Друг России фантастическим образом сменил политический имидж

Среда, 16 мая 2007, 14:06

Виктор Янукович, премьер-министр этого стратегически важного государства, затиснутого между Россией и Западом, претерпел одно из самых резких изменений имиджа, какие только происходили с политиками всего мира.

Каких-то два года назад этот поддерживаемый Россией махинатор от политики был на Западе парией после объявления о своей победе на президентских выборах 2004 года, омраченных такими явлениями, как подлоги и гнусное отравление соперника (он выжил, но его лицо осталось изувеченным).

Только последовавшие за этим массовые демонстрации протеста – так называемая "оранжевая революция" – вынудили Януковича согласиться на повторный тур выборов, который он проиграл.

Сегодня 56-летний Янукович вновь сошелся в поединке за главенство с прозападным, "оранжевым" лидером Виктором Ющенко, который на президентских выборах одержал над ним победу.

Но на сей раз тысячи протестующих, в течение всего апреля занимавшие киевский Майдан Незалежности, митинговали не под оранжевым, а под синим флагом Партии регионов – партии Януковича, а также красными и ярко-розовыми знаменами его союзников – коммунистов и социалистов.

Они вернулись по домам только после того, как Янукович разрядил кризис, согласившись на проведение новых выборов – во второй раз за два года – после того, как его оппонент распустил парламент.

Судя по соцопросам, Партия регионов, по-видимому, получит большинство голосов, как и в прошлом году. Однако проявленная Ющенко твердость (распустив парламент, он попытался отвоевать свои полномочия), как ожидается, вернет под оранжевый стяг часть его былых разочарованных сторонников. Так что борьба разгорится не на шутку.

Ющенко, как и Янукович, уверяет: "Закон на моей стороне", но нравственная четкость "оранжевой революции" оказалась размытой.

"Я полностью разочарован в том, чем дело кончилось, – говорит Виктор Кутовенко, 28-летний работник банка, сидящий за пивом в сверкающем торговом центре "Глобус" под Майданом Незалежности, где митинговали сторонники Януковича. – И большинство людей тоже".

После "оранжевой революции" многие жители Украины впали в эйфорию, питая надежды, что она положит конец коррумпированной автократии, которая правила страной после получения ею независимости в 1991 году. Тогдашний президент Леонид Кучма и его окружение – "кланы" бизнесменов – разделили между собой плоды приватизации.

Когда в ноябре 2004 года Янукович заявил о своей победе на президентских выборах, позднее признанных недействительными вследствие подлога, сотни тысяч жителей Украины вышли на улицы Киева и разбили палаточные городки, чтобы выразить протест, несмотря на минусовую температуру.

Кучма и благословленный им кандидат – Янукович – согласились на новые выборы при условии, что в Конституцию будут внесены изменения о передаче ряда полномочий от президента к парламенту.

По словам советников и друзей, поражение на повторных выборах, состоявшихся в декабре 2004 года, стало для Януковича тяжелым ударом. Он впервые за всю политическую карьеру оказался в оппозиции.

Он утверждает, что его дети были вынуждены бежать из страны, так как их подвергали травле. В прошлом украинские оппозиционеры подвергались бойкоту в прессе и судебному преследованию по надуманным обвинениям.

Они подозрительно часто гибли в результате несчастных случаев. Один человек был обезглавлен, а Ющенко пытались отравить диоксином.

От яда лицо Ющенко превратилось в скопище язв, он тяжело заболел. В интервью он сказал, что последствия отравления стали сказываться по максимуму в начале 2006 года, так что ему требуется постоянное лечение.

Это произошло через год после того, как Ющенко приступил к выполнению обязанностей президента. То было упущенное время: экономический рост прекратился, лидеры "оранжевых" рассорились между собой.

Энергичность и беспощадность

Ющенко, ныне вернувшийся к жизни, проявляющий новую для него энергичность и беспощадность, заявил, что знает, кто его отравил, но конкретных имен называть не собирается. Он также утверждал, что рассчитывает на то, что следственные органы скоро привлекут виновников к ответственности.

В свою очередь Янукович утверждает, что год в оппозиции – кстати, так называется его книга, уже увидевшая свет, – научил его ценить свободу прессы и толерантность демократического режима.

