В поисках правового поля
"Как учил когда-то Ленин, следует анализировать, делать уроки, а не праздновать. Я бы в День Конституции сделал серьезное собрание... ".
Николай Томенко, БЮТ
Не все украинцы знают, какой праздник мы празднуем 28 июня. День Независимости? День Суверенитета или может День Соборности?
Оказывается, это - День Конституции. Интересная новость. В особенности в этом году. За всеми признаками он был Годом Конституции в Украине.
Фальсификациям – нет! Олигархам – нет! Станик – да? Пшеничному – нет! Или может - "да"?
Совсем запутались. Надо немедленно отыскать правовое поле и возвратиться к нему. Иначе можно попасть на "поле чудес".
Ночная работа в Совете
28 июня 1996 года все было очень эффектно. Депутат Сирота вытирал слезы. Звучал гимн. Утром народ узнал о победе конституционного права в украинской политике.
Избиратели тогда не очень понимали, что случилось. Потом это назовут "Конституцией одной ночи". И куда они так спешили?
...Победа левых на парламентских выборах 1994 года и Кучмы на выборах президентских поставили вопрос о распределении властных полномочий.
С похожей проблемой столкнулись тогда все постсоветские страны. Они по-разному ее решали. Прибалты восстановили основные законы междувоенного периода, а Ельцин расстрелял Белый Дом.
Украине в первые два года независимости, на фоне экономического кризиса и общей неопределенности, было как-то не до этого. И вдобавок война за Конституцию была невозможна потому, что председатель ВР Плющ не бросал вызов президенту Кравчуку, а был скорее его "заместителем".
Мороз, наоборот, сделал Верховную Раду бастионом борьбы против президента.
Ему вряд ли грезились лавры Руслана Хасбулатова, однако логика политического процесса требовала именно таких шагов. В 1995 году Кучма и Мороз подписали официальное соглашение о распределении сфер влияния ("маленькая Конституция"), однако Кучма пошел дальше и начал ставить вопрос о референдуме.
Реализовывая ельцинскую схему, он планировал вынести на утверждение народа проект, который превращал Украину на президентскую республику. Мороз ощущал, что может проиграть и форсировал события. Был принят компромиссный вариант.
Наверное, Кучма все-таки тогда победил. Компромисс был нужен Морозу, однако после принятия Конституции власть все больше концентрировалась в руках президента.
В 2000 году, в начале своего второго срока, Кучма попробовал усилить и без того мощные собственные полномочия. Референдум проходил в условиях полного контроля над телевидением и ЦИК, и его результаты были предвиденными.
Однако имплементировать их не удалось. Помешала "Украина без Кучмы", которая потом переросла в рождение нации на Майдане. Что было дальше известно.
Печерское право и "беспредел"
К сожалению, есть несколько проблем, которые омрачают конституционный праздник. И речь идет не только о КС. На массу, украинский политикум оказывается не готовым к соблюдению правовых норм.
Вот, например, чемпион в этом соревновании правовых "ляпов" - явление "политреформы". Оно требует отдельной статьи и еще ожидает на своего незаангажированного исследователя. Конституционные изменения от 8 декабря 2004 года принимались так же впопыхах, как и сама Конституция.
Благодаря этому мы и до сих пор не знаем, в какой республике живем: парламентско-президентской, парламентской или бандитско-олигархической? Но политическая система вынуждена функционировать как раз в условиях такой неопределенности.
Давление на КС, которое состоялось почти за месяц до праздника, бесспорно, занимает второе, если не первое место в нашем рейтинге. Окружение здания манифестантами, увольнение с работы судей, дискредитация судьи-докладчика.
И как после этого людям на эти мантии смотреть? Каким образом регулировать квоту президента и парламента в этом органе власти? И где там народная квота?
А вот и третий призер нашего соревнования - Печерский районный суд. Стал автором термина "печерское право". Принимает любые решения, которые нужны "сильным мира сего". Нет, ему еще далеко до Басманного суда Москвы, но как говорили классики: "Украина – не Россия". Поэтому есть с кого брать пример.
Этот рейтинг нравственно-правовых нарушений можно продолжать, но дело же не в этом. Хуже то, что политики даже никакой ответственности за это не ощущают. Они только обвиняют друг друга.
Представитель Партии регионов Сивкович таким образом оценивает действия президента относительно КС: "Для него (Ющенко – Авт.) Конституция – это крепостной, которого можно погнать в поле и сделать с ним что угодно".
А вот бютовец Винский видит, что все было совсем иначе: "Я еще раз говорю: решение Конституционного суда никто не выполняет, так как решение КС — дать вывод об ответственности акта Конституции, и это не является решением, которое должен выполнять кто-то из нас. ...Президент выдал указ по другим соображениям".
А разве для Януковича, в отличие от Ющенко Основной Закон – это святыня? И как понимать "другие мотивы", о которых говорит Винский? Что отныне КС не все правовые вопросы может объяснять, а только отдельные, те, что не имеют отношения к "другому"?
И на фоне всего этого страна вынуждена готовиться к досрочным выборам. Не говоря уже о предложениях провести 30 сентября референдум с проекта новой Конституции. Интересно, как это будет выглядеть?
Обычный выходной
Но, может не надо так беспокоиться? В Британии и Израиле вообще нет формальной Конституции, но политические структуры работают там в обычном режиме.
Но, беда не в этом. Досадно, что 28 июня, так же, как и 24 августа или 22 января, совсем не стали общенациональными праздниками. Собственно, что праздновать в этот день? Вопрос остается открытым.
Группа новейших украинских праздников так и не стала близкой и понятной для простых людей. Возможно, это нормальная вещь. Должно пройти время. Граждане должны постигнуть в какой стране они живут, а страна должна сделать что-то полезное для своих граждан.
...Впрочем, для изнуренных летней жарой трудящихся, сама возможность получить четыре выходных дня подряд, является полезной и приятной. Будем считать, что именно это и есть победой гражданского общества на данном этапе.
Юрий Корогодский, для УП