Христос ли среди политиков
События последнего времени заставляют задуматься над тем, в какой общественно-политической ситуации оказалось украинские государство и общество.
Политическая борьба между двумя основными силами (коалицией и оппозицией), которая набрала угрожающих черт и, по сути, перешла в фазу холодной гражданской войны, может целиком представлять даже угрозу национальной безопасности.
Вопрос новых перевыборов в украинский парламент сведено к главной общественной доминанте. Одни политические силы называют их панацеей для страны, для других – это почти национальная трагедия.
Перевыборы находятся в центре всех политических дискуссий, отличаясь только подходами – плюс или минус. Как когда-то говорил выдающийся мыслитель и писатель Иван Франко, юбилей которого украинцы недавно праздновали: "экстремы сия истекают!".
Так вот проблема общественного кризиса уже давно выходит за рамки вопроса: парламентские перевыборы, или их отсутствие.
Кризис более глубокий. Он трансформирован в проблему нашего политического настоящего: кризис власти и кризис национальных элит.
Власть в Украине не только коррумпирована от низов к верхам, но и разбалансированна, лишена профессиональных стандартов европейских управленцев.
Украинская бюрократия является симбиозом остатков еще советской неповоротливой, зацикленной на собственных потребностях номенклатуры и представителей дикой капитализации, или просто откровенных взяточников, которые искренне считают требование от человека дани за законные действия, рыночными отношениями.
Говоря о кризисе элит. В его основе, прежде всего, лежит проблема безответственности за судьбу страны и народа. Псевдоинтелектуалы твердят про "две Украины", о потребности отделить ту, или иную часть Украины.
Маскируются такие позиции всегда лживым лозунгом: "Вот тогда заживем..." При этом ожидается, что в жертву какой-нибудь земной "благодетельности" приносится родной брат со Збруча или Донца, а взамен получим более милостивого, более привлекательного, более желанного европейца, или русского-славянина.
Слыша такие концепции с разных сторон баррикад, снова вспоминаешь большого Каменщика с его экстремами...
Характерно, что упомянутые псевдополитические стратеги, возглашая провокационные тезисы, забывают не только Библейскую историю об Авеле и Каине (переступая границу смертного греха), но и предают самих себя.
Ведь, когда кто-то говорит, что надо отделить Донбасс от Украины, как будто какой-то балласт, он предает целые поколения тех представителей запада Украины, которые стремились и отдавали жизни за объединение с Великой Украиной, за идею ее Соборности.
Когда же слышишь пропозиции с другой стороны – отделиться от "бэндэр", то этот лозунг является откровенным плевком тем тысячам бойцов советской армии, которые освобождали западную Украину от иностранных оккупантов.
При условиях угрожающего общественно-элитного противостояния, подкормленного, а временами и просто инспирированного внешними силами, возникает проблема поисков общих приоритетов и ориентиров.
Политическая Украина начала третьего тысячелетия напоминает послевоенную Германию – разделенная, управляемая внешними силами.
Поэтому свою консолидирующую роль может сыграть христианско-демократическая идеология, как политическая концепция, которая базируется на моральных консервативных, европейских принципах.
Ее основные составные: свобода и ответственность; равенство и справедливость; солидарность; толерантность и плюрализм; субсидарность; гражданское общество; политика и мораль.
Христианская демократия – это мировоззрение. Поэтому ее принципы могут передаться многим отечественным деятелям и силам.
Один из теоретиков упомянутой идеологии, немецкий экономист Норберт Нойхауз писал: "Христианской политики в том понимании, что она может быть выведена непосредственно из Евангелия, не существует, но есть политика, которую проводят люди, руководствуясь христианской верой".
Обе политические силы, как властная коалиция, так и оппозиция, имеют поводырей: коалиция премьер-министра Януковича, а оппозиция президента Ющенко. Эти имена, будто флаги, выносятся на герц, ими прикрываются, их позициями часто манипулируют...
Важно, что оба общенационалых лидера декларируют себя не только практикующими христианами (исповедуются, причащаются), но и православными.
В этом и состоит нонсенс.
Ведь оба деятеля, как и каждый христианин, должны придерживаться заповеди: "Блаженные миротворцы, так как они сынами Божьими назовутся" (Матф. 5:9), а также: "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте тех, кто проклинает вас, добро создавайте тем, кто ненавидит вас, и молитесь за тех, кто обижает и гонит вас" (Матф. 5:44).
Не призывая к клерикализации общественной жизни, обратим внимание на задекларированные личные установки политиков с их реальными поступками.
Так вот при таких условиях, по крайней мере для двоих достойников, президента и премьер-министра, выходя даже из их личностных постулатов, альтернативы мирным переговорам за круглым столом нет.
