Украинский кризис в ожидании "антикризисного менеджера"
Ливень, который обрушился на Киев в ночь с пятницы на субботу, еще долго держал депутатов внутри парламента даже после окончания сессионного заседания. Верховная Рада не хотела отпускать своих лучших сыновей и дочерей, потому что чувствовала – возможно, кое-кого из них она больше никогда не увидит. Ведь все необходимые законы, нужные для досрочных выборов, с мучениями и истериками, но были приняты.
Чтобы каждая сторона смогла сохранить лицо, состоялся обмен в треугольнике "закон о выборах – бюджетное финансирование выборов – новый состав Центризбиркома".
Коалиция добилась принятия нужной редакции закона о выборах. Кое-кто из "Нашей Украины" даже с надрывом взялся доказывать, что после этого вообще нет смысла проводить повторное избрание Верховной Рады, так как заложены глобальные предпосылки для фальсификации в пользу бело-голубых.
Хотя на самом деле ситуация оказалась не настолько драматической.
Первый опасный пункт в законе о выборах – это чрезвычайно упрощенное право голосовать на дому, где невозможно проследить тайну волеизъявления.
Из принятого закона убрали предыдущее требование к электорату продемонстрировать "документ, который удостоверяет факт неспособности избирателя передвигаться самостоятельно".
Оппозиция вспомнила, как в 2004 году с помощью голосования на дому перекручивались результаты народных симпатий – когда в некоторых районах Херсонской или Николаевской областей в таких условиях проголосовала едва ли не треть всех участников выборов.
Итак, в пятницу вечером закон в такой редакции нарывался на вето Ющенко. Но без подписи президента коалиция отказывалась двигаться дальше – голосовать бюджетное финансирование выборов и состав Центризбиркома.
Однако буквально на протяжении получаса был найден компромисс – в только что принятый закон внесли еще одну поправку: для голосования дома надо будет подать в избирательную комиссию заявление, форму которого будет устанавливать ЦИК.
Расчет оппозиции был на то, что Центризбирком будет требовать хотя бы показать справку от врача для тех, кто не в состоянии голосовать на участке.
Таким образом, может быть поставлен заслон для этого способа фальсификаций. Итак, Ющенко подписал закон в последней редакции с дополнительными правками, а коалиция мгновенно постановила закон о бюджете.
Это была тактическая победа бело-голубых – ведь требование взаимосвязать два голосования они поставили спонтанно.
Дело в том, что еще в четверг парламент должен был без любых условий проголосовать государственное финансирование выборов. На это указывает, в частности, решение бюджетного комитета, контролируемого коалицией, "одобрить в первом чтении и в общем".
Но, чтобы найти средство влияния на Ющенко, бело-голубые в пятницу поставили бюджет в зависимость от своих требований.
В законе о выборах есть еще два момента, которые содержат потенциальную опасность. Так, барьер явки в 50 процентов теоретически может привести к тому, что голосование 30 сентября будет признано недействительным.
Если коалиция начнет призывать к бойкоту выборов, то можно существенным образом снизить посещаемость участков.
Но эта игра очень опасна – если на выборы прийдет свыше половины электората, то оранжевые получат разгромную победу. А то, что люди не проигнорируют выборы, указывает традиционно высокая явка – в Украине она не опускалась ниже 65 процентов.
Еще одна опасность – это требование нового закона о выборах в адрес Государственной пограничной службы за три дня до голосования сообщить, кто выехал за границы Украины.
При чем касается это только тех людей, кто пересек границу по заграничному паспорту – то есть отбыл в Европу. Таким образом, коалиция старается сделать невозможным голосование за гастарбайтеров их родственниками на Западной Украине.
Но данный пункт, хотя он и записан в законе, выполнить почти невозможно: во-первых, пограничники не готовы предоставить такую статистику, а, во-вторых, эта информация может попасть под гриф конфиденциальной и не разглашаться.
Компромиссом завершился и процесс создания Центризбиркома. Неделю назад, на протяжении ночных переговоров на Банковой, было договорено, что ЦИК сформируют по принципу семь кандидатов от коалиции, семь от оппозиции, плюс председатель, согласованный Ющенко и Януковичем.
Однако в итоге схему поменяли. Коалиции отдали восемь членов Центризбиркома, вместе с тем стороне Ющенко гарантировали, что его креатура возглавит ЦИК. Выбор остановился на фамилии Владимира Шаповала – представителя президента в Конституционном суде.
Помня недавние конфликты в КС в период рассмотрения указов Ющенко, коалиция засвистала присягу Шаповала, но все-таки проголосовала за введение его в состав ЦИК. Хотя и самым маленьким из всех других количеством голосов.
Единственный вопрос, который осталось решить для проведения досрочных выборов – это сложение полномочий 151 депутатом от оппозиции. И команда Януковича здесь старается использовать свой последний шанс.
