Ситуация выбора
"Духи" Конституции
Общество их выбирает, они теряют легитимность, общество снова их избирает, они снова теряют легитимность.
И каждый раз страну колбасит.
И когда страну колбасит, политики получают бешеный кайф.
Они потирают руки — это их время. Потому что они, как политические вампиры, питаются социальной энергией, используют биомассу на майданах для собственных целей.
Легитимность президента теряется приблизительно через 2 года после его избрания. Легитимность парламента — через год.
Избрание президента через каждые 2 года и парламента через 1 год дешевле, чем создаваемая система коррупции этими ветвями власти за время после потери ими легитимности. Так может дело не в перевыборах, может причина глубже?
Нынешняя Конституция оказывает содействие потере управляемости страной со стороны власти и порождает раскол страны. Есть два основополагающих условия управления любым объектом:
1) целостность объекта;
2) единственный центр управления.
Когда нет целостности объекта, им невозможно управлять. Когда центров управления два и больше, они не управляют объектом, а постоянно конфликтуют за перераспределение полномочий.
В Украине существует пропорциональная избирательная система, которая в ситуации социально-культурного раскола страны воссоздает разделение партий не столько по идейным признакам, сколько по территориальным: в Украине есть партия запада, партия центра, партия востока и юга Украины.
На самом деле ни одна заметная парламентская партия Украины не является общенациональной при своей электоральной поддержке. Ведь пропорциональная избирательная система воссоздает в структуре власти социально-культурный раскол страны.
Когда между партиями начинаются конфликты, они сразу же превращаются в конфликты между электоратом по территориальному признаку — между западом, центром, востоком и югом.
В Конституции формально один, а функционально два центра исполнительной власти — коалиционный Кабинет Министров во главе с премьер-министром и президент.
Они конфликтуют между собой за перераспределение полномочий. Структуры власти всех уровней в ситуации конфликта между двумя центрами исполнительной власти вынуждены становиться на сторону одной или другой.
С президентом конфликтует не только Кабинет Министров, но и парламент, потому что институт коалиционности заставляет их быть вместе в любом конфликте. Суды страны, в ситуации конфликта двух центров исполнительной власти, сами подменяют их, становясь каждый раз на ту или другую сторону, в зависимости от политических симпатий судий и уровня их коррумпированности.
Спор, кто из ветвей или центров власти больше нарушает слабую Конституцию, — бессодержательный. Тяжело придумать более опасную для целостности и управляемости страны Конституцию, чем та, которая действует сегодня.
Главная проблема государства — неадекватность политической системы относительно социокультурной структуры страны. То есть вся Конституция и является главной причиной конфликтогенности отечественной политики. Когда Конституция является неадекватной, она не работает буквально.
Когда Конституция не работает буквально, разные политические силы начинают ссылаться на "дух" Конституции, каждый вызывает своего "духа", и разные "духи Конституции" демонизируют страну.
По Днепру
Перевыборы не решают проблему. То, как проблему ставят сегодня представители власти, — возвращение легитимности парламента, возвращение легитимности президента — не решает проблем неадекватности политической системы социально-культурной структуре страны, отсутствия эффективных институтов самоуправления и стратегирования.
Нынешняя политическая система порождает консервацию конфликтности и беспорядка в стране, лишает страну и ее граждан перспективы в мире цивилизационной конкуренции, делает из Украины аутсайдера.
Понимание ситуации, в которой оказалась нация, позволяет ее преодолеть. Непонимание ситуации, приводит к ее затягиванию, отсрочиванию, циклическому повторению.
Нам нужно создать ситуацию судьбоносного выбора. Перевыборы парламента — это псевдоротация элит, а не судьбоносный выбор. Не став в ситуацию выбора, каждый год будем избирать, каждый год будем колбаситься.
Настоящая ситуация выбора — в изменении политической системы. Для этого необязательно иметь легитимную власть, потому что есть всегда легитимная община Украины. Ситуация выбора — или задействие совокупного интеллектуального потенциала общественности для преодоления кризиса, или гражданская война.
По большему счету, уже все равно. Федерализм, так федерализм. Война, так война. Раскол по Днепру, так пусть Днепр и будет условной границей. Федерализм для перспектив развития самоуправления даже лучше, чем унитарность.
Гражданская война, если ее решат политиканы, не будет войной территориальных общин между собой, потому что народ умнее политической элиты — это будет война на уничтожение этой неспособной политической элиты.
Если невозможно объединить страну в целостной стране, то ее можно объединить из двух частей. Иногда, чтобы объединиться, нужно сначала хорошо разграничиться.
Много кто из нас готов за это погибнуть. Но погибнуть можно в ситуации судьбоносного выбора, а не в политическом дерьме, которое у нас называют периодическим возвращением легитимности власти.
Так называемые политические лидеры в принципе не понимают нынешнюю ситуацию выбора. Они не боятся потерять страну, они боятся потерять власть. Их слушать не просто смешно или грустно. Их слушать уже невозможно, потому что красуясь на телеэкранах во время кризиса — они просерают страну.
Еще никогда неинтеллектуальность власти не была настолько очевидной. Еще никогда отсутствие рефлексии не угрожала нам настолько сильно. Еще никогда политическая элита не была настолько беспомощной и бесперспективной, даже при условии повторного переизбрания в парламент.
Украине не угрожают олигархи, не угрожают коммунисты, не угрожают националисты. Украине угрожают идиоты...
Автор не знает, как передать собственную злость от блеяния этих баранов! Не хочу, чтобы при власти были эти люди, которые называют себя сегодня политической элитой. Не хочу, чтобы над моей страной смеялись из-за того, что в ней при власти стратегические импотенты.
Переучреждение
Все ближе и ближе приближаемся к переучреждению государства. Если бы власть не мешала, общество давно уже это сделало бы.
Отказ от услуг политической элиты в деле создания государства в пользу общины — трудное решение. Но может так произойти, что вся нынешняя власть просто на коленях будет просить общину принять на себя функции создания государства.
И если придется это делать, нужно полностью и абсолютно переводить ситуацию из правовой плоскости отношений партий и органов власти в правовую плоскость Конституционного Собрания и переужреждения Государства заново через Новую Конституцию, которая принимается на всенародном референдуме.
Только это даст возможность создать такую Конституцию, которая будет связывать страну в единое целое, будет описывать новую сложную систему власти, более адекватную сложному современному миру.
Будет ограничивать полномочия государства в пользу самоуправления, будет вводить институт стратегирования, что процедурно связано с самоуправлением и другими классическими типами власти — законодательной, исполнительной и судебной.
Государство для общины, а не община для государства! Не власть, а община будет решать судьбу страны! Община не просит права на переоучреждение государства, потому что она уже имеет это право!
Сергей Дацюк, для УП