"Экономическое чудо Януковича – 3" или лидерство без результатов
Читайте также "Экономическое чудо" за Януковичем, или рост без благосостояния и "Экономическое чудо" Януковича – 2 Или улучшение нашей жизни было вчера
Хочу начать свою статью довольно неожиданно. А именно выразить благодарность правительству Виктора Януковича. Внимательный читатель будет удивлен, ведь автор принадлежит к постоянным критикам действий нынешнего Кабинета министров.
Да и подавляющему большинству граждан благодарить Виктора Януковича, наверно не за что, разве что за постоянный рост цен, падение реальных доходов населения и перманентные кризисы.
Моя же благодарность касается исключительно предоставленной возможности, как и в двух предыдущих статьях, проанализировать отдельные результаты социально-экономической политики действующего правительства.
Тем более, что в среду премьер будет презентовать итоги деятельности Кабинета министров за I полугодие 2007 года.
Для большинства политологов понятно, что предвыборная стратегия Партии регионов будет строиться на рекламе достижений правительства, шагах по немедленному повышению социальных выплат, противопоставление "стабильности - хаосу", "профессионалов – дилетантам".
Политическая реклама Партии регионов уже сегодня призывает "защитить свое будущее" и поддержать на будущих парламентских выборах "лидерство, доказанное результатами".
Поэтому в который раз я ставлю себе и читателям вопрос: а что это за результаты и к чему привело так называемое лидерство Виктора Януковича?
РЕЗУЛЬТАТ 1: снижение вдвое темпов роста реальных доходов и реальной заработной платы
Рапортовать о чрезвычайных экономических достижениях это хорошо, но цифры докладов, украинец может ощущать на собственном кармане. Однако и с этим не все обстоит благополучно у нынешнего правительства.
Об этом свидетельствуют данные Государственного комитета статистики. В частности темпы роста реальных доходов население упали вдвое: с 19,8% в мае прошлого года до 10,5% в мае текущего; темпы роста реальной заработной платы также снизились – с 23,9% в мае 2006 года до 11,9% в мае текущего.
РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НАСЕЛЕНИЯ
Необходимо еще раз подчеркнуть, что указанное снижение реальной начисленной зарплаты происходит в период постоянного роста ВВП, которое является еще одним парадоксом деятельности правительства "профессионалов".
Хотя, почему парадоксом? По мнению первого заместителя главы секретариата президента Александра Шлапака "такие результаты были вызваны целиком конкретными решениями нынешнего Кабинета министров".
Понятно, что не могло бесследно для кармана украинских граждан пройти и неоднократное "космическое" повышение цен на жилищно-коммунальные услуги, на хлеб, бензин.
РЕЗУЛЬТАТ 2: недостаточное финансирование социальных программ
С начала нынешнего года правительство не выделяет средства на важнейшие социальные программы: борьба с туберкулезом, СПИДом, онкозаболеваниями. В частности с начала 2007 года.
Правительство Виктора Януковича выделило на профилактику этих болезней только 1 миллион вместо запланированных 107 миллионов гривен.
Кроме того, Кабинет министров не дал ни копейки на закупку машин быстрой помощи для сел, модернизацию лифтов или информатизацию школ.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 2007 ГОДА ОТДЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ПРОГРАММ, млн. грн. (По материалам газеты "Дело")
В целом правительство отклонилось от плана затрат на 5 миллиардов гривен. Очевидно, что главная причина такого шага – внеплановое повышение зарплат и пенсий "под выборы".
Какое же здесь "улучшение Вашей жизни уже сегодня", когда одной рукой правительство дает, а другой забирает?
РЕЗУЛЬТАТ 3: социально-экономическая политика, которая разъединяет Украину
К сожалению, правительство Януковича проводит такую социально-экономическую политику, которая не объединяет, а разъединяет Украину. За красивыми словами о единстве, прячутся реальные шаги, которые делят регионы на принцесс и Золушек, поскольку расход средств государственного бюджета имеет ярко выраженный региональный характер.
Может для кого-то из читателей это и не удивительно, учитывая, что при власти сегодня выходцы из "конкретного" региона.
Однако, сегодня никто в правительстве не занимается планами развития кооперационных связей между областями, изготовлением единых критериев бюджетного обеспечения областей, да и в конце концов развитием единого экономического пространства.
Масштабы процесса выразительной региональной дифференциации, вследствие действий правительства, вызывают серьезное беспокойство. Приведу только несколько, но наиболее ярких примеров.
Пример 1. Распоряжением Кабинета министров №506 от 9 октября 2006 года субвенция на предоставление льгот и жилых субсидий населению была увеличена только 4 регионам на общую сумму 55,8 млн. грн. Из этой суммы дополнительных 36,1 млн. грн. получила Донецкая область.
Одновременно всем другим регионам эта субвенция была уменьшена на общую сумму 164,9 млн. грн. Из них больше всего Харьковской области – на 21,0 млн. грн., городу Киеву – на 18,3 млн. грн. и Ивано-Франковской области – на 14,0 млн. грн.
Пример 2. В феврале 2007 года правительство приняло решение о выделении субвенции из Государственного бюджета на ремонт и реконструкцию тепловых сетей и котельных (годовой размер субвенции, предусмотрен законом о бюджете – 400 млн. грн.) только трем областям – Донецкой, Харьковской и Луганской. Администрации других областей получили телеграммы с предложениями финансировать ремонт сетей из других источников.
Пример 3. В августе 2006 года средний по Украине уровень возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) составлял 76,1%. В то же время Донецкая область получила 222% плановых возмещений, а, например, Волынская область — 2,4%, Киевская область — 6,3%.
Вообще Донецкая область за август-сентябрь 2006 года получила возмещений почти в два раза больше сравнительно с планом, в то время как меньше трети возмещения получили Львовская, Тернопольская, Харьковская, Ровенская, Сумская и некоторые другие области.
За первый квартал 2007 года государство возместило экспортерам приблизительно 20% от суммы уплаченного ими НДС. При этом с 4,9 млрд. гривен общей суммы – 1,68 млрд. гривен приходится на предприятия Донецкой области.
РЕЗУЛЬТАТ 4: стремительный рост задолженности по возмещению НДС
Проблема по возмещению НДС имеет не только региональный характер. Вообще эта проблема снова угрожает экономической безопасности государства.
Оранжевым правительствам удалось сократить более чем в десять раз задолженность по возмещению НДС. На декабрь 2005 года эта задолженность составляла только 642 млн. грн.
Детинизация экономики начала давать реальные результаты – поступление НДС в 2005 году превысили аналогичный показатель 2003 и 2004 лет вместе взятых, а прирост поступлений в государственный бюджет от НДС возрос в 2005 года в 2 раза сравнительно с 2004 годом.
Сегодня показатели деятельности правительства Януковича, мягко говоря "поражают". Как видно с таблицы, общий долг по возвращению налога на добавленную стоимость на 1 марта 2007 года составляет 8,1 млрд. грн.
Но это не все, есть еще некоторые интересные тенденции, связанные с возмещением НДС. В частности задолженность по возвращению НДС перед нефтеперерабатывающими заводами составляет по разным данным от 800 млн. грн. до 1 млрд. грн., что, по мнению экспертов, может быть основной причиной повышения цен на бензин.
В результате деятельности правительства Януковича возмещение НДС снова превратилось в одну из наиболее серьезных тем для отечественного бизнеса, составляет основу экономической коррупции и является одной из причин резкого роста цен на бензин.
РЕЗУЛЬТАТ 4: "Прихватизация" вместо приватизации
Другая интересная тема, которую нельзя обойти – это приватизация в исполнении сегодняшних "прихватизаторов".
Мы все помним, как во время беспрецедентного для Украины открытого аукциона по приватизации государственного имущества 24 октября 2005 года компания Mittal Steel Germany GMBH приобрела государственный пакет акций ВАТТ "Криворожсталь" за 24 млрд. 200 млн. грн. Таким образом, во время торгов стартовая цена – 10 млрд. грн. – выросла практически в 2,5 раза.
Меньше чем через два года, происходит продажа 76% акций "Лугансктепловоза". И что мы видим? Притом, что стартовая цена государственного пакета составляла 292 млн. грн., окончательная цена составила только 292,5 млн. грн., то есть всего на 500 тыс. грн. больше.
В то же время, по оценкам экспертов фондового рынка, исходя из рыночной цены акций "Лугансктепловоза", стоимость 76% акций предприятия составляла не менее 414 млн. грн.
Причиной такой низкой результативности стало то, что условия конкурса были "выписаны" под конкретных покупателей из четырех компаний. Из них к конкурсу были допущены лишь две, которые входят в одной структуры – "Трансмашхолдинг" (Россия).
РЕЗУЛЬТАТ 5: Зерновой кризис как следствие ручного управления экономикой
Непрозрачность и ручное управление экономикой – это уже "классика" деятельности нынешнего правительства. Это и есть тот "опыт, доказанный практикой", о котором рассказывает политическая реклама "регионалов".
В этом контексте, наиболее яркой "жемчужиной" является эпопея с зерном. Напомним, в октябре 2006 года правительство ввело ограничительные квоты на экспорт пшеницы, ячменя, кукурузы и ржи до конца года.
В декабре квоты были продлены до конца 2006-2007 маркетингового года, ограничив экспорт зерновых культур до 1,2 млн. т. В феврале 2007г. правительство отменило квотирование экспорта ячменя и кукурузы, но оставило их для ржи и пшеницы.
Также правительство расширило, сравнительно с 2006 годом перечень товаров, импорт которых подлежит лицензированию. Кроме говядины, свинины, большого рогатого скота и свиней, лицензирование внедрено для мяса птицы, сала, сахара, сахарного сиропа, а также готовых продуктов, которые содержат какао.
Конечным результатом таких действий стало уменьшение закупочных цен на зерно и, соответственно доходов аграрных предприятий.
Кроме того, активное вмешательство государства в экспорт зерна и внешнеэкономическую деятельность, создало дополнительные препятствия в переговорном процессе относительно вступления Украины в СОТ и усилило сомнения в искренности намерений Украины.
***
В скором времени состоятся внеочередные парламентские выборы. Я глубоко убежден, что избиратели дадут адекватную оценку действиям правительства Януковича, которая будет базироваться не на пустопорожних рекламных слоганах, а на реалиях сегодняшней жизни.
Как видим, нынешние члены правительства – это не профессионалы, а скорее профессиональные имитаторы. Они имитируют повышение социальных стандартов, делая реальные шаги только перед выборами.
Так было в 2004 году, когда установили специальную надбавку к пенсии, говоря каждому пенсионеру, что это персональный подарок правительства Януковича.
А оранжевым оставили дырку в бюджете на 2005 год в размере 11 млрд. грн. и необходимость законодательно закрепить пенсию на уровне не ниже прожиточного минимума. Кстати они с честью вышли из этой нелегкой ситуации.
Плоды экономического роста, которым гордится команда Януковича, приносят пользу только нескольким олигархам, а не всему украинскому народу.
"Улучшение Нашей жизни уже сегодня происходит за Ваш счет" – таким на самом деле может быть слоган Партии регионов.
Автор
Игорь Жданов, член Политсовета "Нашей Украины"