Автопарк переходного периода
Когда я впервые попал под купол Верховной Рады в качестве аккредитованного журналиста большинство народных депутатов добиралось на работу на метро. 1992 год – детство независимой Украины.
Каждый вечер к дому парламента подъезжал новенький ЛуАЗ, который у нас тогда почему-то принято было называть "скотовозом". Народные депутаты и их помощники дружно рассаживались в креслах, и автобус отправлялся к последним домам киевской Оболони, где нардепам раздали квартиры. Кому на три комнаты, а ком только на две.
Правда уже тогда несколько десятков председателей постоянных комиссий парламента жили в престижном "Царском" селе. Впрочем, это не касалось вечных революционеров руховцев или социалистов – их поселяли на выселках. У кое-кого из них даже обуви новой не было.
Поэтому когда депутаты Верховной Рады 1 созыва в закрытом режиме постановили выделить на каждого по льготной цене новенькие Жигули – мы, журналисты, а с нами и все общество, восприняли это, как личное оскорбление. Степан Хмара, один из тех, кто тогда публично отказался от такой неслыханной льготы, не взял парламентские Жигули и получил право гордо раздавать десятки возмущенных интервью.
Уже в 2000-ом на автобусах развозили большей частью помощников. Председатель Верховной Рады Иван Степанович Плющ тогда имел один очень дорогой бронированный Мерседес, из-за чего комплексовал и ссорился, если БМВ охраны ехало позади, или не дай Бог, ГАИ образовывало "зеленый коридор".
В начале сентября 2000 года, ООН организовывала саммит Тысячелетия, на который сначала слетались спикеры парламентов из всех стран мира, а за неделю после этого Нью-Йорк принимал всех Президентов. Известный своей экономностью Плющ полетел Узбекскими авиалиниями делегацией в составе 4 лиц: спикер, первый помощник, переводчик и охранник.
Назад они возвращались через неделю – такой интервал давал наиболее дешевый билет. Поэтому несколько дней председатель Верховной Рады Украины жил в проплаченых 5-звездных апартаментах ООН, а несколько дней после саммита ночевал в гостях у наших дипломатов в Нью-Йорке.
Впрочем, уже на будущей неделе Президент Кучма прилетел в ООН огромным самолетом со свитой бизнесменов и помощников, которая была лишь немного меньше чем группа, которая сопровождала короля Саудовской Аравии. Но, рассказывают, это не повредило украинским политикам ... попросить у американцев увеличения финансовой помощи.
И все таки настоящую ностальгию за старыми наивными временами, когда я еще видел в Верховной Раде нормальных людей, я ощутил только теперь, читая длиннющий перечень автомашин из парка Председателя Верховной Рады Александра Мороза.
Так вот, по информации известного Интернет-сайта криминальных расследований ОРД, лидер партии, которая называет себя "социалистической" имеет в своем распоряжении такие авто: Мерседес – 600 (бронированный) – 3 автомашины; Тойота Ленд Круз – 2 автомашины; Тойота Камри 2.4 (семейный) – 2 автомашины; Тойота Камри 2.4 (охрана) – 4 автомашины; Опель Омега 2.2 (семейный), Опель Омега 2.2 (для личных водителей); Тойота Камри 2.4. Надо указать, что спикера парламента сопровождает отнюдь не 4 авто охраны. Вызывает удивление наличие аж трех Мерседесов последней модели, каждый из которых стоит до полмиллиона долларов. Назначения двух Тойот представительного класса – семейный автомобиль, - не оставляет сомнений, относительно их использования.
Для сравнения – лидер социалистической партии одной из стран Бенилюкса, требует от своих побратимов поселяться исключительно в небогатых районах, чтобы не отрываться от народа. А на работу значительная часть депутатов в Европе любит ездить на велосипедах.
Помню, как мы целый час наблюдали за огромным архитектурным комплексом прекрасного замка, в котором расположен венгерский парламент и не увидели ни одного (!) Лексуса или Мерседеса. Чтобы ощутить различие, надо попробовать протиснуться через затор возле Верховной Рады, где с нарушением всех правил, просто на дороге, побросали свои ультрадорогие автомобили наши народные избранники.
Впрочем, есть в украинском парламенте партия, которая открыто пренебрегает богатство и капитализм и борется за интересы трудового народа и пенсии ветеранам войны. Заместитель председателя Верховной Рады – Адам Мартынюк, настоящий коммунист, который каждого 7 ноября со слезами на глазах возлагает цветы к памятнику вождю мирового пролетариата и умеет вдохновенно петь Интернационал.
Мне кажется, что "гонимые и голодные" должны были бы и в самом деле, восстать, учитывая ту роскошь, которой окружил себя коммунист №2. Так вот, за данными ОРД, на люди товарищ Мартынюк выезжает исключительно на Мерседесе-600. Красное дерево, высококачественный тюнинг, кожаные сидения, современная аудиосистема, как говорят продавцы на автобазаре – "полный фарш". А как надоест, то вице-спикер может пересесть на представительную Тойоту Камри 2,4, или скромный новенький Опель Омега 2,4, которые также предоставляет в его распоряжение парламент.
Народные депутаты, которые были в парламенте в середине 90-х лет должны помнить скромные Волги и Шкоды, на которых тогда ездили даже вице-спикеры, предшественники Мартынюка. Волг обычно же уже не осталось – не к лицу. Но вот в 2001 году в парке Верховной Рады еще был не один раритет – например, старая черная Волга со специальным движком, которая ездила в кортеже Владимира Щербицкого.
Дождемся ли мы когда-либо, чтобы наши народные избранники снова вернулись к народу? Ну, хотя бы на уровне руководства парламента, который состоит из лидеров партий, которые себя называют чему-то "левыми", а живут на широкую ногу, не как слуги народа, а как алчные буржуа?