"Он действительно всем сердцем осознал, что должен понять то, что случилось в ходе Оранжевой революции, и что требуется изменить в его собственном менталитете", – говорит Константин Грищенко, бывший министр иностранных дел Украины, а ныне советник Януковича по внешней политике.

Янукович, бывший инженер, не впервые начинает жизнь с чистого листа, перекраивая себя.

Он вырос на востоке Украины, под Донецком. В раннем возрасте лишился матери, и воспитывала его бабушка. Янукович отбился от рук и в возрасте 17-19 лет дважды сидел в тюрьме за нападения.

После выхода из тюрьмы Януковича взял под свою опеку советский космонавт Георгий Береговой. В жестком мире постсоветской политики он быстро пошел в гору: в 1997 году стал губернатором Донецкой области, а в 2002-м премьер-министром прежде чем его стреножила Оранжевая Революция.

Однако нельзя сказать, что поражение на выборах выбросило его на обочину политической жизни. Восточные районы поддерживают его твердо, благодаря чему на президентских выборах 2004 года он получил 44% голосов. В сентябре 2005 года положение Януковича резко улучшилось: президент отправил в отставку своего премьер-министра Юлию Тимошенко, что привело к расколу в "оранжевой" коалиции.

Когда Янукович готовился к парламентским выборам, назначенным на весну 2006 года, один из его основных сторонников – миллиардер Ринат Ахметов, металлургический магнат из Донецка – посоветовал ему воспользоваться услугами Пола Менефорта, который был членом предвыборного штаба сенатора Доула на президентских выборах 1996 года в США. Менефорт, ныне видный вашингтонский лоббист, консультировал Ахметова, когда тот обдумывал идею IPO своей фирмы SCM Holdings на западных финансовых рынках.

Сейчас, когда на носу новые выборы, Менефорт отказывается разглашать, какие конкретно советы он дал Януковичу.

Но по словам людей, причастных к предвыборной кампании Партии регионов весны 2006 года, рекомендации Менефорта касались основополагающих вопросов: как добиваться поддержки целевых групп электората, как нравиться избирателям. Менефорт также сделал для Януковича мастерский рекламный ролик и натаскивал его перед презентациями.

"Это человек, который теперь сам себе хозяин и сам распоряжается своим временем, – отметил Менефорт, подчеркнув, что в 2004-м у Януковича руки были связаны, так как он подчинялся всесильному президенту Кучме. – Он мечтает о том, чтобы Украина поддерживала отношения со своими историческими соседями, но в то же самое время в дальней перспективе интегрировалась в Запад. Подобно Никсону в случае с Китаем, Янукович – единственный лидер национального государства, который способен этого добиться".

Новая открытость миру

Смена имиджа повлияла не только на стиль предвыборной агитации Януковича. Послы иностранных государств в Киеве говорят, что в предыдущий период на посту премьера Янукович чурался контактов с зарубежными дипломатами и прессой.

Теперь же он сам устраивает брифинги и приветствует вопросы, отвечая по-украински, даже если его спрашивают по-русски. Он добился принятия законов, которые способствуют вступлению Украины в ВТО и обещал добиться соглашения о свободе торговли с Евросоюзом.

Вот только один образчик его новой открытости – в марте этого года он пригласил к себе домой восемь местных журналистов. Он рассказал, как вплоть до 1999 года любил участвовать в автогонках – его любимой машиной был "форд эскорт" с объемом двигателя в три литра – и о том, как познакомился со своей женой, когда на заводе она уронила себе на ногу кирпич.

Поговорили даже о двух его тюремных сроках – на тему, которая долгое время была табу, прессе ее запрещали даже упоминать.

"Мы зря об этом не говорили, – замечает Ганна Герман, глава пресс-отдела Януковича. – Он попал в тюрьму не потому, что был отъявленным преступником. Мальчишка, круглый сирота, просто попал на улицу и запутался".

Но, возможно, премьер-министр не во всем изменился. В апреле этого года Совет Европы – орган, следящий за соблюдением прав человека на континенте – опубликовал доклад, где отмечалось, что после прихода к власти коалиционного правительства Януковича растет число жалоб на необоснованные полицейские рейды и преследование журналистов.

