Совет специального назначения
"Правоохранительные органы Украины в их нынешнем состоянии неспособны осуществлять надежную защиту прав и свобод человека и гражданина, эффективную борьбу с преступностью, в частности организованной, криминализацией экономики, коррупцией"
Стратегия национальной безопасности Украины. Утверждена 12.02.2007.
Итак, политический кризис временно решен. В его развитии и попытках преодоления не последнюю роль играл Совет национальной безопасности и обороны (СНБО).
Этот совещательный орган становится все более весомым участником политической борьбы. Кажется, такая особенность является сугубо украинским изобретением.
Ведь в воинствующих США и России аналогичные советы не имеют влияния, похожего на возможности СНБО в "мирной" Украине.
Дитя Конституции и "кучмизма"
СНБО был образован в 1996 году вместо Совета обороны и Совета госбезопасности. В первые года независимости структура совещательных органов была еще не уравновешенной. Видим, что два совета дублировали друг друга. После принятия Конституции Совет по вопросам безопасности был уже один.
Во время руководства Советом Горбулиным, Марчуком или Радченко, СНБО был важным, но отнюдь не самостоятельным органом. "Кучмизм" не предусматривал отдельной ветви правоохранительной власти.
Президент, чтобы там о нем не говорили, руководил самостоятельно, не нуждаясь в теневом правительстве сдерживания.
Первое пришествие СНБО в качестве органа власти произошло после президентских выборов 2004 года. Сложная борьба за распределение полномочий привела к появлению в кресле секретаря совета Петра Порошенко.
И началось. СНБО ощутил себя не советом, а властью. Впрочем, предпосылки для такого развития событий существовали.
Если процитировать Закон Украины об основах национальной безопасности, то Совет может иметь довольно широкие полномочия: "Совет национальной безопасности и обороны Украины координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сферах национальной безопасности и обороны".
Ключевой в данном случае является вторая часть предложения, где речь идет о контроле других органов власти. А там, где царствует правовое несогласование, есть много места для маневра политиков-"тяжеловесов".
Апогеем усиления позиций СНБО могло стать создание Национального бюро расследований.
Оно, объединяя следственные и оперативные функции, по словам политолога Владимира Фесенко должно было работать в пользу одного политика – Порошенко, и одной структуры – СНБО. Однако, быстротечный ход событий в 2005 году отложил эту идею, как говорят, "на будущее".
Ручное управление госбезопасностью
Кто же сегодня входит в состав этого важного органа под названием РНБО? Первый эшелон составляют главные действующие лица: президент, премьер, его первый заместитель, председатель Секретариата Президента и секретарь самого Совета.
Дальше идут руководители силовых ведомств и подразделений: министр обороны, начальник Генштаба, министр внутренних дел, командующий внутренних войск, генеральный прокурор, председатель СБУ, руководитель внешней разведки.
Также в состав РНБО входят министр иностранных дел, директор Национального института стратегических исследований - аналитическая структура исполнительной власти - и глава Национального банка Украины.
И, в конце концов, губернаторы и мэр Черновецкий. Благодаря их включению количественный состав СНБО увеличился втрое и сегодня большинство в нем составляют именно руководители местных администраций.
Но ведь согласно Закону о СНБО: "В состав Совета национальной безопасности и обороны Украины по должности входят Премьер-министр Украины, Министр обороны, Председатель Службы безопасности, Министр внутренних дел, Министр иностранных дел. Членами Совета национальной безопасности и обороны Украины могут быть руководители других центральных органов исполнительной власти".
Что делает в СНБО председатель Полтавской или к примеру Кировоградской областной администрации? А мэр Черновецкий с его своеобразным поведением, которое никак не похоже на образ советника по вопросам безопасности?
Кроме главы правительства и его первого заместителя, главы Национального банка и генерального прокурора, все другие члены Совета или назначаются президентом, или он имеет решающее влияние на их назначение.
С прокурором тоже не все понятно в последние дни. Кто такой Шемчук, и в каком совете может заседать Пискун, или может для этого следует пригласить Медведько?
СНБО превращается в правительство президента, где солдаты главы государства выполняют его приказы, двигают войска и ожидают новых указаний. Или готовятся взять инициативу в свои руки?
Человек с бородой Карла Маркса
По украинскому законодательству секретарь СНБО организовывает работу, связанную с подготовкой и проведением заседаний Совета и контролем за выполнением принятых ею решений.
На первый взгляд, человек с такими весомыми полномочиями должен быть специалистом по вопросам безопасности.
Однако, новейшая украинская традиция свидетельствует о совсем другом отношении к этой должности. Если при Кучме деятельность Совета координировали специалисты-кагэбисты, то после прихода к власти Ющенко ситуация изменилась.
На должность секретаря СНБО назначали представителя большого капитала Порошенко, лидера промышленников Кинаха, опытного парламентария Плюща.
Определенное время уже при Ющенко Советом руководил Горбулин, и это было более понятно. Однако, его срок секретарства оказался незначительным.
Посмотрим более пристально, например, на особу сегодняшнего руководителя Совета.
Сначала своей карьеры Иван Плющ работал бригадиром овощеводов совхоза. Позже он закончил сельскохозяйственную академию и Академию общественных наук при ЦК КПСС.
Иван Степанович занимал должности председателя колхоза им. Кирова и совхоза им. Ленина Баришевского района и работал заведующим сельскохозяйственным отделом Киевского обкома КПУ.
В 1984 году Иван Плющ был назначен первым заместителем председателя исполкома Киевского областного совета. Что было дальше - известно.
Свободные выборы в Верховную Раду в 1990 году открыли новую страницу в биографии Плюща. Но вопросами госбезопасности он не занимался.
Между тем, несмотря на буревые изменения в ее составе, аппарат Совета еще и до сих пор не сформирован полностью.
По информации, которая размещена на сайте СНБО, свободными остаются должности трех заместителей секретаря Совета.
Дмитрий Чоколов, для УП