Политический кризис как конкурс бесстыдства

Понедельник, 11 июня 2007, 11:08

Вранье, взаимное кидалово и лицемерие стали флагом, гимном и гербом нынешнего политического кризиса. Гарантами этого выступают ключевые фигуры украинской политики. Виктор Янукович, Виктор Ющенко, и Александр Мороз по очереди нарушают свое слово, данное в границах договоренностей по выходу из кризиса.

Когда две недели назад Банковая попробовала устранить Святослава Пискуна из кресла генпрокурора, Виктор Ющенко с характерным пафосом пообещал, что в своих действиях не допустит двойных стандартов.

Поскольку президент отменил указ о возобновлении Пискуна в связи с тем, что он не сложил депутатских полномочий, то журналисты спросили, обещает ли президент быть таким же строгим во всех следующих случаях. Обещаю – ответил Ющенко.

"Если вам известно, что я делаю исключение по партийному признаку для кого-то, назовите мне, пожалуйста, фамилию и я докажу вам, что таких фактов у вас нет", - сказал Ющенко.

На самом деле уже третий месяц заместителем главы секретариата президента работает Роман Бессмертный.

Он был назначен 4 апреля. Поскольку по состоянию на 24 число того же месяца Бессмертный не сложил свой депутатский мандат, то в тот же день должен был выйти указ Виктора Ющенко об увольнении его с должности.

Таким является требование одного и того же закона, всю суровость которого президент применил к Пискуну.

До сих пор на ситуацию с Бессмертным не акцентировали внимание, так как оставались неизвестными нюансы его статуса в секретариате.

Но в пятницу Бессмертный признался, что только 2 июня решение о сложении его депутатских полномочий было утверждено межпартийным съездом блока "Наша Украина".

Тем самым Бессмертный подтвердил, что совмещал мандат народного избранника и портфель заместителя главы секретариата президента на протяжении 59 дней. Хотя, по закону, Ющенко должен был лишить его должности на двадцатый день.

Источники в окружении Бессмертного, который не смог лично прокомментировать ситуацию "Украинской правде", объясняют: он написал заявление о сложении полномочий депутата еще 18 апреля.

Но это никаким образом не оправдывает нарушение закона. Пискун так же писал аналогичное заявление, но это не остановило его увольнение.

Близкие к Бессмертному люди также обращают внимание, что он до сих пор не оформлен на работе в секретариате президента, поскольку руководство парламента не отдавало ему трудовую книжку.

Но непонятно, на основании чего ему был выделен кабинет на Банковой, на основании чего он выполняет свои полномочия, и на основании чего Бессмертный фигурирует на веб-сайте Ющенко в перечне заместителей главы секретариата?

Но ведение двойной игры является чертой всех участников конфликта.

Неофициальным прибавлением к ночным договоренностям между Ющенко, Януковичем и Морозом было решение ситуации в генпрокуратуре.

Компромисс оформили в решение, что генпрокурором будет признан Александр Медведко, а первым заместителем к нему назначат Виктора Шемчука.

Однако этот тандем не просуществовал и недели – решением Голосеевского суда Киева на должность первого заместителя генпрокурора восстановился Сергей Винокуров, уволенный во время руководства Пискуна.

Учитывая, что закон о прокуратуре разрешает существование только одного первого заместителя, эту должность снова занял Винокуров, а Шемчука возвратили в кресло прокурора Крыма.

Таким образом, была разорвана схема взаимного контроля, когда первым лицом в прокуратуре был близкий к донецким Медведько, а следствие находилось под кураторством оранжевого Шемчука.

Янукович, если бы хотел, мог бы гарантировать выполнение договоренностей с Ющенко. Хотя бы потому, что Винокуров является нечужим лидеру коммунистов Петру Симоненко, и премьер имеет достаточно рычагов влияния на своего соратника по коалиции.

По желанию Януковича, достаточно было бы просто "посоветовать" генпрокурору подать апелляцию на решение суда о возобновлении Винокурова.

Однако Янукович этого не сделал, прикрываясь седьмым пунктом заявления президента, премьера и спикера: "Стороны берут обязательство не допускать вне границ своей компетенции вмешательства в деятельность органов судебной власти и правоохранительных органов".

Можно было бы радоваться подобной принципиальности, если бы не те же двойные стандарты.

