Экономические чудеса "проффесионалов" или приговор системе некомпетентности
23 июля "Украинская правда" поместила статью "Экономическое чудо" правительств Ющенко: лидерство из разрухи". Авторство этого опуса принадлежит Виталию Лукьяненко, журналисту.
Правда, надо отдать должное автору, он оказался человеком весьма скромным и выпустил свою, наверное основную, синекуру – советника первого вице-премьер-министра Украины, министра финансов Украины.
К чему же сводится суть творения господина Лукьяненко? К тому, чтобы снова пропеть осанну своему шефу, который считает себя незаурядным специалистом в вопросах государственных финансов, а также, в удобный момент бросить камень в огород его политических оппонентов.
Что ж, такая преданность заслуживает на уважение. Но, к сожалению, профессиональный анализ текущей экономической политики правительства советник господина Азарова старается подменить пустопорожней риторикой, часто приправленной абсолютно неадекватными сравнениями и взятыми с потолка показателями.
Для того, чтобы аргументировать свою позицию, я предлагаю обратиться к фактам и сухим цифрам. Чтобы не было никаких недоразумений, сразу назовем источник информации, которую будем использовать – это официальные данные Госкомстата и Государственного казначейства о выполнении госбюджета за І полугодие 2007 года.
Теперь поочередно.
Рост ВВП
ВВП – это настоящий фетиш экономического блока правительства Януковича. Тем не менее, как оказывается, люди, которые влияют на формирование экономической политики государства, до сих пор не знают, каким образом определяется этот показатель.
Господин Лукьяненко, например, искренне считает, что "валовой внутренний продукт рассчитывается как разница между выпуском продукции предприятиями в рыночных ценах и затратами на их производство"!
После этого первокурснику любого экономического вуза ничего не остается, как сесть и горько заплакать над судьбой страны, которой руководят такие "профессионалы". И при этом они еще берут на себя смелость говорить о недостатке "профессиональной подготовки, например, заместителей главы секретариата президента господ Виктора Бондаря и Александра Шлапака".
Теперь к показателям. Если посмотреть на график темпа роста ВВП, то очевидно, что наилучшая динамика наблюдалась в первом полугодии 2006 года. После этого началось замедление роста, а с начала 2007 года динамика начала заметно ухудшаться. Можно сделать вывод, что именно во время правительства Ю. Еханурова экономика страны, высвободившись от чрезмерного государственного вмешательства, начала разогреваться. Настоящее правительство не было в состоянии даже поддержать эту тенденцию.
Рост реальной заработной платы и инфляция
Господин Лукьяненко пишет, что якобы во время "оранжевого" правительства "инфляция сжигала популистское повышение социальных выплат". Давайте посмотрим на данные статистики. За
І полугодие 2006 года, темпы роста реальных (обращаем внимание господина Лукьяненко и других советников министра финансов, реальных, т.е очищенных от инфляции) доходов населения по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составляли 118,3% - при темпах роста номинальных показателей в 130,0%.
Аналогичный показатель 2007 года по данным того же таки Госкомстата всего 111,8% (при темпах роста номинальных показателей в 127,0%).
Теперь относительно потребительских цен. За первое полугодие 2006 года темп их роста, снова таки в сравнении с аналогичным периодом 2005 года, составлял 106,8%, а во время правительства Януковича аналогичный показатель уже равнялся 113%.
Так при каком правительстве быстрее растут реальные доходы населения, и когда социальные выплаты быстрее сжигает инфляция?
Пассажи же относительно того, что "В июне выросли цены на картофель, хлеб, сахар. Но это относительно мая текущего года. А относительно 2005 и 2006 годов цены все рано ниже" вызывают только горькую улыбку людей, которые каждый день покупают один и тот же картофель, хлеб и сахар.
Деньги на социальные выплаты
Комментировать высказывание господина Лукьяненко относительно того, что предшественники господина Януковича якобы не оставили ему денег на выплату зарплат работникам бюджетной сферы, на пенсии военным и т.п., а также, его утверждение, что "В государственном бюджете на 2007 год, который разрабатывали правительства Тимошенко и Еханурова, средства на это просто не были предусмотрены.
Финансирование социальных программ закончились в августе, а "бюджетная дырка" достигла свыше 2 миллиардов гривен" не имеет смысла, хотя бы исходя из абсурдности этих высказываний для любого более или менее просвещенного человека. Достаточно заметить, что на 4 августа 2006 года только остаток средств на едином казначейском счете составлял 11,122 млрд. грн.
Говорить при этом об отсутствии денег и мифические "бюджетные дырки" просто смешно. Если уже идти по законам "формальной логики", к которой апеллирует господин Лукьяненко, то хотелось бы спросить у него, а за счет каких же средств осуществляло выплаты правительство Януковича.
Может, был прав один из депутатов ПР, когда заявлял в ответ на мои конкретные вопросы, что же такого антикризисного делает действующее правительство: "А нам боженька помогает!"? Может, и здесь какой-то финансовый боженька взмахом руки досыпал денег в бюджет, но почему-то мне кажется, что мы просто имеем дело с недобросовестным манипулированием информацией.
И напоследок о тезисе относительно стопроцентного финансирования расходов государственного бюджета.
Я уже не говорю о том, что для любого человека, который хотя бы немного сталкивалась с нашей бюджетной практикой, сентенция "Это в прошлом году за 7 месяцев предыдущее правительство профинансировало капитальные расходы только на 29% от запланированного на год.
В текущем же году за 5 месяцев государственные программы профинансированы "стопроцентно" означает ничто иное, как передергивание. Ведь всем известно, что Минфин запланировал план расходов таким образом, что 50 и больше процентов капитальных расходов отнесено аж на IV квартал.
То есть, теоретически можно поставить в план финансирования І полугодия по каждой статье, допустим, 1 гривну, а все другое отнести на следующий период и упорно отчитываться про 100-процентное выполнение.
Вообще-то в практике увеличенного финансирования во ІІ полугодии ничего странного для нашей страны нет, так как, учитывая ее аграрную специализацию, большую часть доходов бюджет получает именно осенью. Но, во-первых, сейчас существует ряд программ, по которым такие диспропорции просто впечатляющие, во-вторых, поражает дерзость, с которой господин Лукьяненко сравнивает финансирование расходов по отношению к плану на год для правительства Еханурова с выполнением текущих планов для правительства Януковича.
Поскольку складывается такое впечатление, что советники членов правительства не имеют доступа к документам, с которыми они должны были бы работать каждый день, я возьму на себя миссию ознакомить их и читателей с некоторыми показателями выполнения текущего бюджета.
Начнем из гуманитарной сферы.
Образование
Программа "Обеспечения развития и применения украинского языка" - план на год 21 миллион, правительство установило себе план на І полугодие – 700 тысяч (что называется, ощутите разницу!). Но и этот план не выполняется, профинансировано всего 526,6 тыс. грн., то есть 2,5% от годового плана.
Программа "Информатизация общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений" - план на год 27,083 млн. грн, план на полугодие – 8,125 млн. грн, выполнение – 4,5 миллионов (то есть всего 55% выполнения собственного плана правительства и 16,6% от годового объема).
При этом кассовое выполнение вообще равняется 0!
Программа "Достройка, перепрофилирование, строительство учебных корпусов и общежитий высших учебных заведений ІV уровня аккредитации" - годовой план – 75,9 млн., план полугодие 3,137 млн., выполнение – 0.
Здравоохранение
"Централизованная закупка оснащения для учреждений здравоохранения" - на год – 231 млн. грн., полугодие – 28,6 млн., выполнение – 0.
"Обеспечение медицинских мероприятий по борьбе с туберкулезом, профилактики и лечения СПИДа, лечение онкологических больных", аналогично 457,6 млн., 153,5 млн., 23,6 млн. гривен (то есть всего 15,4% от полугодичного плана и 5, 2% от годового).
Абсолютно аналогичная ситуация с финансированием программы "Обеспечения медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера".
Программы по преодолению эпидемии туберкулеза и СПИДа, "Сахарный диабет" не финансируются вообще!!!
Теперь относительно безопасности.
Программа "Реформирования и развития Вооруженных Сил Украины" - план на год – 382 млн. грн, на полугодие – 181 млн., выполнение – 142, 3 млн. (37% годового плана).
Развитие вооружения – выполнение 29,9% годового плана, мероприятия специального назначения предприятий и организаций оборонительного комплекса – 9,2% (при кассовом выполнении меньше 1%). Утилизация обычных видов боеприпасов и жидкостных компонентов ракетного топлива – из запланированных 2,8 млн. профинансировано всего 443 тысячи при нулевом кассовом выполнении – наверное наше правительство снова ждет на очередную новобогдановку, чтобы потом распариться на преодолении им же созданных катастроф!
Социальная и профессиональная адаптация военнослужащих, которые освобождаются в запас или отставку – программа не профинансирована. Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по передаче жилого фонда и объектов социально-культурной сферы Министерства обороны Украины в коммунальную собственность при годовом плане в 170 млн., и плане на полугодие всего в 5 миллионов – не финансируется!
Капитальные вложения в развитие инфраструктуры
"Развитие и реконструкция централизованных систем водоснабжения и водоотвод" - план на год 200 млн. грн., выполнение 9 млн. (4,5% годовых расходов).
"Общегосударственная программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства" - годовой план 270 млн. грн., план на полугодие – 12,15 млн., выполнение – 0!
"Мероприятия по реализации комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда" - с 50 миллионов профинансировано 1,7 млн.; "Капитальный ремонт и модернизация лифтов жилищного фонда ", "Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на приобретение вагонов для коммунального электротранспорта (троллейбусов и трамваев)" план 50 млн. грн., выполнение – 2,25 млн.
Сотни миллионов гривен субвенций не финансируются со специального фонда бюджета. Они и не будут профинансированы, так как Фонд государственного имущества Украины, который запланировал получить в настоящем году от приватизации 10 млрд. 587,7 млн. грн. (при плане на полугодие в 3 млрд. 188 млн.), был в состоянии "заработать" всего 1 318,6 млн. грн., что и не удивительно, учитывая специфические подходы его руководства к приватизации стратегических предприятий, свидетельством которых является печальноизвестный "Лугансктепловоз" и некоторые другие объекты.
В который раз правительство Януковича отыграется на сельхозтоваропроизводителях. Сначала было испорчено зерно прошлого урожая, сейчас путем "закрытия" экспорта крестьян заставляют продавать зерно по демпинговым ценам.
Кроме того, катастрофически недофинансируются программы "Предоставления кредитов фермерским хозяйствам", "Мероприятия по операциям финансового лизинга отечественной сельскохозяйственной техники". По программе "Предоставления кредитов в рамках Проекта "Финансирование развития села"" предусмотрено 204,1 млн. грн., не предоставлено ни одной копейки.
Приведенные выше факты (а это только маленькая часть программ, которые не выполняются правительством!) – это не та "пиар-кампания", которой так возмущен советник нашего главного финансиста.
Это приговор этому недалекому правительству - правительству, в котором профессиональность заменяется политиканством, правительству, в котором кропотливую работу предпочитают подменивать манипуляциями, отвлекают внимание населения от реальных проблем, вызванных невозможностью "проффесионалов" не то, чтобы решать задачи стратегического развития, но даже сформулировать их.
Это приговор системе всеобъемлющей некомпетентности, которая царит сейчас в правительстве, это – еще одно напоминание стране о том, что дальше так жить нельзя.