Введение в политическую физику
Де юре парламентская кампания еще не стартовала, де факто она уже давно идет. Не за горами судный день 30 сентября. Кого-то из участников избирательной гонки ожидает фиаско, кому-то улыбнется Фортуна.
Впрочем, может ли вообще идти речь о простой удаче? Ведь даже результат броска игральных костей не является случайным – он обусловлен определенными физическими законами. Парламентские выборы в Украине подчинены законам особой, политической физики. О ее азах и пойдет речь в нашем мини-трактате.
§ 1. ТЕОРИЯ ЗАМКНУТЫХ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Пожалуй, главная особенность выборов по-украински заключается в том, что борьбы за избирателя между властью и оппозицией у нас по сути нет.
В физике существует понятие т. н. замкнутых систем, то бишь систем, для которых невозможен обмен энергией с внешней средой.
Схожими свойствами обладают две замкнутые электоральные системы, образовавшиеся в Украине три года назад – бело-голубая и оранжевая (красные, малиновые и др. не в счет – они также оказались втянуты в биполярное противостояние). Обмен голосами избирателей между ними практически невозможен.
Никакие мессиджи извне не способны затронуть сердца и умы граждан, находящихся внутри такой замкнутой системы. Поэтому заветная мечта любого украинского политика о массовом притоке ранее враждебных избирателей к себе любимому всякий раз оказывается несбыточной.
Пусть Юлия Владимировна включает в свои псевдосоциальные ролики энное количество доменных печей и суровых шахтеров – это не поможет ей охмурить электорат Донбасса.
Выступая с пламенными речами, Леди Ю буквально излучает светлую энергию, но этой энергии не дано пробиться внутрь чужой электоральной системы.
В свою очередь регионалы напрасно потчуют Правобережье украиноязычными мантрами о профессионализме и стабильности, надеясь переманить избирателя "обанкротившихся оранжевых политиков". Абсолютно непродуктивный труд!
Фактически вместо одной парламентской кампании в Украине проходят две отдельных – в бело-голубом и оранжевом лагерях. Форматы предвыборной борьбы в двух замкнутых системах различны. У бело-голубых пара-тройка электоральных карликов вертится около великана-регионала в надежде стащить или выпросить для себя процентные крохи.
В оранжевой системе выборы оборачиваются битвой двух титанов. БЮТ и НУНС могут заключать сколько угодно пактов о ненападении, но между ними неизбежна активная предвыборная борьба со сливом компромата – в жесткой или в мягкой, открытой или завуалированной формах.
Иной сценарий избирательной кампании в нынешней Украине нереален. Таков закон нашей политической физики!
§ 2. ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ КОНКУРЕНТОВ
Впрочем, наука утверждает, что полностью изолированных систем в природе нет. Поэтому партийные боссы все же оказывают некоторое влияние на чужих избирателей, демонстрируя трогательную взаимоподдержку.
Главным фактором, позволяющим и оранжевым, и бело-голубым мобилизовать свой электорат, уже давно стали не планы реформ (их, увы, нет) и не реальные достижения (их тем более нет), а наличие соперника.
За ПР голосуют, чтобы не допустить к власти "помаранчевую нечисть", за оранжевых – чтобы воспрепятствовать реваншу "кучмистов". В итоге всякое резкое движение одной стороны автоматически играет на руку другой.
Конкуренты подобны сообщающимся сосудам: если плеснуть политический кипяток в бело-голубую колбу, уровень электоральной поддержки тут же повысится и в оранжевой, и наоборот.
В ходе избирательной кампании гневные выпады нынешних коалициантов в адрес "авантюристки Тимошенко" и "узурпатора Ющенко", безусловно, помогут расшевелить электорат Юго-востока, но одновременно вызовут резкое эмоциональное отторжение у правобережного избирателя, заставив его прийти на выборы и назло отдать свой голос оранжевым.
Точно также действуют пламенные тирады Юлии Владимировны и Юрия Витальевича о "донецких бандитах".
Кстати, схожая ситуация описана в оруэлловском "1984": сверхдержавы Океания и Евразия, воюя, тем самым поддерживали друг друга, и потому были практически неуязвимы.
Исходя из логики изложенного закона, отечественные политики должны всячески беречь и лелеять оппонентов. Собственно, так они и делают. К весне 2006-го единый лагерь Майдана приказал долго жить, но это не помешало Януковичу и Ко поносить вездесущих "помаранчевых", щеголяя дивным термином "правительство Тимошенко-Еханурова".
