"Жвачка мира" Ющенко и Януковича
Пораженная кризисом, Верховная Рада Украины путешествует из палаты в палату политического хосписа.
В первые дни после роспуска парламент попал в отделение психиатрии, когда Тимошенко призывала арестовать Януковича, а представителям Партии регионов за кустами Мариинского парка мерещились бронетранспортеры.
На прошлой неделе непокоренный клиент попал в сектор интенсивной терапии, который применил Ющенко, освободив двух судей Конституционного суда. Согласие Януковича на досрочные выборы, которое прозвучало за этим, перевело парламент в палату для выздоровления. Но теперь, похоже, время переезжать в секцию для хронических больных.
До прошлой недели представители коалиции настаивали, что единственной причиной, которая заставит согласится с необходимостью новых выборов, является решение Конституционного суда. Сейчас об этом органе они склонны вообще не вспоминать.
Неожиданное решение Виктора Януковича пойти на досрочные выборы объясняется потерей необходимых голосов, которые были у премьера в Конституционном суде.
До отставки судий Пшеничного и Станик расклад внутри КС был в пользу лидера Партии регионов: одиннадцать судей "за" признание указа Ющенко неконституционным при семи "против".
Но увольнение этих двух "жрецов правосудия", которые остались Ющенко еще в наследство от Кучмы, сломало внутренний расклад в Конституционном суде. У Януковича осталось только девять сторонников, тогда как для принятия решения надо 10 голосов. Премьер понял, что сценарий, которого они так упорно придерживались, зашел в тупик.
Вообще появление 26 апреля нового указа о досрочных выборах стало поворотным пунктом в развитии последних событий.
На следующий день после того, как Ющенко вторично разогнал парламент, Конституционный суд собрался на свое заседание, чтобы решить, что делать дальше. Ведь предмет их рассмотрения исчез.
Семнадцать судей проголосовали резолютивную часть решения КС – о том, что судопроизводство по делу надо прекратить. За это выступила даже докладчица Сюзанна Станик, которая взялась оформить это на бумаге.
Однако на следующий день со стороны членов Конституционного суда, ориентированных на Януковича, прозвучало предложение – "пока не закрывать судопроизводство".
Но, как рассказывают источники в секретариате президента, там быстро разгадали маневр коалиции – объединить в одно судопроизводство рассмотрение первого и второго указа Ющенко.
Во-первых, тогда бы докладчиком оставалась Сюзанна Станик, квартирный вопрос которой стал вечерним телеразвлечением для всей страны.
Во-вторых, объединенное рассмотрение двух указов планировалось сделать в режиме письменного судопроизводства. То есть в закрытом режиме, без заслушивания представителей Ющенко, Януковича и парламента. Такое решение, которое было бы не в пользу президента, планировали вынести на протяжении одного-двух дней. И касалось бы оно уже не одного, а сразу двух указов президента.
Это могло стать катастрофой Ющенко. По сути, президент стоял в шаге от этого. И он идет на довольно рискованный шаг – увольняет Пшеничного и Станик. Потеря двух голосов в КС стала непоправимым бедствием для Партии регионов.
Почему Янукович не принял меры для предотвращения такого поворота событий – непонятно. Хотя еще 30 апреля, за день до того, их предупреждал с трибуны парламента депутат-партизан от блока Тимошенко Владимир Олейник.
Отставка Пшеничного и Станик и назначение на их место Гавриша и Костицкого отбили желание в коалиции аппелировать к Конституционному суду. А сигналом другим судьям стало появление Святослава Пискуна в Генпрокуратуре, который теперь занимается не только квартирами Станик, но и проверяет, не подпадает ли под статью "превышения власти" технология, в результате которой она стала судьей-докладчиком.
В этих условиях и родилось желание Виктора Януковича согласиться с Ющенко о перезагрузке парламента. По некоторой информации, этому также предшествовал визит Рината Ахметова на Банковую.
Поняв свое тактическое поражение, лидеры Партии регионов пошли другим путем: если досрочных выборов невозможно избежать, то этот процесс надо возглавить. То есть, перебрать у Ющенко инициативу по роспуску Верховной Рады.
Так была создана рабочая группа, которая должна была выработать механизм досрочных выборов, но вместо этого еще больше запутала ситуацию.
Требования Ющенко и оппозиции
Первое – это так называемый "малый пакет". Он предусматривает выполнение указа Ющенко о роспуске парламента и принятие изменений в три закона: о бюджете в части финансирования досрочных выборов, о выборах, а также о статусе народного депутата, которым может быть внедрен императивный мандат.