Представителям двух разных лагерей следует помнить об этом и не подкидывать разнообразные варианты силового решения ситуации. Если, конечно, эти консультанты не ставят себе за цель подбрасывать хвороста в костер.
Давно известно, что в гражданской войне не бывает победителей и побежденных, правых и виноватых!
В отдельности следует отметить роль ведущих украинских Церквей в процессе решения политического кризиса.
О государственном потенциале религиозных организаций, значения религиозности в политических процессах, вспоминал еще один из идеологов консерватизма Вячеслав Липинский.
"Кроме ясной и выразительной (как всякий для войны предназначенный план воинский) собственной нашей веры светской, идеологии политической, нам необходима общечеловеческая вера в Бога, необходима помощь и церкви, и религии".
Какую же позицию занимают отечественные религиозные деятели?
Вместо того чтобы настраивать своих чад на праведный путь, уверенно напоминать о потребности общенационального единства и мира, они поделились на лагеря и обещают соответственно своему лидеру индульгенции на почти любые действия.
К сожалению, пока что политики приглашают к себе владык и высказывают пожелание, а не наоборот. Бывает и так, что духовные пастыри, находясь в лагерях политиков, благословляют их на противоборство, которое уже давно перешло границу политической конкуренции.
В свою очередь политики с обеих сторон используют церковную поддержку для своего пиара. Втягивание церковных организаций в грязную политическую борьбу началось еще со времен избирательной президентской кампании 2004 года, длится и по сей день.
Церковь является мистическим, высшим, небесным учреждением, и поэтому должно быть над политическими процессами и призывать к поведению, которое бы отвечало заповедям Иисуса Христа и христианской морали.
Об этом идет речь в главном общественном документе Украинской православной церкви (МП) "Основах социальной концепции РПЦ".
"Христианин, который работает в области создания государственной и политической жизни, призван стяжать дар особой жертвенности и особого самоотречения. Ему обязательно необходимо быть внимательным к своему духовному состоянию, чтобы не допускать преобразования государственной или политической деятельности в служение на самоцель, которое питает гордыню, алчность и прочие пороки".
Об этом говорил на поместном соборе по случаю 2000-летия Рождества Христова и Настоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, Патриарх Филарет, утверждая: "Церковь призывает своих последователей к активному участию в общественной жизни, но при этом к такому участию, которое бы базировалось на основах христианской морали, и христианского вероучения".
Если проанализировать поступки отечественных политических и государственных деятелей, то окажется, что они далеки от логики приведенных тезис. "Грешат" деятели как одного, так и другого лагеря.
Коварная измена своих политических партнеров и незаконное формирование парламентского большинства, подписание, а потом невыполнение Универсала, блокирование деятельности ЦИК, дискредитация Конституционного суда, подготовка силового вариантав с провокациями, организация "голоса народа" в виде проплаченых митингов – это далеко неполный перечень орудия, которым пользуются политические деятели.
Все они расходятся как и с общественной, так и с христианской моралью, противоречат европейским нормам.
С представителями Коммунистической партии, как показала история, все понятно. Они далеки от морали, европейских ценностей. Хотя теперь они и пополняют ряды православных, но для них подходят слова, которые изрек Господь – волки в овечьих шкурах.
Так как про их дела и поныне кричат сотни разрушенных храмов, безымянные могилы уничтоженных священнослужителей, покалеченные Павликами Морозовыми души людей. А нагляднее про "веру" настоящих коммунистов говорит мумия Ульянова-Ленина, который из Мавзолея и дальше взывает к безбожию.
Социалисты-морозовцы больше фарисействуют. Лозунг СПУ выстроить "Европу в Украине" они почему-то реализуют через совсем неевропейские методы. Интриги и измена не принадлежат к лучшим образцам политиков с Европы.
Обе силы маргинализуются и скатываются, как показывают результаты выборов и социология, на задворки украинского политического Олимпа.
Поэтому и апеллировать следует к другим политическим силам, лишь бы они прислушались к словам Норберта Нойхаузена: "Каждый человек – все равно, христианин он или не христианин – может согласиться с политикой, которая проводится с христианским вдохновением, к ней может приобщиться даже атеист, так как она базируется на естественном познании, на более чем тысячелетний философской традиции, принципы которой придерживались и развивались в конкретной практике на протяжении веков..."
Остается надеяться, что Господь вразумит отечественных деятелей и, шагая к Европе, они не будут забывать, что европейская цивилизация, как и украинская культурная традиция, сформировались на христианских ценностях.
Это, кстати, касается и приверженцев России, где сейчас происходит реставрация Православия, как неотъемлемой составной общегосударственной идеологии.
Осознание этого будет гарантией того, что мировоззрение субъектов украинской политической жизни не будет в конфликте с действиями. Так как раздвоение личности, это уже диагноз...
Антон Ружыцкий, народный депутат Украины, Юрий Дорошенко, журналист, для УП