Футбол. Послесловие
6 июня завершила свою работу комиссия МВД, какая должна была расследовать события 27 мая на стадионе "Олимпийский" во время футбольного матча между командами "Динамо" и "Шахтер". Напомним, что именно тогда состоялись стычки милицейских подразделов "Беркут" с фанатами киевского "Динамо".
Эта комиссия была создана приказом заместителя министра МВД из общественной безопасности Фатхутдинова. Кроме милиционеров в комиссию вошел и автор как уполномоченный общественного совета МВД по вопросам прав человека.
Возглавлял комиссию заместитель начальника Департамента общественной безопасности МВД полковник Владимир Салимский.
Комиссия рассмотрела видеоматериалы, рапорты милиционеров как киевского, так и днепропетровского "Беркута", свидетельства как фанатов, так и руководителей киевского ГУМВС.
Комиссия признала, что Беркут применял силу правомерно - то есть, соответственно закону о милиции, но неадекватно. Автор предлагал формулу – "вообще неадекватно и в некоторых случаях неправомерно".
По результатам работы комиссии 12 милиционеров от руководства ДГБ МВД к руководству ГУМВС в Киеве и рядовых "беркутов" получили и еще получат (после выхода из отпуска) дисциплинарные взыскания.
Например, заместитель начальника ГУМВС Киева, полковник Ошовский, известный общественности как чиновник, который 2006-го незаконно препятствовал проведению Марша Свободы.
Перед матчем "Динамо" – "Шахтер" именно он утверждал план милицейских мероприятий. Согласно этому плану, днепровский "Беркут", которого впервые на "Олимпийском", поставили перед сектором динамовских "ультрас", что разместились в сектор № 11, а киевский "Беркут", который, собственно, знает многих из этих "ультрас" в лицо, за 6 секторов от них. А по всем правилам надо было наоборот.
Также получит взыскание его коллега Пасльон, который, собственно, давал непосредственный приказ о применение силы и начальник отдела Шевченковского районного управления подполковник Захаров, который не обеспечил контроль за пронесение фаеров, бутылок и т.п. на стадион.
Возбуждено два уголовных дела – за статьей 296 Уголовного кодекса (групповое хулиганство) и за фактом действий милиции (прокуратура не сообщает по какой именно статье).
Выводы комиссии были обнародованы 7 июня. Вызывает удивление, что эти выводы представляли люди, которые не имели отношение к работе комиссии – руководитель Департамента связей с общественностью Стогний и заместитель министра, который курирует вопрос следствия Купянский, которые, на мой взгляд, сместили акценты, которые содержались в документе.
Кроме того, они не показали оперативные съемки, которые демонстрируют полную картину того, что произошло на "Олимпийском", в отличии от съемок, которые мы видели на большинстве каналов отечественного ТВ.
Из оперативных кадров видно, что потасовка началась с того, что три милиционера (не "беркуты", а "обычные", без какого-либо специального снаряжения) пришли предупреждать фанов о том, что не надо использовать фаеры на стадионе.
(В самом деле предупреждать, так как не поверю, что трех милиционеров Дарницкого районного отделения отправляют в гущу фанов для того, чтобы кого-то из них задержать – как вариант именно это и могло быть провокацией, о которой я расскажу дальше).
Этих милиционеров начали бить, что зафиксировано на видео, и после этого днепровский "Беркут", который не двигался во время горения фаеров, получил команду войти в сектор "ультрас" для того, чтобы прекратить правонарушение. Вошли 10 "беркутов". Все закончилось.
На видео видно, что задержали одного фана. "Беркуты" вышли из сектора. Но на них посыпались стулья, которые "ультрас" вырывали с трибун стадиона, бутылки, древка от флагов и массивная подставка для какого-то рекламного плаката.
В это время киевский "Беркут", который прибыл с сектора № 17, начал потасовку с фанами. Но и эта стычка прекратилась. "Беркут" снова вывели из сектора № 11.
Вообще "беркуты" трижды выводили своих бойцов с трибун, после того, как стычки прекращались. Но буквально за минуту стычки вспыхивали снова.
На видео видно, что командир днепровского "Беркута" Ткаченко, который в отличие от своих бойцов был не в шлеме, а в берете, разговаривает с фанами "Динамо", и в этот момент (через головы фанов) на него летит стул.
В результате этого Ткаченко попал в больницу, а днепровские "беркуты", соответственно (но, по моему мнению, неадекватно) среагировав на атаку на своего командира, пошли в атаку, которую мы, собственно, и видели на ТВ.
Большинство болельщиков убежали от стычки вверх по трибунам. "Махались" с милицией только бритоголовые ребята. В это время Наталья Гнитецкая пересекала сектор № 11 по диагонали. "Беркут" ее ударил резиновой палкой. Ударил, очевидно, не по главе, но такое применение силы не имело основания.
Даже если бы она зашла сзади "беркутов", никакого вреда она им бы не принесла. Итак, действия милиционера в данной ситуации были незаконными.
