Фронт невидимый и забытый
Приговор глобализационных процессов один для всех: отшельникам приходится крайне тяжело. Это касается и отдельно взятой личности, и любой социальной группы, и целых наций.
Сегодня невозможно представить, чтобы отдельное государство проводило свою политику без учета позиций других государств и международных учреждений.
Разница только в том, что одни страны позицию других принимают во внимание, а другие – фактически руководствуются указаниями из заграницы.
Первые – потенциальные хозяева мира, вторые – фактические прислужники таких стран-хозяев.
Вмешательства иностранных государств во внутренние дела Украины являются очевидным и угрожающим фактом. Оно происходит и на публичном уровне - через заявления иностранных государственных органов и отдельных политиков. (Чего стоит только недавнее заявление "эсэнгэвского" комитета Госдумы России, в котором президент Украины прямо обвиняется в узурпации власти).
И на непубличному - через влияние зарубежных спецслужб.
Зарубежные страны - близкие и далекие - крайне заинтересованы в том, чтобы украинские правители, скажем так, не принимали решений, неблагоприятных для соответствующих стран.
Поэтому спецслужбы осуществляют свое влияние и через граждан Украины, преимущественно – высокопоставленных представителей власти, людей, которые определяют государственную политику Украины.
Почему отечественные политики так часто аппелируют к России, США и Европейскому Союзу? Чем обусловлена "параллельная внешняя политика" высокопоставленных членов Кабинета министров?
В конце концов, зачем правители отчаянно спекулируют на вопросах НАТО и ЕЭП, русского языка и Черноморского Флота, "американской жены" президента и поставок энергоносителей?
Только из идейных соображений, не подкрепленных никакими "заграничными" просьбами? Возможно.
Но все-таки более похоже на то, что эпоха тайных резидентов и детективных вербовок отходит в прошлое. Наступает время распространения влияния спецслужб не через серых незаметных агентов, а руками собственно людей, которые определяют и реализуют государственную политику в соседних странах.
Все, что не запрещено, разрешено?
Представьте себе, что вы министр. Сделали довольно удачную и перспективную карьеру. Имеете амбиции создать собственную политическую силу на следующих выборах и возглавить небольшую парламентскую фракцию.
Однако, для этого Вам крайне нужна поддержка – не на уровне банальных бизнесменов-миллионеров – а мощная политическая поддержка на уровне руководства одного из, например, соседних государств.
И вот Вы "совершенно случайно" встречаете дяденьку, который предлагает Вам – нет, совсем не передачу тайных документов и заложить взрывчатку в доме Кабинета министров – всего-навсего в будущем, после того, как Вы непременно станете человеком, который принимает большие решения, просто время от времени учитывать некоторые пожелания консультантов "по стратегическим вопросам".
Аванс – необходимая и желательная поддержка в размерах, которые превышают самые оптимистичные ожидания. Думаете – Вы теперь преступник? Вовсе нет.
Парадоксально, но с формальной точки зрения сотрудничество госслужащего высокого (да и любого!) ранга с иностранной спецслужбой у нас не только не рассматривается как преступление, но даже не тянет вообще никакой юридической ответственности – даже увольнения с должности!
Даже 111 статья Уголовного Кодекса Украины об уголовной ответственности за государственную измену не предусматривает ответственности за все возможные формы сотрудничества со спецслужбами иностранных государств.
Так, лицо, которое взяло на себя обязательства принимать решения, находясь на государственной службе, с учетом интереса иностранного государства, фактически невозможно привлечь к уголовной ответственности.
Иными словами понятие "государственная измена" совсем не является тождественным понятию "сотрудничество со спецслужбой иностранного государства".
Исходя из положений Уголовного Кодекса, государственная измена может проявляться в одной из форм:
- переход на сторону врага в условиях военного состояния;
- переход на сторону врага в период вооруженного конфликта;
- шпионаж (передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, которые составляют государственную тайну);
- предоставления иностранному государству помощи в проведении подрывной деятельности против Украины;
- предоставления иностранной организации помощи в проведении подрывной деятельности против Украины.
Законодательный пробел
Тяжело оспаривать очевидное – сотрудничество правителя со спецслужбой иностранного государства – эта всегда угроза для национальной безопасности Украины.
Даже невинный контакт, который сначала не тянет за собой никаких взаимных обязательств, может спустя некоторое время привести к существенной коррекции государственной политики, вследствии которой украинский национальный интерес будет изувечен интересом заграничным.
И дело здесь далеко не только в том, чтобы привлечь к уголовной ответственности каждого, кто когда-то с кем-то пообщался за чашечкой кофе, а потом принял государственное решение по принципу "и вашим и нашим" – то есть расширить самое понятие существующего преступления "государственная измена".
Самое важное – создать действенный законодательный механизм недопущения лиц, которые контактировали с иностранными спецслужбами, на высокие государственные должности в принципе, а, возможно, и к деятельности в других социальных сферах – в религиозных организациях, медиа-пространстве и т.п..
Сейчас такой механизм в эмбриональном виде уже существует - специальная проверка относительно лиц, которые претендуют на занятие должности из ограниченного перечня уже осуществляется, но такая проверка весьма ограничена во времени и носит, нередко, формальный характер. Итак, соответствующее законодательное урегулирование является крайне необходимым.
В связи с этим мной вместе с моими коллегами от блока "Рух -украинская Правица" уже в первые дни работы Верховной Рады нового созыва будет внесен законопроект "О специальной проверке государственных служащих и лиц, уполномоченных на выполнение отдельных функций государства".
Сейчас предлагаю Вашему вниманию ключевые положения этого законопроекта, разработанного с привлечением ведущих специалистов в сфере национальной безопасности и обороны.
Первым делом предлагается законодательно определить понятие "сотрудничество со специальными службами иностранных государств" как любые действия, которые совершаются государственным служащим или должностным лицом в рамках служебных полномочий по договоренности со специальной службой иностранного государства.
Такие действия могут носить характер предоставления преференций при заключении межгосударственных договоров в торгово-экономической сфере, проведения внешней политики с третьими государствами с учетом интереса иностранного государства, назначения на государственные и прочие должности лиц, рекомендованных иностранной спецслужбой и т.п..
Эти и другие действия в интересах иностранного государства могут осуществляться как из корыстных, так и з других соображений, однако в любом случае лицо, которое сотрудничает с иностранной спецслужбой, будет наносить ущерб интересам Украины.
Сущностью законодательной новации будет обязательство лица, которое претендует или уже пребывает на высокой государственной должности предоставить согласие на проведение компетентными органами проверки собственной деятельности на предмет наличия или отсутствия факта контакта со спецслужбой иностранного государства, активное участие в такой проверке и публичное объявление его результатов.
Лицо, которое будет находиться на определенных государственных должностях на момент вступления закона в силу или будет претендовать на занятие такой должности после обретения законом силы, будет обязано обратиться с заявлением в Главное управление государственной службы Украины, в котором должен будет сообщить о факте контакта со спецслужбой иностранного государства.
Проверку предоставленной лицом информации будет осуществлять Главгосслужба с привлечением к этой работе правоохранительных органов.
В случае если лицо добровольно сообщило о факте контакта со спецслужбой иностранного государства и по результатам проверки признаков преступления государственной измены в его действиях не выявлено, такое лицо не теряет права на пребывание/занятие соответствующей должности.
Если по результатам проверки установлен факт контакта лица с иностранной спецслужбой (что лицо скрыло), то независимо от того, носил ли этот контакт характер государственной измены, или нет, и реально ли происходило сотрудничество между лицом и иностранной спецслужбой, лицо в любом случае пожизненно лишается права занимать должности из перечня, определенного законом.
В случае если лицо скрыло не только время и факт контакта с иностранной спецслужбой, но и реальное сотрудничество с ней, оно должно понести уголовную ответственность за утаивание факта сотрудничества с иностранной спецслужбой и также быть лишенным права на пребывание на государственной службе или службе специального характера.
Если же по результатам проверки в действиях лица будет выявлен признак преступления, соответствующие материалы будут передаваться в установленном порядке в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В общем, принятия такого закона, по нашему мнению, позволит добиться решения сразу нескольких важных, с точки зрения обеспечения национальной безопасности Украины, задач:
- недопущения на государственную службу лиц, которые будут использовать служебные полномочия в интересах иностранного государства;
- обнаружения агентов иностранных спецслужб через механизм добровольного признания лица о контакте со спецслужбой иностранного государства;
- более эффективной борьбы с государственной изменой (в случаях, когда проверкой будет установлено, что контакт со спецслужбой иностранного государства имел характер преступления, или спровоцировал совершение преступления).
Обязательность проверки также будет иметь превентивный характер относительно недопущения контактов граждан Украины с иностранными спецслужбами в принципе.
Максимальная процедура проверки позволит донести для общества и каждого гражданина предостережение: незаконный контакт с иностранной спецслужбой отрицает возможность пребывания на государственной службе и тянет за собой угрозу уголовной ответственности.
Национальный интерес – единственый ориентир для госслужащего любого уровня.
Автор
Анатолий Матвиенко, глава Украинской республиканской партии "Собор", блок "Рух – Украинская Правица"