название – например, на Союз демократических сил – и стать первым номером в избирательном списке.

В этом случае после выборов он становится однозначным лидером всех, - кроме БЮТ, - демократических сил, которые, в таких условиях, будут после выборов создавать одну партию, которая будет иметь четкую тенденцию стать лидером. Тогда в "оранжевом" лагере возникнет два персонифицированных блока, - один уже возглавляет Тимошенко, а второй возглавит Луценко, - два лидера с похожей терминологией, амбициями а, иногда, левацкими уклонами.

Пока однозначным, хотя и не совсем формальным лидером "Нашей Украины" является президент, который, кроме того, является и неопровержимым арбитром в спорах пропрезидентских "оранжевых".

Безусловно, на внутреннюю политику блока влияет и председатель Секретариата Виктор Балога. Но, вне сомнений, за Ющенко будет решающее слово относительно квот и порядковых номеров в списке мегаблока.

Прелюдией своей решительной политики по утихомириванию непомерных аппетитов парламентского большинства президент начал именно с обновления "Нашей Украины".

Отодвинув на вторые роли "дорогих друзей", он поставил ответственным за партию Балогу, который дал четкий сигнал всем партийцам – "Наша Украина" не отдельный политический игрок и не чья-то частная собственность, которая существует для удовлетворения собственных потребностей, - НСНУ – это партия президента и его секретариата.

Те, кого называли "дорогими друзьями", отошли в партии на вторые роли. Тот же Петр Порошенко выбрал для себя очень правильную тактику – не демонстрировать лишних амбиций, даже, вопреки тому, что пять-шесть областных организаций, которые, за свидетельствами источников внутри партии, он лично финансировал, находятся в очень сомнительной ситуации.

Ведут себя тихо и другие фигуранты партийных скандалов, хотя это их, наверное, предупредил Кириленко, когда, сославшись на мнение низовых организаций, заявил, что точно знает, кого рядовые партийцы не хотят видеть в предвыборных списках. А чтобы кое-кому было страшнее, несколько раз повторял, что "списки еще должны пересматриваться".

* * *

Настоящая избирательная кампания, наверное, начнется тогда, когда партии и блоки подадут утвержденные съездами списки к Центральной избирательной комиссии. Утихнут партийные распри, и соратники с театральной улыбкой снова станут рядом на баррикадах.

Напрасно украинских политиков обвиняют в отсутствии стратегий. Когда дело касается личностных интересов, они с блеском проявляют умение видеть на несколько ходов вперед, строить сложные комбинации и системно добиваться поставленной цели. Но стране нужны другие стратегии...

В сегодняшней избирательной кампании мы почти не увидим изменения лиц, изменения идей и подходов к партийному строительству и к решению проблем в стране. И все это станет почвой для очередных политических кризисов, в возникновении которых не сомневается уже никто.

Сергей Таран, политолог, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде