Жесткость России на международной арене. Два сценария для Украины
14 июля 2007 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ относительно приостановления Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) от 19 ноября 1990 года и связанных с ним международных договорах.
Период одностороннего приостановления действия этих международных договоров начинается через 150 дней после получения сообщений от россиян их депозитариями и странами-участницами ДОВСЕ.
Главная идея ДОВСЕ состояла в том, чтобы снизить опасную концентрацию вооружений, которая существовала в то время по линии воинского противостояния двух военно-политических блоков в Европе.
Этот документ предусматривал значительное сокращение наступательных потенциалов бывших государств-неприятелей и обеспечение эффективного контроля за уровнем обычных вооружений благодаря обмену информацией и верификации, то есть проверкам на местах.
Район действия договора охватывает всю сухопутную территорию государств-участников в Европе – от Атлантического океана до Уральских гор. ДОВСЕ устанавливал безопасный и стабильный баланс обычных вооруженных сил в Европе на более низком уровне, предусматривал ликвидацию потенциала для внезапного нападения.
Обновленный вариант ДОВСЕ с учетом новых реалий был подписан в 1999 году в Стамбуле, однако ратифицировали адаптированный договор только Россия, Беларусь, Казахстан и Украина. Грузия и Молдова отказались от его ратификации, требуя вывода со своих территорий русских войск в соответствии со стамбульскими договоренностями, которые были подписаны вместе с соглашением относительно адаптации ДОВСЕ.
Это и стало причиной блокирования странами-членами НАТО процесса ратификации.
После получения независимости Украина среди 30 других государств также присоединилась к ДОВСЕ, ратифицировав его 1 июля 1992 года, и неуклонно выполняла его требования.
До 31 октября 1995 года наше государство провело собственное вооружение в соответствии с требованиями ДОВСЕ. В соответствии с Договором про обычные вооруженные силы в Европе Украина может иметь 4080 боевых танков, 5050 боевых бронированных машин, 4040 артиллерийских систем, 1090 боевых самолетов и 330 ударных вертолетов.
Для безопасности Украины ДОВСЕ имеет большое значение, поскольку делает невозможным внезапное нападение на нашу страну с использованием обычных вооружений и снижает уровень воинского присутствия в пограничных странах.
Затем развертывание американских войск в Румынии и Болгарии и выход России из ДОВСЕ делает более выразительной тенденцию к нарушению установленного равновесия, которое представляет опасность для нашей страны.
Россия, которая до этого постепенно выполняла свои обязательства, этим своим шагом напомнила другим участникам договора о взаимности обязательств. Это событие облетело всю Европу и вызвало отрицательную реакцию со стороны европейских стран и стран-членов НАТО.
Министр обороны Польши Александр Щигло назвал Россию "непредсказуемой" страной в связи с ее решением о приостановлении действия ДОВСЕ. Но является ли Россия на самом деле непредсказуемой? Отнюдь!
Указ Путина не стал неожиданностью. Ведь 12-15 июня 2007 года в Вене прошла конференция о проблемах ДОВСЕ, но на ней не было достигнуто никаких компромиссных решений, что и побудило русское руководство к такому шагу. Россия продемонстрировала свою последовательность в действиях на международной арене.
Мораторий России на приостановление действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе стал звеном в цепи сенсационных русских заявлений и действий в сфере безопасности: "Мюнхенская речь Путина – заявление о нацеливании ракет на европейские страны – предложение Путина на G8 об общем с США использовании РЛС в Азербайджане – односторонний выход с ДОВСЕ ".
Россия продолжает активизацию своих действий на международной арене, причины которой кроются намного глубже, чем обычный ответ на развертывание элементов американского ПРО в Европе. Причин для такого шага несколько. Их можно поделить на внешние и внутренние.
Первой причиной следует считать демонстрацию президентом России Владимиром Путиным того, что он способен проводить жесткую политику на международной арене.
Выход из договора до завершения полного вывода русских войск из Приднестровья оставляет в руках россиян весомый козырь для влияния на своих западных партнеров.
Второй причиной является "искусственное" повышение роли России в мире.
Искусственное – так как в России не наблюдается признаков ни одного экономического чуда, вместе с тем экономические показатели держатся преимущественно на продаже энергоносителей;
так как Россия не сделала прорыва в технологической сфере; так как русские вооруженные силы не нарастили стремительно своей мощности;
так как бывшие республики СССР, на которые Россия стремится распространять свое влияние, все больше ориентируются на самостоятельные – "нерусские" – способы решения собственных проблем.
Итак, руководство России решило использовать на полную мощность все имеющиеся у нее сегодня возможности: русские энергоносители, от которых зависит Европейский Союз - на 20% по нефти и на 40% по газу.
Транзит энергоносителей из Центральной Азии, монопольный контроль над которым она стремится установить; ядерное оружие, которое она пообещала нацелить на европейские государства; большой потенциал обычных вооружений, об отказе от ограничения которых она имплицитно заявила.
Третьей причиной является реакция на постепенное расширение НАТО на востоке.
В Москве также считают, что вследствии расширения военно-политического союза НАТО страны альянса, вместе взятые, вышли за пределы старого ДОВСЕ по количеству вооружений. Как отмечают в русском правительстве, ряд стран-участниц договора не выполнили своих политических обязательств относительно ускоренной ратификации адаптированного ДОВСЕ, что создает угрозу национальной безопасности России.
В частности, заместитель директора Института Европы РАН Сергей Караганов считает, что ДОВСЕ был основан на концепции равноправия сил в Европе, "которой никогда в жизни не было, и быть не может ".
Четвертой причиной является противодействие выхода США из договора по ПРО, подкрепленном планами размещения элементов американской противоракетной системы в Польше и Чехии.
Россия неоднократно отмечала, что новые элементы американской ПРО в первую очередь угрожают русской безопасности, мотивируя это отсутствием в Иране как на данном этапе, так и в ближайшем будущем ракет, способных достичь американской территории.
Пятой причиной является ответ на действия США по нарушению баланса сил, связанные с передислокацией американских войск в Европе на восток, в Румынию и Болгарию, где планируется разместить 4 тысячи американских военнослужащих на семи военных базах.
Шестая и седьмая причины являются внутренними. К ним следует отнести объединение русского народа перед возникновением внешней угрозы национальной безопасности и подготовку к избирательной кампании.
Русский политолог Александр Кинев убежден: "Это попытка мобилизовать население страны, попытка актуализировать старые советские стереотипы. Этот шаг рассчитан в первую очередь на реакцию внутри страны".
Такая жесткая внешнеполитическая линия Кремля импонирует россиянам, отвлекает Запад от внутренних проблем России и обеспечивает правящим политическим кругам поддержку электората накануне парламентских выборов 2007 года и президентских выборов 2008 года.
Выяснив причины очередного амбициозного шага России, рассмотрим сценарии дальнейшего развития событий и их влияние на Украину. В данной ситуации возможны два сценария развития событий.
Первый сценарий предусматривает эскалацию противостояния между США и Россией, которая приведет к выполнению Путиным обещания нацелить ракеты на европейские страны и наращивать обычные вооружения в европейской части страны.
В стратегическом измерении выход России из договора не поднимает баланса сил в мире, поскольку договор действовал только на территории Европы и Россия не сокращала собственное вооружение, подобно Украине, а просто вывела их за Урал, на азиатскую часть русской территории.
После выхода из договора РФ может довольно быстро нарастить свой воинский потенциал в европейской части, то есть на границах с Украиной, Беларусью, странами Закавказья, а также со странами, которые являются членами ЕС и НАТО. В этой связи министр иностранных дел Украины Арсений Яценюк подчеркнул, что "такое решение не привносит стабильность в нашу региональную безопасность".
Он заметил, что выход России из настоящего договора теоретически может стать подпочвой для рассмотрения вопроса относительно возвращения того или другого количества вооружений на украинско-русскую границу.
Осуществит ли Россия передислокацию войск, или нет, покажет время, но международно-правовая возможность для этого создана.
Поскольку договор предусматривал обмен информацией о передислокации войск, Россия также освобождается от требования прозрачности деятельности в воинской сфере.
Следует отметить, что вопрос энергоносителей этот сугубо дестабилизирующий шаг никаким образом не затронет, поскольку РФ заинтересованная в Европе как широком рынке их сбыта.
США, своей очередью, завершат передислокацию воинского контингента в Румынию и Болгарию, активизируют деятельность по развертыванию национальной ПРО в космосе и в Европе.
Относительно последней возможности, то Украине может поступить предложение включить расположенные в Мукачеве и в Севастополе украинские станции предупреждения, от использования которых намеревается отказаться Россия.