Второе – проголосовать этот пакет Ющенко предлагает в пакете и сделать это на протяжении одного дня. На этот короткий промежуток времени он готов приостановить свой указ, чтобы открыть окно для депутатов, которые бы имели возможность постановить необходимые изменения.
Более того, Ющенко понимает, что рассмотрение этих трех законов нельзя растягивать – время работает против него, а температура разогрева оранжевого электората падает.
Вместе с тем коалиция выступает против пакетного голосования, поскольку считает, что это может трактоваться как нарушение, и со временем, в случае недовольства результатами выборов, БЮТ снова будет инициировать роспуск парламента – поскольку это народное волеизъявление происходило на основе нелегитимного закона.
Третье требование от Ющенко и оппозиции – принятие постановления парламента, где была бы ссылка на указ президента о роспуске Верховной Рады.
Таким образом, они стараются легитимировать указ Ющенко руками депутатов. Вместе с тем бело-голубые понимают, что их толкают к тому, чтобы собственноручно признать свою последнюю деятельность нелегитимной.
Впрочем, по словам источников в рабочей группе, во вторник удалось найти компромиссную формулировку – в постановлении парламента не ссылаться на указ о роспуске парламента, а написать: "принимая во внимание указ президента..."
Четвертое требование вытекает из предыдущего – оппозиция хочет переголосования законов, принятых после 2 апреля.
Вместе с тем коалиция предлагает не переголосовать, а наложить на законы вето президента – и таким образом, наоборот, со стороны Ющенко это будет признанием легитимности работы депутатов в этот период.
Как большую уступку со своей стороны Ющенко подает готовность приостановить действие собственного указа, чтобы перенести выборы максимум на 8 июля.
В случае несговорчивости блок Тимошенко и "Наша Украина" предупреждают коалицию, что доведут до конца свои угрозы о сложении мандатов, поставив под сомнение вообще любое мирное урегулирование в парламенте.
Кроме этого, существует еще "широкий пакет" предложений от Ющенко – это узаконение Универсала национального единства, принятие закона "О регламенте Верховной Рады" и внесение изменений в закон о Кабмине, направленных на возвращение президенту части полномочий.
Требования Януковича и коалиции
Главным требованием Партии регионов является внесение изменений к Конституции, которые бы предусматривали, что инициатором роспуска парламента является не президент, а именно Верховная Рада. Таким образом, они стремятся получить страховку, что каждый следующий раз глава государства не будет распускать парламент тогда, когда ему придет в голову эта идея.
Чтобы внести такую статью в тело Конституции, сам Основной закон требует голосования за это на двух сессиях парламента – текущей и следующей. Принятие во втором чтении, которое будет требовать 300 голосов, может состояться не раньше 4 сентября. В этом и состоит одна из причин, почему Партия регионов непоколебима в желании провести выборы осенью.
Кроме этого, временный тайм-аут разрешит бело-голубым попробовать переломить в свою пользу электоральную ситуацию.
Вместе с тем, оппозиция не согласна с осенними выборами, поскольку не доверяет коалиции и видит риски, что на протяжении нескольких месяцев Ющенко можно будет убедить другими способами. Например, переформатированием коалиции в пользу "Нашей Украины".
Сам Ющенко также не воспринимает идею перенесения на осень, поскольку считает, что не парламент, а только он может определять дату досрочных выборов – в 60-дневный промежуток от даты выдачи указа о роспуске Верховной Рады.
Второе требование коалиции – создание реестра избирателей. По убеждению лидеров Партии регионов, исполнительная власть в восточных областях манипулирует, составляя списки избирателей (в частности, нарочно делает ошибки в фамилиях), чтобы уменьшить число тех, кто сможет принять участие в выборах, и, таким образом, повлиять на конечный результат.
По словам источников в руководстве Партии регионов, они готовы разработать реестр избирателей до 1 октября. Вместе с тем оппозиция убеждена, что это требование – только еще один способ для того, чтобы Партия регионов получила длинную взлетную полосу, ведь создание реестра избирателей займет не меньше года. И раньше отсутствие реестра избирателей никак не мешало Януковичу ни на выборах 2004, ни на выборах 2006 годов...
Еще одна спорная тема – обновление состава Центризбиркома, на необходимости чего сошлись обе стороны. Только оранжевые предлагают назначить семь членов ЦИК от оппозиции и семь – от коалиции, а кандидатуру главы Центризбиркома выдвигать согласованно от президента с премьером.
Вместе с тем Партия регионов выдвигает другой механизм – назначать по одному члену Центризбиркома от тридцати депутатов. Но таким образом коалиция будет иметь на одного члена ЦИК больше.
В условиях политической войны этот один голос может стать решающим.