Продажа выборов на открытых торгах

Ирина Погорелова, для УП — Пятница, 22 июня 2007, 12:06

Приближается уже вторая дата, на которую предыдущими указами президента назначались досрочные выборы парламента – 24 июня. До третьей даты фактически остается уже не четыре, а всего три месяца. Но ситуация со стартом гонок почти не изменилась.

Хотя немного поменялся антураж. Кое-какая юридическая, и даже финансовая база для проведения самой кампании создана, и чем ближе к формальному старту – тем сильнее сопротивление.

Соответственно, возрастает и "цена вопроса".

В частности, цена вопроса для президента, который на мировом уровне старается доказать, что способен осуществить свой план переизбрания ВР.

Президент Ющенко сообщил Европе, что украинский парламентский кризис разрешен "с блеском", хотя и признал, что вынужден оправдываться за срыв договоренностей спикером Морозом.

Более того, Ющенко уже пригласил на досрочные выборы 30 сентября иностранных наблюдателей.

В то же время спикер Мороз пообещал в последний день третьей сессии коалиции ВР пятого созыва предварительно утвердить очередные изменения в Конституцию, среди которых будет и вопрос о депутатской неприкосновенности. Плюс сделал предыдущее "заявление трех" на случай, если ЦИК не обнулит списки оппозиции.

Со своей стороны премьер-министр Янукович оправдывается перед президентом России за готовность ПР идти на выборы, так как кризис в Украине добегает до финиша, а все участники вернулись в правовое поле.

Янукович получил от Путина пренебрежительное непризнание его властных полномочий, поскольку, мол, такую же власть, как правящая коалиция, в Украине имеет и оппозиция...

Итак, чтобы окончательно не потерять доверие к себе как к лидеру страны, Ющенко должен как-то одолеть и сопротивление Мороза, и поддерживаемые Путиным колебания Януковича.

Ключ к решению этой проблемы, как хорошо известно, находится не просто в ЦИК, или даже в ее "коалиционной" части, а в руках кандидатов в депутаты от ПППУ.

И они, разумеется, не теряют времени и возможностей как можно дороже разыграть свою "акцию".

Первая попытка, известно, со стороны лидера ПППУ господина Кинаха выглядела как довольно неприличный торг за политическое будущее в случае участия ПППУ в досрочных выборах.

Он публично и откровенно предложил свои услуги по формированию будущей коалиции в парламенте шестого созыва всем без исключения политическим силам, которые достигнут кресел под куполом.

Но со стороны представителей "Нашей Украины" получил отпор, а со стороны нынешних партнеров по коалиции – строгое молчание. Даже жесткий намек на несвоевременность своих прихотей – со стороны Януковича, который за цены на хлеб даже пообещал выгнать Кинаха еще из настоящего правительства.

Надо думать, угроза эта осталась невыполненной не потому, что Янукович просто "перевел стрелки" на губернаторов, а с более "тонких" соображений. Поставить вопрос об отставке министров даже в неполномочном парламенте означало бы продемонстрировать раскол коалиции, давно ожидаемый оппонентами и такой желательный для дальнейшей легитимизации преждевременных выборов.

Тогда ПППУ пошла другим путем. С большой долей вероятности можно утверждать, что была осуществлена попытка получить довольно большие "отступные" за согласие прекратить сопротивление преждевременным выборам.

По крайней мере, именно в последний день пленарной работы коалиции во время рассмотрения ею нового законопроекта о государственных закупках представители ПППУ поставили вопрос об увольнение таких закупок от тендеров за деньги, которые принадлежат государственным предприятиям.

Официальный мотив – торможение закупок комплектующих и остановка производства из-за коррупции и бюрократии...

Автор законопроекта коммунист Ткаченко оценил эти средства, которые, по его мнению, "выводятся из-под контроля", в 150 миллиардов (не миллионов, а именно миллиардов!) гривен.

Для сравнения он навел цифру в 75 миллиардов, запланированных на госзакупке из бюджета, а также напомнил, что большинство так называемых государственных предприятий давно акционированы и корпоратизированы и руководствуются частными капиталами... Остальные коммунисты тоже намекали, что речь идет о перераспределении прибылей что ли.

Вместо этого за ПППУ активно вступились "регионалы" и лично первый вице-премьер господин Азаров. Даже больше, он как-то удивительно пообещал, что закон этот, в случае принятия в целом, может быть подписан президентом, - вопреки игнорированию всех остальных актов ВР секретариатом президента после 2 июня.

Может, если бы Азаров не сослался на какие-то договоренности с Ющенко, требования ПППУ (хотя почему только ПППУ, предприятиями с крохотной частицей госсобственности управляют олигархи разных ориентаций) и были бы удовлетворены без лишнего шума. И, не исключено, так же тихо закон о госзакупках, по смыслу одобренный и представителями СП, был бы даже подписан Ющенко...

Между прочим, такие вот денежные дела, привязанные к досрочным выборам, делаются уже не впервые. Ведь еще во время принятия бюджетного финансирования выборов с участием оппозиции парламент проголосовал и за предоставление 50 миллионов гривен на погашение какого-то старого долга предыдущей администрации президента. Или вдруг, самого Бакая?...