Такая ситуация приведет к росту напряженности в Европе, итак Украина действительно рискует оказаться между двух огней. А в таком противостоянии наше государство может стать "разменной монетой". Вместе с тем агрессивная внешняя политика России усиливает желания украинского народа как можно скорее вступить в НАТО.
Затем в интервью канадскому изданию "The Globe and Mail" Ющенко заявил, что нынешняя воинственность наибольшего соседа Украины продемонстрировала, что его стране нужно быстрее укрыться под "защитным зонтиком" НАТО.
Утешает одно: реализация такого сценария является маловероятной, поскольку "вторая холодная война" невыгодная ни одной из сторон. США завязанные в Ираке и Афганистане, скованные проблемами с КНДР и Ираном, и новое глобальное противостояние с Россией может подорвать не только авторитет США как носителя демократии, но и стать дестабилизирующим фактором для политики Белого Дома.
Россия при таком сценарии подрывает доверие к себе со стороны международного сообщества и может оказаться в невыгодном положении с ощутимым привкусом изоляционизма.
Второй сценарий предусматривает затягивание ситуации и преимущественно политическую игру России, США и Европейского Союза, которая будет обозначена периодическими взаимными обвинениями в невыполнении тех или других положений международных договоров и соглашений. Период затягивания может длиться до 2008-го – года проведение президентских выборов в России.
Затем Россия приостановит процесс вывода своих войск из Приднестровья, будет анонсировать наращивание воинских сил в европейской части, но не будет делать практических шагов, способных привести к возрастанию напряженности в Европе.
Правда, политологи и аналитики считают маловероятной масштабную передислокацию сил. Мораторий, по их словам, стал способом выразить неудовольствие России планами ПРО и вместе с тем продемонстрировать, что страна стала снова амбициозным государством, с которым необходимо считаться.
Из-за этого роста международного напряжения на самом деле невыгодно русскому руководству, поскольку русский народ положительно относится к усилению значимости России на международной арене, но полностью отрицательно воспримет попытки решения новой "холодной войны".
В настоящее время США будут проводить политику на постепенное развитие национальной ПРО с соблюдением необходимых пауз. Европейские страны в результате ратифицируют ДОВСЕ с предостережениями относительно полного соблюдения Россией своих обязательств.
Высокая вероятность такого сценария подтверждается тем, что для русского правительства более выгодными являются заявления, которые прибавляют ей авторитет, чем практические шаги по их реализации, которые приведут к его потере. Да и сама Россия не готова к новой гонке вооружений и нового противостояния, которое может ее экономически истощить, как это было в случае с Советским Союзом.
На подтверждение этого сценария западные страны заявляют о готовности к проведению переговоров с Россией с целью возвращения ее к числу участниц договора. НАТО в официальном коммюнике высказало надежду, что Россия возвратится к столу переговоров относительно договора и стороны смогут урегулировать все проблемные вопросы до 12 декабря 2007 года.
Официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак заявил: "Мы рассчитываем на продолжение переговоров с Россией и другими государствами-участниками договора по поводу создания условий, необходимых для ратификации этого документа всеми 30 странами, которые его подписали".
Спикер министерства иностранных дел Франции сообщил: "Мы намереваемся использовать все возможности для обсуждения с русским руководством и другими странами вопроса относительно Договора про обычные вооруженные силы в Европе с целью гарантирования продолжительности ограничения классических вооружений в Европе".
Министр иностранных дел Норвегии Джонас Стор заметил, что "это будет ключевым взглядом для Норвегии в будущих консультациях в НАТО и на переговорах с Россией по этому вопросу".
При таких условиях прямых угроз национальной безопасности Украины нет, за исключением сохранения напряженности на западных границах, которые связаны с Приднестровьем.
Но пауза Москвы является сигналом для Запада к началу "торгов", предметом которых может стать и Украина. И вдобавок решение в НАТО и в ЕС относительно уровней сотрудничества с нашим государством и его будущего членства будут приниматься с оглядкой на Россию.
Так вот хотя в Вашингтоне и заявляют о готовности принять Украину в НАТО, но учитывая противостояние с Россией могут и "пожертвовать" ею ради получения больших дивидендов.
Россия, разгневанная вступлением в НАТО ряда бывших советских республик – Латвии, Литвы и Эстонии, заранее заявляет об отрицательном восприятии подобного шага украинской стороной.
Виталий Мартынюк, аналитик УНЦПД, для УП