Придирчивость Януковича в случае с прокурором не мешает его команде, вопреки седьмому пункту, перекраивать под себя всю судебную систему.

Как известно, сначала коалиция добилась решения Конституционного суда, которое лишило Ющенко инструмента давления на эту ветвь власти, запретив главе государства назначать судей на административные должности. Но за этот вердикт, решающий голос отдала Сюзанна Станик, которая на тот момент вообще не имела никакого права принимать участие в заседаниях КС.

Коалиция в Верховной Раде быстро выдала сомнительное постановление, которым передоверила назначение судей Высшему совету юстиции, ориентированному на Медведчука и Януковича.

Действие этого постановления остановил Печерский райсуд. Однако почти мгновенно парламент постановляет решение об увольнении причастной к тому судьи Светланы Волковой.

Делом Волковой в Высшем совете юстиции занимался бывший постпред Кучмы в парламенте Александр Задорожный.

Он установил несколько аномальных явлений: так, суд остановил постановление парламента, даже не имея на руках самого документа Верховной Рады, на протяжении часа после голосования в сессионном зале. А все процедуры, начиная с принятия иска против канцелярии суда, определения судей-докладчиков, передачи дела судьям и заканчивая вынесением постановления, заняли... 14 минут!

Любой человек, который переступал порог украинских судов, понимает нечистоту таких действий. Поэтому стремление Высшего совета юстиции к борьбе со злоупотреблениями в судах может вызвать только восторг, однако снова на ум приходят двойные стандарты.

Высший совет юстиции не реагировал, когда аналогичным способом останавливались указы президента о роспуске парламента, когда подделывались автографы судьи, когда Станик и Пшеничный возвращались в КС, прикрываясь постановлениями ненадлежащих судов, когда судьи выносили постановления, подготовленные для них непосредственно истцом.

Причины, почему к судье Волковой было применено такого рода радикальное наказание, понятны. Она забрала у коалиции то, чего они так настойчиво добивались – передачи своему Высшему совету юстиции права назначать судей на административные должности.

Ведь после того, как было остановлено постановление парламента, инициативу перебрал Совет судей, близкий к Василию Онопенко, который до избрания председателем Верховного суда был одним из лидеров блока Тимошенко.

Совет судей взялся самостоятельно осуществлять назначение на административные должности. Причем, пока продолжалась эта борьба, ими было постановлено уже несколько десятков кадровых решений.

Если же противостояние будет продолжаться, Высшему совету юстиции будет отведено стать следующим среди дискредитированных органов после Верховной Рады, Конституционного суда и Генпрокуратуры.

Эта игра достойна нервов и взяток. По большому счету, для осуществления власти в стране не обязательно иметь описанные на страницах Конституции полномочия. Для этого нужно назначить своего председателя Печерского райсуда.

Одним из сценариев, с помощью которого коалиция попробует перебрать контроль над Печерским судом – вернуть в это кресло Николая Замковенко, который был уволен еще во время Кучмы в 2001 году.

Замковенко, который избирался в парламент по списку блока Тимошенко, не подчинился решению БЮТ и отказался сложить депутатские полномочия.

По информации "Украинской правды", Замковенко уже седьмой год не возлагает попыток восстановиться на должность председателя Печерского райсуда. Его иск рассматривается в Соломенском суде, где коалиция имеет свое "окно" – силами этого учреждения останавливались указы Ющенко об увольнении Пискуна, назначении Шемчука и переподчинении внутренних войск.

Уже сейчас можно прогнозировать: кто выиграет борьбу за судебную ветвь – тот и получит власть на ближайшие года. Очевидно, что победитель досрочных парламентских выборов будет вынужден защищать свой результат в суде, а претенденты на переход в оппозицию устроят ему настоящую юридическую войну.

А пока судебная власть "разминается". Предчувствия заложенного конфликта должны проявиться при принятии двух судебных решений, которые откроют дорогу досрочным выборам.

Сейчас в Апелляционном суде Киева можно ожидать рассмотрение жалобы партии Кинаха на аннулирование списка "Нашей Украины". Здесь же блок Тимошенко обжалует запрет на аннулирование списка БЮТ.

Если эти споры дойдут до Верховного суда, то команде Януковича сложно будет рассчитывать на успех после того, как они бросили вызов Совету судей. И это лишний аргумент тому, что досрочные выборы неминуемы.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде