Украинский писатель "Адольфич": "Я стараюсь развалить стереотип "веселые хохлы" в Росии"
Украина обычно получает художественную продукцию по схеме реэкспорта. Сначала художник экспортирует свой творческий продукт заграницу, там его признают, там он наращивает свой творческий вес. Потом начинается импорт его продукции в Украину, и поднимается волна восторга, и его творчество начинают воспринимать соотечественники.
Пример – украинец Владимир Нестеренко, автор книги "Чужая". Он стал на сегодня непревзойденным в том совсем непопсовом жанре, который является скрытой осью русской (да и постсоветской) реальности – в жанре криминального экшена. Житель Киева, который живет неподалеку от Лесного кладбища, не меняя дислокации, стал творческим лидером сакральной для россиян сферы "блатной" культуры.
Нестеренко – не только писатель, но и импровизатор. Пользователи русскоязычного сегмента Живого журнала знают его под именем Адольфич. Он непревзойден в словесных сетевых дуэлях, которые лишены претензии на целомудрие. Впрочем, в разговорах на темы поэзии и философии Адольфич демонстрирует нерядовую осведомленность с текстами классиков.
Адольфич-Нестеренко, кроме всего, персона таинственная. О своем криминальном прошлом он зачастую вспоминает в дневнике и рассказах, но не любит общаться с журналистами. Как и вообще не фотографируется без маски: образ Адольфича, комбинация блестящего литератора и успешного бандита на пенсии, должен быть неприкосновенным.
"Люди интересуются тем, чего боятся"
- В живом журнале и в литературных кругах вы - личность известная, а вот как объяснили людям, не знакомыми с ЖЖ и контр-культурными интернет-сайтами, кто вы?
- Пенсионер, это и звучит неплохо.
- Кто вам платит пенсию?
- Пенсию мне платят те, у кого есть деньги, например, русские кинопродюсеры. Фильмов еще не сняли, а сценарии покупают, три уже продал.
- Сколько платят? (Шутка).
- Платят где-то в пять-десять раз больше, чем в Киеве. За "Чужую" заплатили 100 000 долларов. "Самый высокооплачиваемый сценарист РФ". Себя я называю "гастарбайтер без выезда".
-Почему ваше творчество так пользуется спросом? В чем сила криминальной культуры?
- Пользуется спросом творчество Андрея Данилко. Мое же творчество просто много стоит. А почему - как в анекдоте о грузине и петухе. Почему ваш петух стоит сто гривен, а такой же у соседки - пятьдесят? - Э-э, паслушай дарагой, очен денги нужны!
Криминальная культура всегда была интересной для населения - так как это не про каких-то героев, которые когда-то воевали, и не о тех, кто где-то далеко воюет - это о наших соседях, о нашем времени, так же солнце светит, так же трамваи ходят - а здесь, за рогом - такое!! Люди интересуются тем, чего боятся.
Я не все пишу о криминалах, один сценарий и совсем об истязании в Ираке, в тюрьме Абу-Грейб.
- О чем там?
- Это антибушевский сценарий, на заказ американцев русского происхождения. Как люди из солдат-резервистов стали палачами, только потому, что им это разрешили. Они еще и порно снимали, хотели продать. Но попали материалы в прессу, и этот бизнес-проект накрылся.
- Вы говорите, что русские расценки на сценарий в 5-10 раз выше киевских. Это хорошая новость – то есть в Киеве вообще кто-то что-то платит киносценаристам?
- В Киеве платят 5-10 тысяч и перепродают в Москву за 15-25 тысяч. Жлобы-с.
- Вам хотелось бы писать на украинском языке, и если да, то что бы это могло быть?
- Украинский язык - не родной мне. Я читаю, пишу и разговариваю по-украински, но какие-то художественные тексты не отважился бы писать на мове. Например, стихи на украинском я не воспринимаю, то есть могу отличить хороший от плохого, но удовольствия от чтения не получаю.
Это не мешает мне быть патриотом (не националистом, это разные вещи) Украины.
Для того, чтобы писать на украинском, нужно перестать писать на русском, перестать разговаривать на русском и начать думать на украинском. Пусть за меня думает "по-украински" президент Ющенко. Я был бы счастлив, если бы на этом его вмешательство в мою жизнь исчерпалась.
- В чем ваш патриотизм проявляется, и как он согласовывается с антиобщественностью вашего имиджа?
- Как Вам сказать... Например, так: я - один из немногих украинских ... здесь даже не знаю.
Сказать "творческих людей" - из души воротит, "деятелей культуры" - какой из меня деятель... Короче говоря - все, что было в России известное и более или менее популярное из Украины - это "веселые хохлы".
Имею в виду не тех, кто выехал из Украины в Россию, трудовых мигрантов, а тех, кто позиционирует себя как украинский проект.
Сердючка, когда-то ВВ, такое себе... Обезьяны.
Я стараюсь этот стереотип развалить. Кажется, этого достаточно. Относительно антиобщественности - был Махно патриотом Украины или нет?
- Был! В смысле не плохо было бы иметь "другой" патриотизм, другой, чем украинский классический национализм?
- И классический национализм нужен, на случай войны и для сохранности украинской культуры, но им не должна исчерпываться политическая палитра патриотов. То есть нам не хватает патриотизма "почвы", с патриотизмом "крови" все в порядке.
- Вы выбрали для себя образ человека, который, по крайней мере, некоторое время был погружен в криминальный мир. Зачем это вам?
- Ноу комментс. С украинскими журналистами я не разговариваю на темы криминального мира - есть мои тексты, а меня, как личности, нет. Или только в качестве человека, который написал эти тексты. Чтобы не раздувать нездоровый интерес.
- У нас возможна власть творческих людей как часть социума? Ведь раньше для писателей построили дом - на Банковой. Вы чувствуете в себе возможность занять это место?
- Власть творческих людей сейчас невозможна. Потому что убили Слово. Коммунисты боялись Слова, загоняли за него в Мордовию, а сегодняшняя власть чихать на него хотела, не боится.
Убили мораль, можно все - то есть творческий человек не имеет почвы, ориентира - ну, он недоволен. Да и черт с ним, он всегда недоволен, кому он нужен?
А тот творческий человек, которого люди любят - тот всем доволен. Поплавский, например, Зибров, еще какое-то недоразумение, Ян Табачник. Какая страна, такие и творческие люди, такие и теракты.
Относительно меня - то я не творческий человек в украинском понимании этого слова, то есть не амбициозный неудачник пидорас. Я что-то пишу и стараюсь делать это интересно. В сущности, я антиобщественный элемент: не уважаю ни власть, ни ее носителя (как носят паразитов) - народ.
Хотя и сам не из графьев.
- Значит, канал общения творческих людей с человеческой совестью закрыт по причине отсутствия последней. Чем же занимаетесь вы - как это охарактеризовать? Развлечение героического пессимиста?
- Не совсем так. Дело в том, что людей много. Даже очень много, столько не надо.
Когда была сверхцель - завоевать весь мир, то власть людей тянула за ворот кверху: образование, диспансеризация, работа, мораль и всякое такое. Чтобы работали и рожали новых рабов.
Сейчас нет цели, а технологии позволяют меньшим количеством людей получать те же самые результаты. То есть - власть на народ кладет. Народ на власть тоже (в границах допустимого). А совесть и мораль уже не нужны – потому что тогда надо будет прятаться от людей, не сможет депутат или прокурор в гей-клуб зайти запросто, выпить в хорошей компании бутылку чего-нибудь, что стоит как минимальная пенсия.
Религия тоже бездействует, государство в общем атеистическое, религия внедряется на уровне предрассудков: освятить машину, поставить свечку. То есть сейчас вакуум, говорят, что такое бывает перед большой войной. Посмотрим, или сами, или наши дети.
Относительно меня - я развлекаюсь сам и развлекаю других, но это уже не основная цель, а "побочный эффект". Относительно пафосных словесей "развлечение героического пессимиста" то пусть они останутся Корчинскому, например.
- Что вы видите перспективного в украинской культуре? "Контр"-культуре, если такая есть?
- Извините. Я не могу назвать себя знатоком современной украинской культуры или контркультуры. Как было нацарапано гвоздем на почтовом ящике моего соседа-алкоголика, "почту не выписываю".
То есть я могу называть имена маляров (художников, а не маляров), названия групп, какие-то имена писателей и поэтов - но кого-то назовешь, так другой обидится, так что не следует и начинать.
Если появится что-то сильное и заслуживающего внимания - оно придет к нам с Запада или с Востока.
Например, Ивано-Франковская группа "Перкалаба" сначала стала известной в Москве, после этого в Европе, а тогда уже в Украине.
Почему? Потому что жлобы (смеется).
"Киев станет в ближайшем будущем мега-крижополем"
- Говорите, что есть вакуум, опасный войной. В РФ прогрессирует фашизм. А возможна ли украинская сверхцель в фашистском ключе?
- Смотря, что за фашизм - просто фашизм или национал-социализм. Национал-социализм – вряд ли, потому что очень тяжело будет подобрать среди гопоты более или менее важное количество расово безупречных черепов.
А простой фашизм... я вырос при нем, советский строй - это и был фашизм. Может, и вернется, кто знает. Если всем все "до лампочки", то где-то в коридорах СБУ, МВД и армии может появиться группа граждан, которым не все равно. Видим это на примере России.
- Можно ли описать нынешнее противостояние Ющенко-Янукович в терминах "интеллигенты против гопоты"?
- Нынешнее противостояние можно охарактеризовать как истерики против наглецов. Если бы Партия регионов не так быстро наезжала на нашего президента , да и отбирала у него полномочия более тактично где-то за два-три года - ничего бы не было.
Относительно интеллигентов - нет существа более отвратительного, чем интеллигент при власти. Человек, который поставил под вопрос все в мире, а это и есть главная примета интеллигента, болтается как говно в проруби всю жизнь. Мне не импонирует ни Янукович, ни Ющенко, мне импонирует беспорядок.
Как только люди, представленные в настоящей власти, стабилизируют состояние, "усядутся" - они начнут затягивать гайки. А этого я не люблю, потому что уже выжал из себя раба. Чего желаю и всем читателям.
- Кстати, Ахметов сейчас хочет стать президентом. Это что, диалектическое преобразование криминального авторитета в мента?
- Не комментирую. От себя скажу - на его месте так делал бы каждый: сначала борешься за то, чтобы добыть деньги, а после этого, всю жизнь - чтобы эти деньги не забрали. С его достатком надо быть президентом, чтобы не отобрали, желающих не только до Москвы, а и до Лондона раком не переставить. А лучше – не президентом, а Гетманом или Ханом.
- Когда вы называете себя пенсионером, это звучит иронически. Украинский пенсионер, по распространенному представлению - существо пассивное, ждет милости государства.
- Я бы не сказал, что пенсионер - существо пассивное. Пенсионеры - это огого. Я когда-то в 2005-м чуть было не опоздал на поезд, потому что таксист решил сократить и поехал через Печерск, а там как раз блуждал крестный ход за Януковича. Это было в апреле, а вышел он (крестный ход) где-то в феврале или в январе. Кстати, никакие пенсионеры от государства ничего не ждут, потому что есть шесть соток, а к ним еще и самогонный аппарат, как ядерное оружие, последний аргумент.
- О крестном ходе замечу: там есть люди, которые хотят "резать жидов, если священник благословение даст". Большой ли, по вашему мнению, потенциал для насильственных действий у украинцев сейчас?
- Я себе думаю, что желающих "резать жидов" и кого угодно в Украине много, где-то больше половины населения, может, 70 процентов. Но благословение должен дать не какой-нибудь там священник, а милиция. Потому что священников самих не так давно резали и сажали за гомосексуализм. А вот милиция была, есть и будет, пока существует Украина. А не будет Украины - переоденутся в русскую, польскую, немецкую формы да и дальше себе будут рулить.
Относительно насильственных действий - не очень в это верю. Сейчас жизнь улучшилась, и обычный украинец занимается любимым делом - накоплением и улучшением быта. Вот если экономический кризис шарахнет - тогда народ земледельцев снова станет народом воинов, в каждой балке будет по батьку, и всюду таможни...