Но сегодня такой вот несложный, хотя и не дешевый торг не могли пропустить главным образом члены фракции СПУ. Итак, не случайно 19 июня они и отказались поначалу голосовать за закон в целом, а Мороз публично поссорился с Азаровым, зацепив даже вопрос все того же коалиционного единства.

Что интересно, наконец, после тайных консультаций у спикера, закон таки был одобрен окончательно, хотя и с некоторыми ограничениями "льгот" для госпредприятий, которые распространяются только на использование бюджетных ресурсов.

И господин Азаров даже сохранил на тот момент надежды на подписание указанного закона президентом.

Но со временем один из заместителей председателя СП господин Бондарь разрушил эти надежды. Хотя, он как-то странно прокомментировал всю эту историю, и еще не точно изложил ее финал. Ведь если, по его словам, Мороз всего лишь лоббирует Тендерную палату, - то он не достиг цели, так как не сорвал голосование за закон...

Господин Бондарь избежал признать другое: спикер Мороз не дал Януковичу и Ющенко откупиться от людей Кинаха, то есть с помощью больших денег снять проблему обнуления списков оппозиции в ЦИК.

Ведь следует подчеркнуть, что именно в день рассмотрения закона о госзакупках президент и премьер договаривались c председателем ЦИК о восстановлении ее работы.

Поэтому и не удивительно, что теперь, когда Ющенко приглашал наблюдателей на выборы, а Бондарь в очередной раз отверг возможность подписания законов, одобренных неполномочным парламентом, - господин Гнатенко с ПППУ снова подтвердил, что члены его партии из списка "Нашей Украины" и дальше будут настаивать на рассмотрении в ЦИК своих заявлений на депутатство.

Теперь вот представитель "Нашей Украины", бывший член ПППУ господин Онищук утверждает, что позиция "коалициантов" в Центризбиркоме относительно обнуления списков станет тестом для Партии регионов на выполнение договоренностей о выборах...

А вот господин Янукович относит этот вопрос все еще к обязательствам оппозиции.

Причем уже после переговоров с Путиным, кажется, Януковича больше будет беспокоить тест не на выполнение договоренностей с Ющенко, а на поддержание своего авторитета государственного вождя и лидера правящей коалиции именно в его глазах.

Но это уже не только вопрос ЦИК.

Это еще и участие Партии регионов в голосовании за конституционный проект Мороза. Кажется, в последнее время наш премьер чаще, чем сам лидер СПУ упоминает о потребности дальнейшего усовершенствования Основного закона...

Ну, и как теперь выглядит "цена вопроса", в том числе про его собственный международный авторитет лидера страны, для президента Ющенко?

Не так давно ответ "подсказала" госпожа Тимошенко. Намекнув, что якобы Ющенко из-за договоренности с Ахметовим старается избавиться от ее самой и Януковича как будущего премьера, она лишний раз подтолкнула президента на то, чтобы он дал как можно более твердые гарантии настоящему лидеру коалиции и ПР относительно его будущего после выборов.

Если это произойдет, может, в форме какого-нибудь тайного протокола (так как в телеролике Ющенко утверждает, что "универсалов" больше не будет), - узнаем от той же Юли во время выборов.

Но свои гарантии предлагает теперь Януковичу и спикер Мороз – в форме очередных конституционных изменений. Причем он прямо заявил, что когда-то озвученный им проект "спикерско-советской" системы уже исправлен...

Вот только будет полным провалом рассмотрение конституционного вопроса 27 июня, если в зале ВР на тот момент так и не появится 300 депутатов, то есть полномочность парламента будет оставаться в состоянии, определенном президентским указом.

Поэтому перед Януковичем, если он таки захочет угодить Морозу и Путину, стоит задача обеспечить хотя бы кворум на запланированных заседаниях ЦИК. А это – не вопрос председателя комиссии, а проблема его членов из "оппозиционной" квоты.

О чем, собственно, шла речь между Януковичем и Путиным, и на что первым было получено четкое указание последнего.

И сейчас с "ценой вопроса" можно растеряться.

Надо ли внимательнее перечитать все, что постановлялось коалицией на последних неделях и что может интересовать также оппозиционные бизнесы? Надо ли обращаться к экспертам по энергетике, которые прокомментировали бы последние отношения в этой области самых больших игроков России и Украины?

Довольно ли "спущенного на тормозах" правительством вопроса о будто бы ценовом заговоре оппозиционных "хлебных королей"?

В любом случае можно констатировать новое явление в украинской избирательной истории: на открытый "аукцион" выставлена уже даже не победа на выборных гонках, а сам факт их осуществления. Но по крайней мере здесь, кажется, правила "честные": выиграет тот, кто даст больше. Осталось узнать, за что и кому.

Может, когда Ющенко высказывает уверенность в прекращении после выборов "политической коррупции", он имеет в виду, что просто на тот момент уже будут исчерпанные все возможные ресурсы, и коррупция прекратится "естественном путем"?

Но и это зависит от результатов настоящего "аукциона".