Что дальше, куда идем и что делать…
Недавно Украина в который раз стала свидетелем "договоренностей" ее политических вождей и, как утверждает наш гарант, государство продемонстрировало взрослую демократию. Но на самом деле ли это так?
Прежде чем ответить на этот вопрос, сделаем определенный анализ и подведем итоги.
Выяснилось, что для политических вождей личные интересы стоят выше, чем государственные. Формат, в котором вели переговоры и договорились стороны, находился исключительно в плоскости их интересов, об интересах государства и общества как-то забыли.
Договаривались о дате, реестре избирателей и т.п., торговались, а подали нам это как большое достижение.
Никто из сторон не поставил вопрос о настоящих причинах кризиса, о необходимости глубоких общественно-политических изменений, об отсутствии контроля за действиями власти со стороны граждан, о политической безответственности.
После двух месяцев противостояния политические вожди наконец-то сели за стол переговоров, но только потому, что поняли, что не день - они слабеют, еще немного – и никто из них не может получить преимущества.
Все стало понятно - страна тяжело больна…
Диагноз
Из последних событий мы можем сделать два вывода.
Первый: политической элиты в Украине как таковой не существует, а "государственные мужи" окончательно потеряли репутацию, продемонстрировав, что шансов стать на другой путь у них нет. Ресурсы государства они готовы использовать в своих целях.
Вся деятельность так называемой украинской политической элиты строится на политических принципах, присущих периоду советской эпохи, когда, обороняя свои интересы, группа лиц, правящий клан убеждали нас, что решают судьбу целой страны.
Единственное отличие в том, что раньше они имели общую политическую надстройку, а теперь у каждого своя. Общество стало свидетелем того, как все стороны конфликта грубо нарушают правила.
Каждый политический игрок трактует закон, Конституцию Украины на свой лад, бесцеремонно ими пренебрегая и безнаказанно используя суды, другие властные учреждения в свою пользу.
Именно поступки политиков вытолкнули страну на границу силового сценария.
Становится очевидным, что настоящие договоренности не остановили вползание страны в хаос, в правовой нигилизм, из-за чего она теряет любую конкурентоспособность в мире.
Второй вывод, который напрашивается сам по себе, – наше общество спокойно, пассивно созерцало все то, что происходило, вроде не понимало, что эти политические процессы касаются каждого в частности.
Люди или полностью дистанциировались от того, что происходит, или воспринимали политические события, как очередной телесериал, который, в принципе, уже всем надоел. Они не понимали, что это - не противостояние двух Викторов, а угроза существованию самого государства.
Своими действиями "лидеры нации" Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко, Виктор Янукович, Александр Мороз и прочие последовательно вели Украину в глубокий системный кризис.
В европейских демократических странах настолько скомпрометированные политики давно должны были бы подать в отставку, а возможно и нести уголовную ответственность. В то время, как за ситуацию, которая сложилась, никто ответственности не понес и, очевидно, не понесет.
Возмущение граждан не вышло за пределы дискуссий на работе, на кухнях и в кафе.
В демократическом обществе народ является носителем власти, он избирает среди себя лучших - элиту, наделяет ее властью, чтобы она затем оправдала его ожидания и действовала в его интересах.
Демократия – это не только власть народа, а и власть для народа. В Украине, как замечено, властвует несколько корпоративных групп, которые, цинично пренебрегая законами, заботятся лишь о собственных интересах.
Граждане лишены права избирать из себя лучших представителей, потому что им навязали определенные политические надстройки, которые не имеют ничего общего с реализацией ожиданий людей.
Народ не голосует за ту или другую личность, которая своей жизнью, деятельностью показала, чего она достойна. Он вынужден избирать партию или блок, где за политическим брендом прячутся подлые людишки.
Во времена кучмизма, при мажоритарной избирательной системе, во власть избирали самых нахальных, хитрых, и, право, не самых интеллектуальных и авторитетных. Есть надежда, что после оранжевой революции общество переориентировало ценности и изменило свои критерии отбора, но сегодня оно лишено возможности это продемонстрировать.
