Как мог бы выглядеть указ президента о роспуске ВР?
5 июня президент издал указ о назначении досрочных выборов ВР.
К сожалению, этот указ, который должен был бы ознаменовать возвращение в конституционное поле, оставил то же впечатление, что и два предыдущих – лучше бы вместо обоснования было написано "сим повелеваю". Так было бы честнее.
Можно ли распустить Верховную Раду на основании сложения полномочий 151 депутатом? В принципе да. Во всяком случае, решение КС № 17-рп от 17.10.2002 дает такой путь.
Не будем углубляться в технологические подробности сложения полномочий. Допустим, что решения съездов НУ и БЮТ вполне правомочны и достаточны для того, чтобы количество действующих депутатов было признано меньшим, чем 300 (это не так, но – допустим).
Допустим также, что решение КС действительно имеет хоть какой-то смысл и не будет в недалеком будущем отменено (смысл найти в нем трудно, как минимум, оно не согласуется с новой редакцией статьи 90).
Как бы в таком случае мог выглядеть указ президента? Примерно так:
Указ президента Украины о роспуске Верховной Рады Украины 5 созыва и назначении досрочных выборов
4 июня 2006 года съезды блоков "Наша Украина" и Блок Юлии Тимошенко, в соответствии с частью 6 статьи 81 Конституции Украины приняли решение о досрочном прекращении полномочий народных депутатов Украины, избранных от этих избирательных блоков.
В соответствии с частью 2 статьи 82 Конституции Украины и Решения Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 года № 17-рп/2002, Верховная Рада Украины стала неполномочной до момента восстановления полномочной численности народных депутатов.
Поскольку, в соответствии с решениями съездов (подтвержденными ЦИК) восстановить такую численность невозможно, Верховная Рада Украины 5 созыва на протяжении месяца и не могла проводить пленарные заседания.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 постановляю:
1. Распустить Верховную Раду Украины 5 созыва.
2. Центральной избирательной комиссии, в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины", других законов Украины, обеспечить подготовку и проведение внеочередных выборов в Верховную Раду Украины 2 сентября 2007 года.
3. Кабинету Министров Украины обеспечить финансирование внеочередных выборов в Верховную Раду Украины.
4. Этот Указ вступает в силу со дня его официальной публикации.
Подпись.
5 июля 2007 года
Как представляется, именно такая логика могла бы лежать в основе конституционного указа о роспуске ВР.
Однако, в Секретариате президента почему-то постеснялись провести логическую связку между "неполномочностью" Верховной Рады и ее же роспуском.
Между тем, эти понятия нетождественные – в статье 90 не указано на возможность роспуска ВР на основе ее "неполномочности".
Из решения КС следует, что неполномочность Рады – сугубо временное явление для ВР данного созыва, поскольку после восстановления ее численности она снова становится полномочной.
Президент, однако, назначает досрочные выборы даже не распустив действующую Раду!
Заметим также, что мы не случайно выделили дату подписания указа. Дата проведения досрочных выборов определяется не президентскими указами, а Конституцией. Между указом и датой выборов должно быть 60 дней.
Если бы у президента были бы конституционные основания для проведения досрочных выборов, то, чтобы "попасть" на 30 сентября, он должен был бы подписать указ 31 июля… Или уж подписать сейчас, но определить, что указ вступает в силу 31 июля. Нынешний же указ по Конституции должен определять дату выборов 3, максимум – 5 августа.
Почему же президентские юристы не спешат возвращаться в правовое поле? Есть три предположения:
Во-первых, в силу специфики своего образования и правосознания они просто не могут туда вернуться – в силу полной некомпетентности и профнепригодности.
Во-вторых, они могут полагать, что попытка следовать духу и букве Конституции приведет к восстановлению работоспособности нынешней ВР.
Мы, кстати, не зря отказались обсуждать технологию отказа депутатов от полномочий. Судя по всему, попытка в этом вопросе следовать букве закона действительно приведет к восстановлению состава нынешней ВР – далеко не все кандидаты согласятся отказаться от статуса депутатов…
В-третьих, и мы считаем этот вариант наиболее вероятным, задачей президентских юристов является организовать выборы на предельно незаконной основе. так, чтобы ни у кого не возникло вопросов относительно нелегитимности ВР 6 созыва.
В таком случае, единственным легитимным органом власти после перевыборов остается президент, который сможет, таким образом, окончательно переформатировать политико-правовое поле в соответствии со своими интересами, в первую очередь – отменить действующую Конституцию и принять новую, в которой президент будет иметь полномочия, о которых некоторым советникам Л.Д. Кучмы только мечталось в 2000 году…
Михаил Погребинский