Раскол во вражеских рядах не мог не радовать "донов", но регионалы инстинктивно чувствовали потребность в монолитном оранжевом фронте, способном поднять на бой избирателей Юго-востока.
§ 3. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
В преддверии выборов-2006 политологи говорили о массовом разочаровании оранжевого электората. Об апатичном Западе и предвкушающем реванш Востоке. О БЮТ и НУ, уничтожающих рейтинги друг друга в ходе войны компроматов…
Итог известен: три партии Майдана в сумме набрали 42%, а ПР и КПУ – лишь 36%. Ибо к электорату оранжевых и бело-голубых вполне применим закон сохранения энергии – как известно, она не может никуда исчезнуть, а только переходит из одной формы в другую.
Рядовой украинский избиратель не разочаровывается в политиках всерьез, и граждан, бесповоротно порвавших со своим электоральным прошлым, у нас очень мало. Гораздо больше других.
Используя терминологию не слишком научную, но зато с юных лет знакомую премьеру Януковичу, назовем их "условно разочарованными". Такой "условно разочарованный" украинец может часами перемывать косточки вчерашним кумирам.
Митинговать на майданах он не станет – во всяком случае, без дополнительной стимуляции в виде хрустящих купюр. Дотошным наемникам Центра Разумкова честно признается, что еще не решил, за кого будет голосовать и пойдет ли на выборы вообще.
Но вот наступает день народного волеизъявления – и наш герой таки ставит в бюллетене галочку напротив былых любимцев, уже не раз успевших его обмануть. Причем довести такого гражданина до избирательной урны не столь сложно. Как отмечалось выше, активизировать электорат помогают друг другу сами политики-конкуренты.
И если в начале избирательной кампании в одном из лагерей "условно разочарованных" избирателей больше, чем в другом, ко дню голосования эта разница нивелируется.
Запасы оранжевой и бело-голубой электоральной энергии постоянны. Они не уменьшаются и не увеличиваются, а могут лишь переходить от одной силы "правильного" цвета к другой. Скажем, от "Нашей Украины" к БЮТ или от коммунистов к регионалам.
Переметнется в бело-голубой лагерь Мороз – и его электорат автоматически переходит к Луценко и Тимошенко. Захотят регионалы провести СПУ в парламент нового созыва – придется пожертвовать тремя процентами из рейтинга ПР. Иначе никак!
И если спрогнозировать, сколько наберет на выборах 30 сентября каждая конкретная партия, нелегко, то предсказать итоговый "цветовой" расклад не составляет особого труда: как и в прошлом году, победу с перевесом в 5-10 процентов одержат оранжевые политсилы. Точнее силы, которые считает оранжевыми родной электорат…
§ 4. ЭФФЕКТ ДОПЛЕРА-САН САНЫЧА
В ходе избирательной кампании мы имеем дело с простыми и ясными законами классической политфизики. Но стоит украинским политикам очутиться в парламенте, как в ход тут же идет закулисная квантовая механика, недоступная простому обывателю.
Мудрецам-физикам известен т. н. "эффект Доплера" – смещение спектральной линии световых волн, наблюдаемое при ускоренном движении относительно источника света.
Рассказывают, что один американский профессор, проехав на красный свет, был остановлен бдительным полисменом. Ученый заявил о своей невиновности, сославшись на эффект Доплера – дескать, он на большой скорости ехал навстречу светофору, и поэтому красный цвет казался ему зеленым.
Умный полисмен охотно согласился с профессором и немедленно оштрафовал его за превышение скорости: она должна была составить примерно 135 миллионов километров в час...
В нашем славном отечестве существует категория людей, избавленных от любых объяснений со стражами правопорядка, – депутаты Верховной Рады.
Благодаря народным избранникам выяснилось, что явление, аналогичное эффекту Доплера, можно наблюдать и в украинской политике.
Силами одного крупного высокоморального ученого и его соратников был открыт эффект Доплера-Сан Саныча: "При интенсивном движении украинского парламентария навстречу большим постам и очень большим деньгам происходит смещение линий политического спектра, вследствие чего оранжевый цвет превращается в голубой".
Как известно, год тому назад именно этот забавный эффект решил судьбу народного волеизъявления-2006. Оппозиционные лидеры утверждают, что на сей раз ничего подобного не произойдет.
Но, наверное, зарекаться все же не стоит. Законы физики, как известно, – упрямая вещь. Даже если эта физика – политическая.