Ющенко разделил оранжевый пирог
– У меня нет необходимости дебатировать с политиком, который превращает любые идеи в дурман и в поле для собственных амбиций. И не считаю нужным тратить свое время на этого человека, который находится вне большой политики.
Такой обмен импульсами взаимной ненависти пару месяцев назад произошел между людьми, которые обречены быть идеологическими врагами, но теперь станут участниками одного избирательного списка. Первая фраза принадлежит Василию Червонию из Украинской народной партии. Вторая – Юрию Луценко из "Народной самообороны".
В который раз Виктор Ющенко то ли убедил, то ли принудил "Нашу Украину" принимать участие в выборах в формате блока.
Год назад желание президента не обидеть никого из "побратимов с Майдана" обернулось появлением в составе этого образования Партии промышленников и предпринимателей.
Последствиями тех добрых намерений оранжевых захлебываются сейчас, когда сначала группа Кинаха перешла в коалицию Януковича, а затем заблокировала обнуление списка "Нашей Украины".
На прошлой неделе состоялись переговоры с участием Виктора Ющенко, Виктора Балоги, Вячеслава Кириленко, Юрия Луценко, Бориса Тарасюка, Юрия Костенко и Анатолия Матвиенко.
В итоге была достигнута первая принципиальная договоренность – о распределении квот в пропрезидентском блоке на досрочных выборах. Итак, долгожданная формула будет выглядеть так:
партия "Наша Украина" получит 54%
"Народная самооборона Юрия Луценко" – 25%
"Украинская правица" – 21%
Приведенное соотношение не отображает рейтинги этих образований.
В частности, сначала квоты собирались делить, опираясь на социологические исследования, которые показали гораздо более низкую поддержку "Правицы" по отношению к "Самообороне".
Однако в итоге "правое крыло" авансом получило почти столько же мест, сколько и команда Луценко.
За это "Самооборона" рассчитывает, что новые соратники поддержат их идею о перевыборах местных органов власти по мажоритарному принципу.
Избирательный список будет верстаться с сохранением пропорций, хотя по документам в Центризбиркоме круг участников будет немного отличаться.
Соответственно закону, основателями блока должны быть партии, а не другие блоки.
Поэтому, кроме "Нашей Украины", будут строить оранжевое мега-образование отдельные партии, которые создали "Народную самооборону" ("Вперед, Украина" и Христианско-демократическая) и "Правицу" (Рух, Украинская народная партия и "Собор").
Кроме того, не покидает надежд попасть в эту компанию часть расколотой "Поры", которая опирается на Владислава Каськива.
"Пора" не выступает участником ни одного из приведенных выше объединений, но их отстаивает руководитель закарпатской ячейки партии Юрий Чижмарь, возглавляющий службу Виктора Балоги в секретариате президента. Возможно, нескольких "пористов" просто заведут в общий список по квоте "Нашей Украины", без предоставления права отдельного голоса в руководящих органах.
Распределение 54%-25%-21% будет лишь формальной стороной дела. Можно ожидать, что группы своих людей в каждую часть списка включит непосредственно Виктор Ющенко.
Остается открытым вопрос названия будущего блока.
За ее изменение выступает "Народная самооборона", которая стремится избавиться от ассоциаций с негативные эпизодами прошлого "Нашей Украины" и предлагает называться "Союз демократических сил".
– На выборы следует написать новую избирательную программу, поскольку предыдущая была продолжением президентской "10 шагов навстречу людям" образца 2004 года. А если мы пишем новую программу, то необходимо изменить название, - объясняет один из соратников Луценко.
Однако эксперименты с названием категорически не устраивают "Нашу Украину".
Источники в партии считают "Союз демократических сил" неприемлемым в связи с созвучностью русскому Союзу правых сил Хакамады-Чубайса-Немцова, который потерпел фиаско на прошлых выборах в РФ.
