Новая Конституция: эволюция или инновация?

Среда, 11 июля 2007, 13:07

На сегодняшний день существует минимум восемь (!) проектов изменений, и новых редакций Конституции Украины, в которых можно найти такое многообразие видения украинского государства, что охватывает ужас.

Например, в одном проекте рассписана Украина, как федеративная республика, с максимальной независимостью регионов от центральной власти, с отменой должности президента, в других проектах Украина рассписана, как президентско-парламентская республика с очень сильным президентом, даже с монархическими полномочиями.

О нюансах этих проектов уже не нужно и говорить. Это многообразие натолкнуло на мысль: на чем должна базироваться Конституция Украины? Как определить, она хорошая или плохая для Украины?

В начале нужно ответить на вопрос: нужно ли вообще изменять Основной закон?

Много экспертов определяют сегодняшний кризис, как конституционный. Все политические субъекты сделали критическое количество нарушений Основного закона Украины.

Можно ли просто обязать выполнять ту Конституцию, которая есть?

Эксперты-юристы определяют начало появления несогласований и белых пятен, связанных с полномочиями разных ветвей власти с принятием изменений в Конституцию в 2004 года, с отсутствием пакета законов, которые адаптируют все ветви и всю вертикаль власти при переходе от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме управления государством.

Т.е., изменения все-таки вносить нужно.

Есть два пути изменений в Конституцию Украины. Первый - эволюционный, второй - инновационный.

Целью эволюционного пути являются косметические изменения по мере поступления проблем. Т.е., если есть кричащие несогласования – каждый раз вносится первая, вторая, двадцатая поправка и т.п. Много стран мира идут этим путем.

Инновационный путь предусматривает написание новой редакции Конституции Украины на основании национальных интересов Украины.

В таком случае, прежде всего, необходимо создание экспертной группы, которая по политическому согласию всех сторон, субъектов противостояния, соберется и сформирует документ - Концепцию национальных интересов Украины.

И исходя из интересов человека, семьи, страны, потенциалов наций избирается форма государства, система управления, полномочий, достижение благосостояния населения. Такой путь избирают страны, которые вносят принципиальные изменения в систему государства.

Матрица национальных интересов

В предыдущей статье "Стратегический пакет для Украины" на УП был сделан анализ национальных интересов Украины и приоритетов, которые имеют отображение в официальных документах.

Полный текст Концепции национальных интересов (как закона Украины) должен быть детально изложен научным языком с учетом всех возможных факторов и потенциалов.

А приоритеты национальных интересов - должны знать все, их необходимо просто изложить и они должны быть в официальных документах, программах, стратегиях, даже предвыборных лозунгах.

Национальные интересы также должны базироваться на потенциалах нации (интеллектуальном, самоорганизации, жизнеспособности, реализации и т.п.), и психологически-эмоциональных чувствах - национальной гордости, благосостояния, безопасности и перспективы. Такую систему можно назвать матрицей национальных интересов.

В качестве примера, простым вариантом приоритетов национальных интересов на сегодняшний день может быть - самодостаточность страны, справедливость правосудия и благосостояние народа. На трех уровнях - для человека и семьи, для организаций и страны.

Самодостаточность страны должна отображаться в виде эффективной экономической, энергетической, политической и информационной безопасности.

Суверенности страны, четких границ с соседними странами без территориальных претензий, гармонических отношений с соседями, возможность решать свои энергетические, экономические, политические, культурные и научные вопросы самостоятельно без внешнего вмешательства.

Собственная система безопасности, от внешних и внутренних конфликтов. Обеспечение достойного места Украины в глобальном разделении труда, безопасное и сбалансированное вхождение украинской экономики в мировую экономическую систему.

Самодостаточность уровня развития сельского хозяйства, промышленности, образования, медицины и т.п. Защита отечественного культурного и духовного наследства в условиях глобализации и современных коммуникаций.

Справедливость правосудия

Четкая организация судебной ветви власти, уменьшение, и постепенное уничтожение коррупции. Прозрачность и аргументированность принятия судебных решений. Обеспечение доступного и справедливого судопроизводства, прозрачности в деятельности судов. Практическая реализация прав граждан на доступ к судебным решениям.

Усиление гарантий независимости судей, качественное повышение профессионального уровня судейского корпуса и улучшение условий его профессиональной деятельности. Разработка действенных механизмов и четких критериев привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Благосостояние народа

Повышение национальных стандартов качества жизни граждан и гармонизация их с европейскими, создание условий для укрепления здоровья нации и уменьшения уровня смертности населения, обеспечение доступности качественных медицинских услуг для всех слоев населения, реформирование системы здравоохранения населения, преодоление бедности, повышение качества жизни пенсионеров.

Повышение качества жилищно-коммунальных услуг, создание безопасной среды жизнедеятельности населения Украины. Обеспечение возможности получить жилье гражданами.

Развитие образования и науки, улучшение морального здоровья нации, в том числе путем внедрения действенных механизмов утверждения семейных ценностей и предотвращение распространения в средствах массовой информации проявлений насилия, расовой, этнической и религиозной нетерпимости и т.п.

Национальные интересы, по-моему, необходимо различить для разных целевых групп: для человека, семьи, организации и страны в целом.

Для человека и семьи важнейшими являются права и свободы, качественный уровень жизни, возможность питаться и одеваться соответственно своим вкусам, получить качественное образование, качественную медпомощь, возможность рожать и воспитывать детей, качественный досуг и т.п.

Безопасная экология, хорошо работающая коммунальная инфраструктура. Высокие социальные стандарты.

Для организаций, т.е. юридических субъектов, важнейшим является - возможность работать, создавать разные бизнесы, справедливое правосудие, воздержанные налоги, благоприятные условия для развития и инвестиций, минимум честная конкуренция между отечественными и иностранными товарами и услугами, с возможной государственной поддержкой отечественных товаропроизводителей.

Для страны, совсем другие национальные интересы, которые позиционируют страну в мире, в современных условиях. Здесь на первом месте должны быть вопросы безопасности и эффективного позиционирования.

Наращивание экономического, ресурсного, энергетического и научного потенциала.

Структурной перестройки и повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Участие в международных организациях и достижение лидирующих позиций в них.

Достижение национального единства и консолидации общества. Развитие гармоничных, взаимовыгодных, добрососедских отношений со странами региона, утверждение на этой основе регионального лидерства Украины.

Интересы и реальность

Как формально национальные интересы Украины (и их приоритеты) в официальных документах сформулированы - так они и выполняются. То же самое касается Конституции Украины и многих других официальных документов.

Нет приоритета национальных интересов у государства - благосостояние населения Украины! Больше трети населения живет за чертой бедности, катастрофически высокая смертность, средняя продолжительность жизни на 10 лет ниже, чем в любой стране Европы.

Эпидемия туберкулеза, стремительное развитие ВИЛ-инфекции и т.п. 65% населения считают, что не могут питаться и одеваться соответственно своим вкусам. Более чем половина населения считает, что не имеет необходимой медицинской и юридической помощи.

С благосостоянием населения Украины - ужас! А в фокусе общественного внимания темы НАТО, русского языка, полномочий Президента, Верховной Рады и т.п.

Нужно определить, что для этого государства, людей, которые здесь живут главное, а что второстепенное.

Для этого, во-первых, нужна политическая воля руководства Украины.

Во-вторых, необходимые аналитические структуры, которые способны разработать стратегический пакет документов для Украины.

Который бы состоял из Национальной доктрины, Концепции национальных интересов, национальной безопасности и разработанной на базе этих документов - Конституции Украины и других законов, которые определяют жизнь государства.

Это могут сделать как государственные структуры, так и негосударственные институты и фонды.

По-моему, это не очень много стоит, особенно если сосчитать все положительные моменты и выгоды для будущего Украины. И в стране существует десяток людей, которые могут создать такие фонды и профинансировать эту работу, и два-три десятка людей, которые способны разработать такие документы.

А пока подобные исследования, конференции, круглые столы по стратегиям для Украины инициируют, организовывают и финансируют американские, немецкие и русские структуры, которые, кстати, выполняют собственные национальные интересы...

Денис Богуш, глава оргкомитета Форума политических стратегий, президент Bohush Communication

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде