Последний экзамен для оппозиции
22 мая пресс-служба Партии регионов с удовлетворением сообщила, что ЦИК на своем заседании снова не смогла одобрить решения об образовании окружных избирательных комиссий и обратилась к президенту и Верховной Раде с просьбой принять необходимое для этого законодательство.
Выборы 24 июня точно не состоятся. Плюс ЦИК таки признала легитимность парламента пятого созыва.
Конституционный Суд, заявление против которого со стороны президента отклонил Голосеевский суд, - снова может расслабиться и подождать третьего указа?..
Итак, если верить пресс-службе ПР, ЦИК продемонстрировала дважды бездеятельность в вопросе организации выборов. Вопреки заявлениям господина Давыдовича о способности возглавляемой им комиссии при любых условиях провести внеочередные выборы.
Правда, уже не отсутствие кворума, а потребность комиссии в новом законодательстве, в частности, относительно формирования окружкомов, стала аргументом этого почтенного учреждения, которое до сих пор, по крайней мере, в данном пункте на дефицит законодательных норм не жаловалась. Благодаря чему, насколько известно, рабочая группа по доработке законов для досрочных выборов вопросом о способах формирования окружкомов и не проникалась...
Можно было бы предположить, что таким способом ЦИК просто поддалась влиянию коалиции и подбросила рабочей группе дополнительный материал для продолжения переговоров.
Но очень сомнительно, что именно коалиция хотела бы в избирательном законе отказаться от принципа формирования окружкомов преимущественно парламентскими фракциями. По крайней мере – не теперь, когда именно эта норма разрешает ей блокировать избирательный процесс.
Поэтому приходится предположить два варианта.
Или ЦИК действует под влиянием оппозиции и в ее пользу, только бы получить возможность формировать окружкомы собственными силами или возвратиться к бывшему участию в этом процессе местных советов. Хотя реализовать это ныне даже через легитимную ВР практически невозможно.
Или ЦИК вообще откровенно признает свою недееспособность, провоцируя тем президента и парламент на какие-то решения против себя.
А это уже – действительно в русле недавних предложений коалиции об отмене ЦИК и назначении какого-либо другого состава соответствующего органа. И вместе с тем не весьма противоречит требованиям БЮТа о том, чтобы сам президент собственным указом (конечно, неконституционным) переформатировал состав Центризбиркома...
Каким способом будет решаться этот вопрос – прогнозировать невозможно.
Но симптоматично то, что ЦИК, вслед за остальными государственными учреждениями, уверенно стала на путь бездеятельности и завершила картину разрушения системы государственных учреждений, призванных обеспечивать демократический процесс.
Вспомним, первым в этом ряду находился Конституционный Суд, который своей многомесячной бездеятельностью расшатывал и без того шаткий баланс властной системы, внедренной конституционной реформой.
Далее следует Генпрокуратура, которая вроде и может осуществлять общий надзор за соблюдением прав человека, в том числе и избирательных, но уже и при Пискуне-3 не осуществляет его.
Бездействующие в этом смысле правительство и Верховная Рада, которые, желая жить по парламентской модели правления, почему-то на собственное усмотрение исключили из нее принцип досрочных выборов с соответствующим обеспечением постоянного бюджетного резерва для их проведения.
Не говоря уже о специальной бездеятельности ВР пятого созыва относительно превентивного законодательного обеспечения преждевременных выборов, отсутствием которого ныне и мотивируется невозможность их осуществления.
Трудно сказать, почему всю эту абсолютно системную бездеятельность украинских учреждений именно в области демократии не замечает Совет Европы, в частности ее специальные органы, которые осуществляют постоянный мониторинг Украины.
Неужели коалиционное лобби во главе с Морозом и, к сожалению, Головатым сумели навязать и там свое странное отношение к категории права как к "нюханию Конституции" - популярного ныне в среде украинских врагов выборов "остроты"?
Если так, то в случае запланированного теперь на 24 мая голосования коалицией предложенных Морозом конституционных изменений придется признать, что Совет Европы совсем утратил свой специальный тонкий "нюх" на угрозу узурпации...
Или мы еще станем свидетелями "раскола" из-за украинских проблем руководства самого Совета Европы?
Поскольку президент ПАСЕ ван дер Линден своим визитом (возможно, и не зная, что будет использован "в темную") чуть ли не благословил эти очередные морозовские новации. Тогда как Генсек СЕ Дэвис накануне, согласно данным СМИ, советовал украинским переговорщикам воздержаться при подготовке к досрочным выборам от чрезмерного расширения пакета законопроектов, то есть и от новой конституционной реформы...
Кстати, объявляя намерение предварительно одобрить свои изменения в Конституцию, Мороз высказался против конституционного референдума, который вроде во время досрочных выборов хотел провести Ющенко. Но спикер не сообщил, получил ли уже от Венецианской комиссии экспертизу собственного проекта, то есть, не проигнорировал ли последнюю резолюцию ПАСЕ.
Впрочем, у Совета Европы еще будет возможность вернуться к украинским проблемам.
Особенно в случае, если появится, в конце концов, вердикт КС относительно нелегитимности указа президента о досрочных выборах. По крайней мере, после решения ЦИК у президента нет смысла и дальше стараться тормозить его появление.
Что именно отрицательным по отношению к указу будет решение Конституционного Суда, нет сомнения ни в коалиции, ни в оппозиции, ни у президента, ни у премьера.
Вот только у президента и оппозиции нет возможности игнорировать этот вердикт, - хоть бы как они не называли его заранее нелегитимным. Поскольку (возвращайтесь к началу) ЦИК уже и до него фактически отказалась от выполнения указа о выборах.
А коалиция с премьером, который только что снова засомневался в целесообразности досрочных выборов, считают, что вердикт КС будет их победой...
Но это в случае, если КС найдет хоть какие-то мотивы, только бы признать конституционным переход депутатов от оппозиции к коалиции.
Тогда действительно, может реализоваться предостережение госпожи Тимошенко, и депутаты от ее фракции и "Нашей Украины" снова, но уже на "законных" основаниях осуществят свои миграции в коалиции, добавят ей до 300 голосов и для начала примут внесенные Морозом конституционные изменения... Что, собственно, равно импичменту президента Ющенко.
Правда, представители коалиции своевременно среагировали на жалобы Тимошенко и отвергли обвинение в подкупе оппозиционеров. Но это скорее намек: если возрастание коалиции снова восстановится – это только из санкции самой Тимошенко, хотя бы как она не хотела скрыть участие в антипрезидентских решениях.
Ну, это уже каждый заботится о свое реноме на случай президентских выборов...
И Юлю можно понять: ей снова надо радикализироваться, чтобы превзойти Ющенко. Так как иначе для соответствующего помаранчевого электората она сама вообще становится будто ненужной.
И что здесь ей делать, как не снова нажать на президента, а потом, в случае его отказа от неосторожных действий, перекинуться к другому лагерю?
Впрочем, вернемся ь к вердикту Конституционного Суда.
Если КС одобрит возрастание коалиции до конституционного большинства, - что тогда скажет Совет Европы, в частности, об императивном мандате? Да и об украинском Конституционном Суде как таковом? И как тогда будет судить досрочные президентские выборы?
Возможен и другой вариант: КС признает указ президента нелегитимным, но без ответа на вопрос о причинах указа. Следствие – одно и то же, и для СЕ также.
Вариант третий: КС признает указ нелегитимным, но, ради сохранения собственного реноме, таки осудит и переходы депутатов...
Это спасет и реноме КС, и позиции Совету Европы тоже.
Но это уже будет сплошное поражение коалиции. Поскольку просто сохранение ее численности в границах 260, а на самом деле - 239 голосов - так и оставит парламент фактически недееспособным.
Он и теперь уже просто нечем заниматься. Кроме, конечно, утреннего объявления антипрезидентских заявлений. Простое же возвращение к так называемому "нулевому варианту", даже через КС, всего лишь возобновит мороку с вето президента...
И ни тебе импичмента, ни изменений в Конституцию, ни Основ внешней и внутренней политики...
Одна только коалиция со своими внутренними проблемами, которые, в конце концов, с устранением угрозы досрочных выборов станут намного более заметными.
Итак, если наконец коалиция таки развалится, - третий указ президента о досрочных выборах, уже в полном соответствии 90 ст. Конституции, даже осенью не будет для него проигрышным.
Для этого, правда, нужно выполнить только одно условие: чтобы депутаты БЮТ и "Нашей Украины", в конце концов, таки сложили свои полномочия путем выхода из своих фракций. И ни ногой в ВР.
Собственно, именно это и было главным "месиджем" Ющенко, прежде всего – для Юли, когда он в Каневе предупредил, что оппозиция не зайдет в зал парламента, пока не станет известна дата досрочных выборов. Надо понимать – не имеет значения, состоится это до вердикта КС, или после него.
При этом президент снова, совсем не к месту, припомнил политическую коррупцию на примере закона о Кабмине, причем в откровенных обвинениях о его "покупке"...
Так что госпоже Тимошенко, которая собиралась сама в очередной раз нажать на президента ради осуществления им каких-то радикальных действий, и вдобавок намекала на возможность заговора с ПР со стороны "Нашей Украины", - должна была услышать: начните с себя.
Услышит и не сломается БЮТ, - тогда уже ситуация, возможно, станет более понятной и для Совета Европы, и никакие лобби Мороза не помогут признать легитимность ВР без оппозиции.
И когда БЮТ, который уже "обнулил" свои списки через ЦИК, завершит процесс выхода из парламента, - вопрос о верности слову явится перед президентом и его "Нашей Украиной", которая медлит с этим процессом.
Если же Ющенко тогда "кинет" своих союзников, оставив в парламенте "Нашу Украину", - тогда и без импичмента наступит его окончательный политический крах.
Так что, кажется, и с ожидаемыми "радикальными шагами" президента, и с позицией БЮТ и "Нашей Украины" все понятно.
Не понятно только, что будет делать Янукович с решением КС, да и фактически ЦИК, об отмене президентского указа, но наедине со своими партнерами по коалиции.
После фактической капитуляции перед Морозом спасти премьера может разве что очередной "силовой сценарий".
Но, по крайней мере, теперь, когда и БЮТ находится под контролем, и СНБО воздерживается от неосторожных шагов, - сложно будет не заметить, откуда он выходит. А это уже в нашем хаосе – что-то.
Автор
Ирина Погорелова, специально для УП