Я предложил установить лицо конкретного "беркута", и было установлено, что "мимо Гнитецкую Н. А. Двигались работники милиции БМОП "Беркут" УМВС Украины в Днепропетровской области, а именно: капитан милиции Костюченко Т. П., майор милиции Авдейчик М. П., капитан милиции Белоусов И. П., капитан милиции Пустовойт В. В., старшие прапорщики милиции Левчук В. А., Егоров О. О., Жыхарев О. Г., прапорщик милиции Мандзык О. А., старшие сержанты милиции Гриньов А. В., Билоус С. В.".
То есть, конкретное лицо не установлено. В своих объяснениях все днепровские "беркуты" написали, что дубинки к женщинам, детям, лицам преклонного возраста не применяли, что есть неправдой. Все киевские "беркуты" написали, что вообще не применяли дубинок, что также является неправдой.
"Беркуты" в сердцах говорят, что больше никогда на футбол не пойдут.
В конце концов, и руководство МВД заявляет, что с радостью откажется от того, чтобы в дальнейшем предохранять футбольные матчи. К чести милицейских чинов, следует отметить то, что все они просили не наказивать рядовых сотрудников и брали вину на себя.
Версий (неофициальных, которые высказывают милиционеры) есть на самом деле две.
Наиболее распространенная – что днепровский "Беркут" "подставили". Как они говорят – за события возле Генпрокуратуры 24-го мая.
Небольшое отступление относительно тех событий, поскольку во время работы комиссии я имел возможность ознакомиться с рапортами милиционеров, которые находились там.
Под ГПУ было всего лишь 7 (!!!) днепровских "беркутов" (киевских не было) и 150 "орлов" Гелетея, которые не совершали ни единого сопротивления милиции, но по приказу Гелетея не пускали министра Цушка в ГПУ.
У меня ни единых замечаний к действиям Цушка под ГПУ нет. Он действовал в полном соответствии к статье 10 Закона о милиции (милиция обязана реагировать на любое сообщение гражданина или должностного лица относительно нарушения общественного порядка, тем более, относительно захвата государственных зданий).
Мало кто знает, что 24 мая ГПУ штурмовали люди в черной униформе без любых отличий (свидетели говорят, что это были представители спецподразделения Службы безопасности Украины "Альфа" и спецподразделения Государственной службы охраны "Титан" (обе службы находятся под контролем президента Ющенко и его администрации).
Они подошли к двери ГПУ, "Беркут" (киевский, кстати) их не пустил. Никакой потасовки не было. Пикетчики, которые находились возле здания прокуратуры, окружили их кольцом. Вышел начальник киевской милиции Крикун, поговорил со "штурмовиками", и они пошли прочь.
Ну не хотели люди выполнять преступные приказы (как и внутренние войска, когда Ющенко с Кихтенком отправили их на Киев) - значит еще не все в Украине утрачено.
Итак, относительно версий.
Первая. Якобы днепровский "Беркут" специально поставили перед динамовскими "ультрас" - наиболее активные в "махаче с ментами" скинхеды, близкие к УКП Щокина и незарегистрированной Украинской национал-трудовой партии.
Кто поставил Беркут именно там – я уже писал выше. Кроме того, мы уже знаем - по Маршу Свободы 2006-го, что некоторые из руководителей киевской милиции имеют особые отношения со скинхедами.
Вторая версия состоит в том, что указание применить силу была вызвана локальным нарушением и человек, который дал это указание, не рассчитывал, что все это приведет к таким последствиям - что совсем этого человека не оправдывает – он обязан был все предусмотреть.
Третью версию, что МВД хотело продемонстрировать свою силу "оранжевым" я отвергну полностью. Просто не понимаю, кому бы это было выгодно, кроме самых "оранжевых".
На самый конец, и киевские, и днепровские "беркуты" в один голос говорят, что вообще входить в сектор № 11 было не нужно, хотя там и жгли фаеры, а в секторе №12 - дымовые шашки.
Разжигание пиротехнических мероприятий – нарушение. Но "беркуты" не двигались, когда горели фаеры. Только потом они выполнили приказ. Они не считают этот приказ правильным. Верней, они считают его законным, но неадекватным ситуации.
Вообще такая реакция милиции на события вызывает определенный оптимизм. Когда 2005-го состоялись аналогичные события, причем милиция тогда действовала, наверное, еще жестче, на заявление правозащитников тогдашнее руководство МВД ответило просто – "милиция действовала в рамках закона". И все.
Никаких комиссий, никаких расследований, никаких не то чтобы криминальных, а и дисциплинарных взысканий. Сегодня ситуация значительно лучше.
И хотя есть в МВД и те, которые стремятся к объективности, так и те, которые хотят дело "замять", различие с предыдущим периодом ощущается.
Думаю, на следующий раз и днепровский, и киевский, и какой-либо "Беркут" подумает, КАК выполнять те или иные приказы руководителей и те руководители подумают, адекватные ли их приказы ситуации.
Вkflbvbh Чемерис, член общественного совета МВД Украины по вопросам прав человека, член правления Института "Республика"