Тимошенко перековала "бред" в реальность

Виктор Чивокуня, УП — Вторник, 29 мая 2007, 23:07

Юлии Тимошенко не хватило одних суток до 100 дней с момента захвата электрощитовой парламента, что стало первой серьезной атакой на коалицию.

29 мая Тимошенко впервые после серии тех событий зашла в сессионный зал парламента, чтобы подтолкнуть Верховную Раду нынешнего созыва к пропасти истории. Депутаты начали воплощать договоренности Ющенко, Януковича и Мороза, результатом которых должно стать проведение внеочередных выборов в последний день сентября.

– Хочу напомнить, что несколько месяцев назад досрочные выборы воспринимали как бред неполноценных политиков. А сегодня досрочные выборы – это реальность! - сказала Тимошенко журналистам, как только вышла из подземного перехода между корпусами парламента.

Обычно, когда Тимошенко нервничает, она едва заметно дрожит от возбуждения. Это был именно тот случай.

Однако лидер блока своего имени пошла не в сессионный зал, а на согласовательный совет, параллельно позвонив своему соратнику Александру Турчинову. Хотя сейчас он занимает кресло первого заместителя секретаря Совета госбезопасности, однако Тимошенко попросила его... провести заседание фракции БЮТ.

– Ты же понимаешь, я не могу быть одновременно на заседании фракции и на заседании у Мороза! – немного нервозно сказала Тимошенко в трубку. Она попросила пересказать своим соратникам несколько месэджей. Главный из них – линия БЮТ победила, остался последний шаг – сложить мандаты.

Собрание фракции Тимошенко должно было стать индикатором, сколько правды в прогнозах коалиции, что бютовцы не захотят самостоятельно отказываться от депутатства.

Однако на заседание пришли почти все, в том числе и главные бизнесмены – банкиры Буряки и автомобилист Васадзе. Не было только Жеваго, который конкурирует с Ахметовым по количеству пропущенных сессий парламента.

Очевидно, депутаты от оппозиции не подпрыгивают от желания добровольно избавиться от звания народных избранников. Ведь это автоматически лишит их не только зарплаты или служебного автомобиля, а вообще статуса члена отдельной касты неприкасаемых, которые могут открывать любые кабинеты в этой стране.

Некто, как Олег Белорус, сказал на фракции, что отказ от депутатства не позволяет ему полноценно принимать участие в сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая летом может состояться в Киеве. Но ветерана бютовского движения быстро привели в соответствие с генеральной линией.

Кроме того, остается фактор риска с "Нашей Украиной".

Так, не закончены переговоры о создании блока с "Правицей", в которую входит Народный Рух Бориса Тарасюка.

Это может дать повод руховцам во фракции "Наша Украина" поторговаться, прежде чем согласиться на самоликвидацию мандатов.

Но главная проблема – в другом. Как известно, нормально обнулить список блока Ющенко мешает отсутствие согласия на это от одного из участников – Партии промышленников и предпринимателей Кинаха, которая сейчас поддерживает коалицию.

Если часть списка "Нашей Украины", составленную Кинахом, не удастся отменить, то в парламент войдут 44 новых депутата по квоте Партии промышленников и предпринимателей. Это будет означать фиаско всех планов о самороспуске.

Поэтому теоретически возможно, что БЮТ откажется от депутатства, а "Наша Украина" – не сможет.

– Скажите, какие есть гарантии? – спрашивали бютовцы на фракции у своих руководителей. – Ведь от того, чтобы нас не кинули, зависит наше будущее!

– Да, на сегодня подтверждено 65 заявлений о сложении полномочий от "Нашей Украины" и 106 заявлений от блока Тимошенко, - взялся успокаивать Иосиф Винский. – Президент будет выдавать указ на основании этих заявлений о том, что Верховная Рада недееспособна.

Следующий пункт на пути к выборам предусматривает переформатирование Центральной избирательной комиссии.

Как известно, по договоренностям, семь кандидатов внесет оппозиция, еще семь – коалиция, а пятнадцатого, который станет главой ЦИК, совместно согласуют Ющенко и Янукович.

Итак, на заседании фракции по квоте БЮТ в Центризбирком были выдвинуты двое претендентов. Судя по тому, что за их спиной просматривается фигура непосредственно Тимошенко, она уделяет супербольшое внимание тому, чтобы в состав "избирательных бухгалтеров" не попали предатели.

Так, первый претендент на место в комиссии – это Юлия Швец, которая работает юристом в штабе БЮТ. Как говорят источники в БЮТ, она – дочь депутата Виктора Швеца, персонального адвоката Тимошенко.

Тимошенко устроит в ЦИК родственницу Швеца (в зеленом галстуке). Фото Анны Андриевской

Второй претендент – это Игорь Жиденко, который стал депутатом по персональной квоте Тимошенко. Он – близкий к семье лидера БЮТ.

В избирательных документах Жиденко значился как старший юрисконсульт днепропетровской фирмы "Беютага", которая занимается добычей гранита и собственниками которой являются ближайшие родственники Тимошенко – дочь, мама и тетка Юлии Владимировны.

Как стало известно "Украинской правде", БЮТ также соглашается с тем, чтобы оставить трех нынешних членов Центризбиркома – Андрея Магеру, Жанну Усенко-Чорную и Валерия Шелудько.

В свою очередь, "Наша Украина" предложила число неизменных членов ЦИК увеличить до четырех, добавив фамилию Анатолия Писаренко, который сейчас поддерживает тесные отношения с Петром Порошенко.

Последним членом ЦИК, который заполнит квоту оппозиции, "Наша Украина" предлагает сделать депутата прошлого созыва Сергея Слабенко.

Кого внесет в Центризбирком Партия регионов, остается трудным вопросом для ее депутатов. Это решение постановляется наверху. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что в ЦИК возвратят Валерия Бондика, который был уволен из комиссии во время оранжевой революции, а сейчас работает заместителем министра юстиции.

Коммунисты собираются защищать двух своих нынешних ставленников в ЦИК Юрия Донченко и Бронислава Райковского, а социалисты – Александра Чупахина.

Самой большой интригой остается согласование кандидатуры пятнадцатого члена комиссии, который возглавит ЦИК.

Источники в оппозиции называют фамилию, которая многих может удивить в нынешней ситуации – итак, на председателя Центризбиркома будто бы претендует... экс-руководитель СБУ Владимир Радченко.

Хотя нет уверенности, что эта идея встретит согласие самого героя. Как известно, на прошлой неделе Радченко в разгар силового противостояния попросился выйти из игры и отказался от должности вице-премьера, пожаловавшись на устаревшую болезнь.

Однако то, чего опасался Радченко, не состоялось – Ющенко, Янукович и Мороз достигли компромисса. И во вторник парламент взялся за рассмотрение документов, предусмотренных их ночными договоренностями.

В частности, Верховная Рада отменила шесть своих постановлений, одно из которых касалось одновременного проведения выборов президента и Верховной Рады. Правда, этот пункт вступит в силу только после того, как Ющенко аннулирует свои указы о роспуске законодательного собрания.

Кроме того, повторным голосованием был подтвержден ряд законов, принятых после черного для парламента 2 апреля.

Также был переписан закон о Центризбиркоме, что дает основания изменить состав этого органа под досрочные выборы.

Вообще же политические договоренности до сих пор ходят под несколькими топорами.

Первый – это попытки коалиции добиться решения Конституционного суда о незаконности указа Ющенко. Здесь, похоже, команде президента удалось переломить ситуацию – работа КС остается замороженной из-за отсутствия кворума, который исчез неделю назад.

В воскресенье на футболе Ющенко демонстрировал лояльность не только к Януковичу, но и к Пискуну. Фото Reuters і Associated Press

Вторая проблема – это вопрос генпрокурора, который дальше стал обостряться.

Во вторник Банковая добилась тактической победы. Команде Ющенко удалось получить постановление, вынесенное Киевским апелляционным административным судом. Он остановил другое постановление – Соломянского суда Киева – которым было заблокировано действие указа президента об увольнении Пискуна.

Однако уже под вечер стало известно, что это – только начало очередного этапа юридической войны. Оказалось, Пискун имеет не только постановление, а даже решение по сути от того же судьи. Вердикт – увольнение незаконное.

Но здесь начали выясняться странные подробности.

Так, постановление по сути было вынесено... в тот же день, как и решение, которым было остановлено действие антипискунского акта президента.

Сомнения, было ли вообще заседание суда, усиливаются от того, что рассмотрение дела происходило без вызова представителей Банковой.

Однако постановление Соломянского райсуда имеет одно слабое место. Оно не предусматривает немедленного выполнения, а дает десять дней на обжалование. И решение не вступило в действие, так как секретариатом президента была подана такая жалоба. Хотя коалиция уже оформила исполнительный лист, который обязывает безотлагательно считать Пискуна полноценным генпрокурором.

Еще один момент: вердикт, который получил Пискун, вынесен ненадлежащим судом – одним судьей вместо коллегии в составе трех судей.

Хотя здесь Банковой уже грех апеллировать. Месяц назад они признали законным возобновление Пискуна, хотя это решение было вынесено аналогичным способом, только в Шевченковском районе – также не коллегией судей, как требовалось, а одноособно судьей Кухалейшвили.

В который раз на протяжении этого кризиса бумеранг, запущенный с Банковой, ударил по им же самим.