– Другая неправильная аналогия "Союза демократических сил" – с маргинальной партией Социал-демократический союз, которая когда-то была создана под Евгения Марчука, - говорят люди, близкие к центру принятия решений в "Нашей Украине".
Они обращают внимание и на то, на протяжении трех месяцев, которые остались до выборов, невозможно раскрутить новый брэнд.
Поэтому "Наша Украина" настаивает, чтобы в названии фигурировало их имя.
Как компромисс мажоритарный акционер этого образования согласен, чтобы блок назывался "Народная самооборона Наша Украина". А в сокращенном виде это будет уже родная для них аббревиатура НСНУ.
"Правице" же, которая в таком случае не фигурирует в названии, советуют не требовать слишком многого. Тем более, что это слово прямо указывает на идеологическую направленность блока и ограничивает поле для сбора электоральных голосов.
На самом деле, выбор брэнда под выборы-2007 еще попортит нервы участникам блока. Для "Нашей Украины" важно сохранить свою идентичность, особенно на фоне обострения разговоров о создании единой партии.
Вместе с тем, другие участники блока стремятся минимизировать влияние старшего партнера. Тот же Луценко хочет как минимум самостоятельности внутри "Нашей Украины", как максимум – переформатирования партии под себя.
Хотя, похоже, Луценко значительно снизил свои шансы, по сравнению с осенью 2006 года. Тогда, во время разгара внутреннего кризиса, его звали на пост главы партии. Сейчас, когда "Наша Украина" почти полностью подконтрольна Виктору Балоге, им не нужен еще один лидер – кроме Кириленко, на которого сделал ставку глава секретариата президента.
В этих условиях более логичным выглядело бы, если бы Луценко самостоятельно баллотировался в парламент, особенно учитывая значительные средства, вложенные в раскрутку "Самообороны", и амбиции доноров проекта.
Также вырисовывается принцип принятия решений внутри будущего оранжевого блока. Правило консенсуса, которое существовало до сих пор и требовало согласия всех участников, решено забыть. Ожидается, что в текущих вопросах решения будут утверждаться большинством, а в наиболее принципиальных случаях – двумя третями голосов совета блока.
При этом "Наша Украина" в подтверждение своей роли ядра блока требует право вето на решение для Вячеслава Кириленко.
При формировании списка ожидается, что в более или менее проходной части окажутся все нынешние депутаты, которые согласились на сложение полномочий. Таких 66. Существует шестеро депутатов, которые отказались сложить мандат - Беспалый, Горошкевич, Келестин, Одайник, Ружицкий, Удовенко.
Беспалый свое несогласие недавно объяснил публично, а раньше он это регулярно делал на внутренних заседаниях. "Нашеукраинцев" на "бэнтли" Горошкевича и Келестина считают жертвами бизнес-интересов. Удовенко и Одайник болеют, поэтому потеря депутатства для них будет иметь последствия в медицинском обслуживании.
Непонятным остается вопрос Алексея Ивченко. Как известно, открытое требование не вносить его в список выдвинул министр обороны Анатолий Гриценко, с которым негласно согласны многие другие депутаты.
Весной на съезде партии "Наша Украина" Ивченко был вычеркнут из будущего списка. Однако ныне, при создании блока, Ивченко может попасть в число кандидатов в депутаты по квоте "Правицы".
При чем аргументом, которым объясняют необходимость Ивченко, называют... деньги для ведения избирательной кампании.
Хотя все участники переговоров клянутся, что кадровый вопрос не поднимается на переговорах, но он уже стоит за шторой. Остается неразрешенной интрига, кто от лица "Нашей Украины" будет претендовать на кресло премьера или спикера в случае создания оранжевой коалиции.
Пока реальных фигур три – Виктор Балога, Иван Плющ и Юрий Луценко. Последний в качестве жеста широкой воли заявил, что не будет должен научить: аппетит приходит во время еды и исчезает одновременно с переходом в оппозицию.