В докладе также сообщается, что на государственную службу вернулись скомпрометировавшие себя деятели старого режима – например, глава Центральной избирательной комиссии, который надзирал за проведением мошеннических президентских выборов 2004 года и одобрил их.

Янукович публично не прокомментировал критику, содержащуюся в докладе, но расхвалил резолюцию, к которой он прилагается, – адресованный Конституционному Суду Украины призыв установить, является ли законным указ Ющенко о роспуске парламента.

Поначалу после выборов весны прошлого года, когда Партия регионов получила большинство в парламенте, у Януковича не хватало союзников для формирования Кабинета министров.

Но в ходе ссор внутри "оранжевой" фракции ключевая часть коалиции – Социалистическая партия – перебежала на сторону Януковича. "Оранжевые" политики утверждают, что спонсоры Януковича заплатили социалистам 300 млн долл за переход на его сторону. Сам Янукович, а также социалисты говорят, что никаких денег никто никому не давал.

Сделавшись премьером в августе прошлого года, Янукович начал бороться с президентом за важные полномочия, не переданные парламенту по договоренности 2004 года. Янукович быстро повернул вспять политику Ющенко по отношению к НАТО, приостановив усилия Украины по вступлению в этот западный военный альянс.

В январе он протолкнул закон, лишающий президента права назначать премьер-министра, министра иностранных дел и министра обороны, а также губернаторов регионов.

Последняя капля

Чаша терпения Ющенко переполнилась в марте, когда 21 депутат из президентской партии "Наша Украина" и блока Тимошенко перебежал к Януковичу. Многие из этих депутатов – бизнесмены.

Нужно учесть особое устройство политической жизни на Украине: все партии продают парламентские мандаты бизнесменам, которые хотят защититься от судебного преследования и получить доступ к распродаже государственного имущества.

Благодаря новобранцам Янукович приблизился к своей цели – получить 301 голос из 450 в парламенте, что позволит ему отменять вето президента и вносить поправки в Конституцию.

Принятие перебежчиков в ряды коалиции Януковича "было ошибкой", говорит депутат Тарас Чорновил, руководивший предвыборным штабом Януковича в роковой кампании 2004 года. Отец Чорновила, лидер оппозиции, погиб в 1999 году в автокатастрофе при весьма подозрительных обстоятельствах. "Нам следовало предвидеть реакцию Ющенко", – замечает он.

Ющенко распустил парламент, утверждая, что перебежчиков подкупили, и воссоздал "оранжевую" коалицию с Тимошенко. Янукович объявил указ противозаконным и вывел на улицы тысячи своих сторонников.

"Нам не нужен президент, который нарушает Конституцию, – сказал один из них, 49-летний Леонид Ермураки, ветеран войны, которую Советский Союз вел в Афганистане. – Президент представляет только одну часть страны – своих людей в западных районах".

Ермураки был руководителем лагеря "Феодосия" – скопления палаток прямо напротив здания правительства в Киеве. Он привез сюда 63 человека из одноименного приморского города в Крыму – пламенно преданном России регионе Украины – которые несли вахту посменно.

Питание, медицинские услуги, флаги и дождевики одного цвета – все это поставлялось централизованно, с гордостью сказал Ермураки. Каждое утро его люди вливались в многотысячную толпу, которая шла маршем на Майдан Незалежности, где слушала речи и поп-музыку.

Большая часть участников уже разъехалась по домам, но это стилистическое повторение "оранжевых" демонстраций способствовало смене имиджа Януковича.

Партию регионов "глубоко уязвило, когда народ ее прогнал", так что ей потребовался собственный аналог "оранжевой революции", поясняет Владислав Каськив, лидер молодежного движения "Пора", которое сыграло ключевую роль в протестах 2004 года.

Каськиву приятно наблюдать, что такие люди, как Янукович, теперь чувствуют необходимость заниматься политикой в публичной сфере, а не решать все исподтишка за закрытыми дверями, как было до 2004 года.

"Моя ошибка была в том, что я верил, будто "оранжевая революция" сможет смести все эти бизнес-кланы сразу, – говорит Каськив. – Я неверно оценил ситуацию. Это будет постепенная эволюция".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде