Выборы 2007: что? как? когда?
Несмотря на циклическое углубление кризиса, внеочередные парламентские выборы состоятся.
Фактически, эти выборы, кроме определения рейтинга доверия к основным политическим силам, будут своеобразным плебисцитом на предмет доверия/недоверия президентскому указу о роспуске парламента.
Это отобразится и в явке избирателей на участки, и в результатах, которые получат те или иные политические силы.
Сегодня, как мы видим, не смотря даже на радикализацию КПУ, СПУ и определенной части ПР, ключевой интригой является не возможность досрочных выборов, а их дата.
Вполне очевидно желание политических оппонентов Ющенко как можно дальше отодвинуть день выборов и выиграть необходимый для полномасштабной подготовки к выборам время.
Однако для президента каждая уступка во времени опасна – уступая дату, президент теряет темп и инициативу. Выборы по сценарию Ющенко – это игра по его правилам и бесспорная победа, причем несмотря на любые результаты выборов и коалициады.
Дата, выгодная регионалам, существенно размывает позиции президента и приводит к потере им инициативы. Учитывая то, что выборы в июне практически нереальны уже сегодня, хотя бы по технической причине, имеем две ориентировочных даты: июль и сентябрь.
Октябрь объективно неприемлем для Ющенко, август – мертвый сезон, в том числе и в плане явки избирателей. Июль является критическим для коалиции. Ведь оптимальной компромиссной датой может быть день не позднее 15 сентября.
Чем ближе к требованиям Ющенко будет дата выборов, тем в большей степени усилятся его политические позиции. Уже сегодня жесткая и довольно радикальная игра президента конвертируется в его рейтинговые дивиденды.
Безусловно, даже эта динамика не обязательно приведет к электоральной победе именно НУ, или даже всего пула оппозиционных сил вместе взятых.
В то же время, досрочные выборы будут ощутимой политической победой Ющенко – он усилит свой статус главы государства и политического лидера – так как сценарий будет развиваться в рамках конъюнктуры, сформированной президентом.
Это будет беспрекословно его игра, которая была навязана оппонентам. И в таких условиях откат к ситуации "до первого указа" является уже нереальным при любых обстоятельствах.
Сегодня мало кто возьмется прогнозировать арифметические результаты новых выборов. Однако практика кампании 2006 года продемонстрировала, что кампания, которая следует после дня выборов – то есть коалициада – является намного важнее.
То есть, можно проиграть выборы и выиграть коалицию, что и есть реальной победой в нынешней политической системе. Безусловно, ПР почти стопроцентно победит по арифметическими показателям, но совсем не гарантировано, что выиграет коалицию.
Не основная ли интрига выборов - в каком рейтинговом коридоре пройдет НУ - 10-15%, или же в рамках 15-20%. Сегодня больше факторов указывают на то, что НУ может преодолеть 15 % планку.
Основная задача НУ сегодня – по возможности эффективнее конвертировать возрастание президентского рейтинга в собственный электоральный рост.
Следует ожидать, что ПР использует выборы ради собственной респектабилизации. Для нее сегодня как никогда важно дистанцироваться от радикальных коалиционных партнеров и продемонстрировать что "регионы" являются ответственной европейской политической силой.
И в этом смысле выборы для них даже выгодны– они только подтвердят легитимность ПР.
Вернее, они существенно обновят кредит этой легитимности – как выборы 2006 "отмыли" регионалов от фальсификаций, создав кредит новой легитимности, так и досрочные выборы снимут с повестки дня вопросы правомерности/неправомерности действий ПР, направленных на получение 300 голосов – это будет новое политическое расписание и переговоры будут вестись фактически с чистого листа.
Поэтому, достоверно, что ПР будет идти на выборы с более или менее умеренной риторикой (в том числе и по отношению к президенту), где, не исключено, будет меньше места для федерализации или радикальной антинатовской "истерии".
Кроме того, досрочные выборы – это и шанс решить внутрипартийные проблемы и создать новый баланс, и возможность изменить, мягко говоря, неудобных лево-радикальных и маргинальных коалиционных партнеров.
Кстати, в этом смысле абсолютно понятными являются инициативы Рината Ахметова относительно снижения проходного барьера, чтобы дать возможность пройти новым политическим проектам – это даст возможность ПР расширить пул потенциальных сателлитов, лишит "регионы" зависимости от левых маргиналов, создаст дополнительные ресурсы для коалиционной комбинаторики.
Итак, снижение барьера может быть одним из основных требований "умеренного крыла" ПР в диалоге относительно досрочных выборов. Миноритарии в таком случае могут стать дополнительной интригой выборов.
Скорее всего, антипрезидентский радикализм станет прерогативой именно КПУ и СПУ. У них просто не остается другого выбора, как занимать радикально антиющенковскую нишу. Кроме того, уже сегодня Мороз фактически начал кампанию под лозунгом "вся власть Советам" – то есть на основе такого себе "модернизованного федерализма".
Такая же логика отвечает и электоральным интересам КПУ, которые на фоне респектабилизации в ПР могут рассчитывать на переход к ним части радикального антипомаранчевого электората.
Но несмотря на результаты, которые получат сегодняшние коалиционные партнеры ПР, структурная основа правящего класса все-таки будет строиться на базе большой партийной тройки – ПР-НУ-БЮТ.
И именно в этом пуле будут выстраиваться основы будущих коалиционных комбинаций.
Если помаранчевым удастся сформировать собственную коалицию, то ПР останется в оппозиции, но очевидно оппозиции конструктивной, которая на самом деле будет означать фактически непосредственную включенность ПР во властный процесс.
Если же возможной будет коалиция НУ и ПР, то в роли такой полуоппозиции останется БЮТ.
То есть в данном случае можем вести речь об определенном консолидированном интересе больших партий, которые постепенно утомляются от "миноритарного диктата" левых маргиналов.
И именно эти миноритарии в таком случае могут занять "настоящую" оппозиционную нишу, а вернее – будут отодвинуты за рамки властного пула.
Автор
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий (ИГЛС)