Обычно есть как платные провокаторы, так и идейные. Но они еще не получили разрешение на кровь.
- В Украине бывают случаи, когда психически нормальные люди из-за отчаяния вешаются или сжигают себя на глазах чиновников, которые виновны в их бедах. Почему они готовы убить себя, а не виновника? Откуда во главе украинцев вмонтирован этот инстинкт – хотеть убивать себя, каких-то "жидов", но не трогать власть?
- Бывает, и убивают.
Не следует забывать, что двадцать лет назад советский человек и украинец как подвид советского человека был рабом. Избавление пришло свыше, то есть власть сама "вздулась". Никто ее не сбрасывал, а до того отстреливали почти семьдесят лет, а до того - еще триста лет давали канчуков. Так что почему не режут власть – более или менее ясно: те, кто мог резать, сами вырезаны.
Конечно, рождаются новые потенциальные "резуны", но они рано маргинализируются, спиваются, сажаются - и там, где-то по Березаням, Белым Церквям и Змеиным Балкам умирают от туберкулеза...
- Власть ведет себя нахально, потому что привыкла к безнаказанности?
- Власть ведет себя так потому, что таковы правила игры. Для того, чтобы она стала нормальной властью, она должна постоянно пускать себе кровь, как было в 37-м, например. Не обязательно кровь как кровь, но хотя бы "перетрахувала" себя, как говорит бацька Лукашенко.
А сейчас - это не государственная власть, а группа граждан, которые сели на голову народу и никогда не слезут сами. А новые, когда и если придут, будут играть по этим же правилам - коррупции и вымогательства.
- В Киеве миллион интеллигентов с деньгами, и ни один не может купить и использовать взрывное устройство, чтобы уничтожить явного убийцу, который жирует во власти.
- Это отдельный и очень сложный вопрос, чтобы так, между прочим, на него ответить. Хотя десять тысяч интеллигентов вооружатся бомбами - они ничего не сделают. Помните, у Блока - "мильйоны вас, нас тьмы и тьмы, и тьмы" - на место убитого чиновника придет другой. А террориста убьют или посадят пожизненно. Терроризм – это, в первую очередь, вопрос Веры.
Веруешь, что после смерти будешь в раю – высаживаешь в воздух врагов, веруешь, что своей смертью ускоришь освобождение народа – бросаешь бомбу. Во что верует интеллигент? Коммунист? Националист? В рай? В волю народа? Не верю.
- Вы, киевлянин, не очень любите приезжих. То есть вы считаете, что процент "жлобов" как культурного типа выше среди тех, кто переселяется в Киев, чем среди самих киевлян?
- Я считаю, что Киев, город и так не очень культурный, под нашествием зайдов станет в ближайшем будущем мега-крижополем. Также я считаю, что каждый город имеет свой желудок, в котором он переваривает какое-то количество мигрантов из менее культурного средоточия.
Так вот, если этот желудок переполнен и не может переварить в киевлян всех желающих, город превращается в больной организм, по жилам которого течет не кровь а субстанция, эмульсия. Надо лечить, например, возвращением прописки. А лучше всего – если бы местные гопы стали лупить приезжих гопов. Как было когда-то, при советской власти.
А жлобы-киевляне... Они есть и их много. После войны Киев не вынес нашествия приезжих, бабки и деды таких "киевлян" понаехали первой волной. Хотя, бывает всякое.
Но киевской жлоб хотя бы отвык уже "наезжать" интонационно, в разговоре – а заедьте, например, в Кривой Рог, или Харцызск, или в Тернополь, послушайте, как там разговаривают люди на улице, на базаре…
-Но Киев - более вежливый город, чем Москва, и был таким 10 лет назад.
- Это не пример. Москва в четыре раза больше, чем Киев. Доживем до таких размеров – посмотрим, какая будет вежливость и прочее. Ну и вообще, Москва. Она всегда била с носка и слезам не верила, над мольбами смеялась, за угрозу вешала.
Вообще, обычные украинцы - более умеренные и вежливые люди, чем россияне. Но и более туповатые, к сожалению.