Так, в четверг секретариат Верховной Рады получил 171 заявление от депутатов "Нашей Украины" и БЮТ, которые объявили о выходе из фракций, что должно было тянуть за собой сложение полномочий.
Коалиции этого оказалось мало – они поставили требование, чтобы каждый "откатник" написал еще одно заявление и лично сообщил об этом председательствующему на сессии.
Процесс отсева не прошли трое бютовцев, среди которых экс-судья Николай Замковенко, который шесть лет назад освобождал Тимошенко из изолятора.
Однако и это принципиально не влияет на ситуацию – оппозиция все равно имеет запас почти в двадцать голосов до 151 желающего сложить мандат.
Кроме того, параллельно коалиция задействовала дополнительные шлагбаумы, ввязавшись сверять подпись под заявлением с подписью под присягой, которую составляли депутаты в прошлом году.
Председатель регламентного комитета Александр Ефремов из Партии регионов поставил под вопрос достоверность 45 автографов. Этих депутатов вызвали подтвердить свои заявления.
Корреспондент "Украинской правды" был свидетелем, как обозленные БЮТовцы и нашеукраинцы едва не побили технических работников парламента, которые действовали по доверенности Ефремова.
– Покажите нам решение комитета, оно есть?!...
– Нет, мы только выполняли указание председателя комитета.
– А вы что, графологи? Какое вы имеете право сомневаться, что эта подпись – не моя?
– Потому что они не похожи...
Споры длились до ночи, часть депутатов принципиально отказалась ставить еще один автограф – им поверили на слово. Не имея перед собой автора идеи из Партии регионов, оппозиционеры оттянулись на обычных работниках аппарата парламента.
Ради справедливости, подозрения в недостоверности подписей часто были надуманы. В этом можно убедиться, сравнив автографы депутата от БЮТ Чудновского под его присягой год назад и под нынешним заявлением о нежелании дальше оставаться в парламенте.
Он тоже был вызван на проверку подписей.
Хотя основания для этого были сомнительные |
Конечно, эти дополнительные препятствия никак не влияют на процесс сложения депутатских полномочий. Больше того, оппозиция пополняет свой запас – так, в пятницу передал свое заявление еще один участник рейтинга самых богатых – банкир Федор Шпиг.
***
Вопреки желанию, последние события являются не приближением к выходу из политического кризиса, а лишь иллюзией этого. На такие пессимистические мысли наталкивают события, которые происходят вокруг судебной ветви власти. Стороны просто стягивают ресурсы для следующих боев.
Как известно, две недели назад Конституционный суд признал незаконным право президента назначать судей на административные должности.
Коалиции очень не терпелось перебрать у Ющенко себе этот инструментарий давления на председателей судов. Поэтому за вердикт КС проголосовала даже Сюзанна Станик, которая не имела на тот момент права принимать участие в заседаниях Конституционного суда.
Дальше бело-голубые продолжили наступление, утвердив сомнительное постановление парламента, которым поручили назначать судей Высшей рады юстиции. Этот орган сейчас контролируется командой Януковича.
Такое посягательство возмутило оранжевых. Поэтому Совет судей, ориентированный на председателя Верховного суда экс-бютовца Василия Онопенко, решила закрепить это право за собой.
Но Высший совет юстиции это проигнорировал. Уже в четверг на своем заседании они проголосовали за процедуры, которыми будут осуществлять назначение судей.
Параллельно парламент поручил Генпрокуратуре изучить действия Совета судей, хотя на самом деле это ведомство должно было бы загореться попытками захвата власти со стороны законодательного органа – потому что постановлением Верховной Рады невозможно решать вопрос жизнедеятельности другой независимой ветви власти.
Больше того, право назначать судей не прописано среди полномочий ни Высшего совета юстиции, ни Совета судей.
Названные события – отнюдь не доказательство близкого окончания кризиса.
Окончательно эти наивные ожидания должны развеяться после того, как членом Высшего совета юстиции возобновился Виктор Медведчук.
Этого вопроса вообще не было в расписании дня Высшего совета юстиции в четверг – он неожиданно выскочил в разделе "разное". Выступить против не хватило силы воли – за возвращение Медведчука проголосовали 17 из 18 присутствующих членов ВСЮ.
Это – только первый шаг операции по возвращению Медведчука. Куда дальше будет направлен его взгляд – догадаться не сложно.
Третьего октября 2007 года нынешней главе Высшего совета юстиции Лидии Изовитовой исполнится шестьдесят лет – это предельный срок пребывания на госслужбе, и его больше невозможно продлить на год.
Значит, нужно избрать нового главу Высшего совета юстиции. Учитывая попытки этого органа поставить под контроль всю судебную власть, не следует удивляться, если среди претендентов будет фамилия Медведчука.
А, учитывая неожиданную поддержку в четверг – 17 из 18 голосов – так же не следует удивляться, если Медведчук станет новым главой Высшего совета юстиции. И тогда нынешний кризис получит своего "антикризисного менеджера".