И вдобавок в нашей стране отсутствуют эффективные механизмы контроля за действиями власти со стороны граждан, как и механизмы их участия в принятии властных решений, нет ни одной возможности отзыва избирателями того или другого депутата, если он не оправдал их ожиданий.
Прогноз
Проанализировав вышеизложенное, можем спрогнозировать, что выборы, – в таком виде, как планируются, – ситуацию не исправят, и кризис будет углубляться.
Из-за отсутствия каких-либо сдерживающих рычагов и реакции общества, в условиях полной безответственности и безнаказанности, в погоне за своими интересами правящие кланы не остановятся ни перед чем.
В ближайшем будущем они или поглотят друг друга, или уничтожат, или объединятся между собой, и наконец мы снова попадем под господство единого клана и окажемся перед угрозой тоталитаризма.
В результате государство через правящую диктатуру самоизолируется от мирового сообщества.
Другой сценарий, когда любой клан поймет, что не в состоянии удержать или захватить власть, он с целью ее сохранения может пойти на то, чтобы получить ее пускай в нескольких или одном регионе.
Поскольку основные политические игроки в Украине представляют не идеологии, а территории, и вдобавок существуют глубокие расхождения между электоратом Востока и Запада, вариант раскола государства вполне вероятный.
Если же в результате борьбы центры власти сильно ослабнут и в стране воцарится хаос, то вполне реально, что ее полностью или частично поглотит чужое государство.
План лечения
Чтобы предотвратить такие трагические сценарии развития событий, необходимо, прежде всего, создать условия, чтобы лучшие, самые достойные представители общества имели возможность овладеть властью, взойти по общественной вертикали.
Единственный путь для этого – немедленное внедрение открытых избирательных списков с прозрачными и честными процедурами избирательного процесса.
Второй момент – создание механизма контроля и ответственности политиков перед своим народом в межвыборный период.
Это будут те сдерживающие факторы, которые не позволят вельможам быть неадекватными своим должностям, эти факторы сделают возможным постоянный контроль за властью теми, кто ею наделил.
Если первое – приход элиты во власть, тогда второе – это условие для ее функционирования. Эта новая элита, получив власть, должна, в первую очередь, начать внедрение четкой системы противовесов и сдерживаний между государственными учреждениями, механизмов контроля и ответственности за действия власти и т.п.
Все эти системные нововведения должны стать основанием новой Конституции, которую необходимо утвердить на общенациональном референдуме. Именно такая легитимация сделает ответственным любого из нас перед Основным законом.
Другие методы утверждения новых правил игры, без общественного согласия и без прихода новых людей во власть, в определенной мере являются утопическими, потому что когда никто не будет придерживаться их, тогда никто не будет контролировать их внедрение и выполнение.
Если все же, общество, получив возможность сознательного выбора, изберет тех же по старой шкале ценностей, или же после избрания власти, имея на то возможность, не будет контролировать и будет влиять на действия своих избранников, то это заверит, что такое государство обречено, что народ не готов к демократии и должен смириться с тоталитарным обществом – весь, или его часть.
Именно тогда выяснится, в состоянии ли украинский народ осуществлять народовластие по европейским принципам.
Если Украина готова к этому, с ее естественными и интеллектуальными богатствами она станет одним из мощнейших и самых конкурентоспособных государств мира.
P.S. Реализовать изложенное усматривается только единственным путем – широкое объединение общественности, бизнеса, научной, интеллектуальной среды с требованиями к политикам немедленно изменить правила игры, дать возможность осознанного выбора уже на ближайших выборах и обеспечить ответственность избранников перед своими избирателями в межвыборный период.
И только тогда появится надежда, что формат договоренностей между политиками будет происходить в другой плоскости, что Украина, в конце концов, продемонстрирует демократию, возможно не взрослую, молодую, и все же демократию.
Олег Мацех, гражданский форум Украины